Мордовия. ч.23: имя Чекушка у алатырской мордвы XVII в. (1)- Парадеева, Тазнеева, Лобаски, Вечкисева

Jul 10, 2024 22:50

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Итак, в к.XVI - нач.XVII вв. кадомская мордва массово переселялась в Алатырский уезд (см. ч.18 и ч.19). В этой связи, как представляется, и получило распространение имя Чекушка (Чокашка, Чекашка, Чабушка, Чакушка, Чукашка) среди эрзян Алатырского уезда.

Ведь не было в 1623/26 г. во всём уезде ни одного взрослого человека с этим именем среди мордвы. А в переписи 1671 г. таковых лиц оказалось несколько. Да и жили они в деревнях, расположенных неподалёку друг от друга.

Без сомнения, линии их предков как-то связаны. Но переписи XVII века не дают исчерпывающего ответа на вопрос - каким образом?

Некоторые лица с именем Чекушка в Алатырском уезде XVII века относятся к разным мужским генеалогическим линиям. Стало быть, они могут быть в близком родстве только с учётом женских линий. За отсутствием точных данных таковое родство представляется всё же более вероятным, чем только лишь личное знакомство предков.

А некоторые лица вполне определённо происходят от одного предка по мужской линии и, по сути, фамильно относятся к Чекушкиным. Но это по сути. Так-то в пределах известного фамилия Чекушкиных не сохранилась за потомками ни одного из лиц Алатырского уезда с именем Чекушка. Известные мне мужские генеалогические линии Чекушкиных, Чакушкиных, Чекашкиных XIX века - они сходятся и как-бы бесфамильно проходят вглубь времён мимо лиц с именем Чекушка. Другими словами, распространение фамилии Чекушкиных и имени Чекушка в Алатырском уезде хотя и обусловлено было лицами общего и близкого происхождения, но всё же распространялись имя и фамилия обособленно.

Попытаемся в предположительном ключе разобраться, как могут быть связаны между собой линии, выводящие на лиц с именем Чекушка.


*

Все линии предполагаемых родственных связей можно подразделить на группы различным образом.

В одном предполагаемом варианте можно условно выделить Вечкисевско-Парадеевско-Лобаскинско-Тазнеевскую и Баевско-Кочкуровско-Оржадеевскую группы родственные связей. Но, пожалуй, в этой группировке результат поиска несколько размыт менее вероятными родственными связями и личными знакомствами.

В другом предполагаемом варианте получается целостная Парадеевско-Кочкуровско-Баевско-Тазнеевская группа, в коей представители рассматриваемого имени происходят от одного предка по мужской линии. Представители имени в деревнях Вечкисева, Лобаски, Чалпанова, Козловка в эту группу не попадают, но близкое родство по женским линиям в ряде случаев так и напрашивается.

Прилагаемая схема генеалогических связей отображает второй вариант, но в тексте поста уделю внимание и предполагаемым генеалогическим связям первого варианта.

Схема генеалогических связей:



Для пущей наглядности дублирую схему миграций из Кадомского и Темниковского уездов в Алатырский (см. ч.18):



*

Имя в деревне Парадеева.

В деревне Порадеева жили два сына мордвина Мартаса (у коего, предполагаю, было прозвище Чекушка, см. ч.19), а именно: Янчюра и Торпай (Таркай). И два племянника Мартаса: Байко и Старко Полатовы. Предположительно, они прибыли из Кадомского уезда в начале XVII века, не позже 1614 г. У Янчюры в период с 1607 по 1611 гг. включительно родился сын Чокашка.

Однако же, по архивным материалам [10] я выяснил, что фамилия Чекушкиных (Чакушкиных, Чекашкиных) продолжается не от Чокашки Янчурина, а /p.s.23.07.2024: в пределах Парадеево и Дубёнок/ от Байко Полатова.

В последующих постах парадеевские потомки Мартаса будут рассмотрены подробно.

А сейчас уделю внимание расположенным неподалёку деревням.

*

Долина речки (ручья) Корнаслея, за линией горизонта - водосбор речки Большой Соласлейки, ландшафт, в котором расположено Парадеево (кадр за апрель 2023 г.):



Вид с этой же точки на Лобаски (село заметно справа):



Вид из села Лобаски в направлении деревни Тазнеева (вдалеке заметна группа домов):



Эти же дома в деревне Тазнеева (зум):



.

Имя в деревне Тазнеева.

Чекашка Чиндянов родился в период с 1607 по 1614 гг. включительно. Жил в 7-8 км юго-восточнее д. Порадеева - в д. Тазнеева.

В Алатырском уезде было много Чиндянов (Чиндясов), но в 1623/26 г. ни один из них в Тазнеевой не проживал. Не исключено, что отцом Чекашки Чиндянова был Чиндяско Пороватов (Нороватов), упоминаемый в д. Лобаски в 1623/26 г. (это - 1-й вариант). Но представляется более убедительным, что отцом Чекашки Чиндянова был Чиндяско Елушев из деревни Дубёнки (это 2-й вариант).

Первый вариант сложен и громоздок, второй - прост и краток.

1-й вариант. В пользу Чиндяско Пороватова говорит происхождение деревни Тазнеевой.

Лобаски расположены между деревнями Порадеева и Тазнеева. Тажнея указана как выселки из д. Лобаски. И хотя в 1623/26 г. Чиндясовичи в Тажнее ещё не отмечены, но они могли переселиться туда позднее из д. Лобаски ввиду наличия родственных связей.

Косвенно (и отнюдь не решающим образом) подтверждается предположение о Чиндяско Пороватове персоналией жены Чекашки Чиндянова. Дело вот в чём.

В 1671 г. в д. Тазнеева жил сын Чекашки Чиндянова - Сыреска (а ещё Даушка Чиндясов со своим внуком Илейкой Якушевым). Сыреска родился в 1628/29 г. (может, чуть раньше). В 1719 году ему было 90 лет или немного больше (похоже, в 1-й ревизии возраст крестьян старших поколений нередко округлён, т.к. доля «юбилейных» дат несоразмерно велика). Очень редко кто в те времена доживал до такого возраста!

В 1719 году Сыреска фигурирует как Чекаев. Поэтому маловероятно, что непосредственно его отчество послужило основой хотя бы для части представителей фамилии Чекушкиных. Да и не встречалось мне информации о Чекушкиных в деревне Тазнеевой по состоянию на первую треть XX века.

Из переписи 1688 г. известно, что Сырейка Чакашев приходился племянником Асравке. Она же обозначена как «вдова Асравка Бигильдеева дочь». Так вот, за 1623/26 г. в д. Лобаски упоминаются Поводимка, Одманко, Биговатко, Байгильдя, Сергомаско Кудашевы. Асравка, стало быть, была дочерью Байгилди.

По-видимому, Кудашевы в Лобасках - редкий случай, когда у мордвы XVII века профигурировало не отчество, а фамилия.

Дело в том, что Байгилдя упоминается ранее в переписи по Темниковскому уезду - за 1614 г. Был он там не бедным:

«Да за Бигилдеем же мурзою, а он служит, да за братом иво, за Байболдю, а он в службу поспел, княж Кудашевыми на диком поле, на Тувазнале, подле Малого Оксела, на Старом Гумнище, отца их поместье. Пашни наездом пахано...» «Сена сто пятьдесят копен; да на дуброве, возле Тувазнинкого липяга, сто пятьдесят копен. Да на диком же поле, на речке на Урее, пашни наездом пахано...» «Сена пятьдесят копен» [2]. Ещё Бигилдею и брату его Байбахты (Байболде) принадлежали двор в Ширлейской слободе города Темникова и там же - двор человека их Павлика. Байболде исполнилось 15 (родился, соответственно, в 1598-99 гг.).

За мурзой Бигилдеем княж Кудашевым в 1614 г. значился ещё в д. Тумаиве Бору двор брата его родного Томакая, да 4 крестьянских и 1 приказчиков двор (со сплошь русскими именами-отчествами у крепостных), пашни и сенокосы. Да совместно с Усекаем мурзою княж Тенишевым - пашни и сенокосы, и «лес большой» в д. Вечконине, да 2 двора прикащиковых, да 5 дворов крестьянских (с русскими же именами-отчествами крепостных). Да за ним же совместно с тремя мурзами значились пашни в д. Ефаиве и «человек их» Паулька Немчин (между прочим, в той же деревне жил мурза Чекаш Мамлеив). Сам Бигилдей княж Кудашев являлся потомком князя Ефая, который в 1539/40 г. владел д. Ефаевой. Что интересно, фигурируя в качестве татарских мурз, Кудашевы обладали вполне мордовской фамилией («кудо» переводится как «дом»).

Если исходить из тождества Бигилдея мурзы князь Кудашева и Байгильди Кудашева, то, очевидно, не из лучших было для него некое событие в период с 1614 по 1623/26 гг. Сохранил он за собой какие-то поместья в Темниковском уезде или нет, но его прежние титулы в 1623/26 г. оказались писцам не интересны. Однако отмечу, что позднее - в конце XVII - начале XVIII вв. - имя Кудаш было довольно популярно в деревне Тазнеевой.

Аналогичная тому история: в 1614 г. в городе Темникове жил Енбулат Чекашев, а в 1623/26 г. он обнаруживается в д. Ивановской на севере Алатырского уезда. Но в Темниковском уезде служилым татарам Енбулату и Бекбулату Чекашевым принадлежала д. Можарская с 16-ю крестьянскими дворами (со сплошь русскими именами-отчествами крестьян). А в Алатырском уезде за «кадомским приходцем» служилым татарином Енбулатом Чекашевым значится только его собственный двор.

Но вернёмся к Кудашевым в Лобасках. Лобаски представляются одним из первичных пунктов притока кадомской мордвы. По-видимому, приток поначалу привёл к тесноте в Лобасках, и крестьяне почти сразу же (до 1623/26 г.) образовали несколько выставок - деревни Инелея, Болтаева Куря тож, Тажнея, а последняя между 1623/26 и 1671 гг. образовала ещё одну выставку - д. Челпанова.

Сыновья Байгилди - Жадейка, Оргудейка, Балакайка - остались жить в Лобасках. А дочь Асравка, стало быть, жила в замужестве в д. Тазнеевой. Это вроде как говорит в пользу версии о лобаскинском Чиндяско Пороватове как о возможном отце Чекашки Чиндянова.

Однако, Чекашка Чиндянов едва ли мог получить своё имя через Кудашевых. Он не являлся их потомком, а был мужем сестры Асравки Бигильдеевой дочери.

Не вполне исключено лишь, что отец Чекашки и Байгильдя Кудашев были очень хорошо знакомы и что задолго до свадьбы «сосватали» своих детей в их малом возрасте (в прежние века такое в мордовских деревнях случалось). Хотя и это объяснение происхождения имени у Чекашки Чиндянова выглядит «притянутым за уши».

2-й вариант. Но, между прочим, в Кадомском уезде в 1614 г. владения неких княж Кудашевых граничили с владениями мордовских бортников д. Широмасовой (в которой ранее жил Мартас). А это уже скорее аргумент в пользу версии о дубёнкинском Чиндяско Елушеве, как о предполагаемом отце Чекашки Чиндянова. Именно эта версия отображена на представленной схеме.

В пользу Чиндяско Елушева прежде всего говорит его возможное происхождение от Елуша Полатова - вероятного сына Полатка Мардасева. В 1623/26 г. Елуш жил в самой западной части Алатырского уезда - в деревне Пермеева. Но это несколько обособленное в пространстве проживание не исключает предполагаемого отцовства.

*

Похожее имя в деревне Лобаски.

Упомянутый лобаскинский Чиндяско Пороватов (Нороватов) может оказаться сыном Норовата Рамзина (Норовата Порамзина; Пороватко Моромзина) - крестьянина д. Тархановы на Алаторе. И соответственно внуком Порамзы Виряпина, основателя починка Порамзина (ныне д. Вечкусы), возникшего ранее 1625/26 г. Тем самым возможна некая связь персоналий в Лобасках и Тазнеевой с персоналиями деревни Вечкисевой.

Известно, что один из сыновей Норовата именовался как Матроско (Мотроско) Нороватов, он жил в деревне Болдина - выставке из деревни Тарханы. Разумеется, к морскому слову «матрос» имя отношения не имеет, и, по всей видимости, является трансформацией имени Мартас. Т.е., он, можно предположить, был назван в честь предка Мартаса, потомком которого мог являться в свете известного лишь с учётом женских генеалогических линий.

Неясно происхождение Чепкунки Собаева, жившего в деревне Старые Лобаски. Он может оказаться ещё одним сыном тархановского Норовата Порамзина.

Однако же, отцом Чепкунки Собаева вполне может оказаться Собай Тотаров, живший в деревне Кочкурова (эти два предположения отображены на схеме). Собай Тотаров полагается братом Налевы - жены Мартаса.

В качестве отца Чепкунки Собаева не исключён Сабай Сыктесев из д. Старые Чюкалы, сын мордвина по имени Сыскай (Сыскеска) Атасов (Атасев, Отасов) из д. Оржадеева. Сыскай - не ещё ли один сын Мартаса? В таком случае, Чепкунка предстаёт потомком Мартаса по мужской линии.

Четвёртый и менее вероятный отец - Собайка Конборов из д. Пичинея Пахмусова тож.

Подразумевалось имя Чепкунка как вариант имени Чекушка, или же являлось обособленным - наверняка сказать трудно.

*

Имя в деревне Вечкисева.

Деревня Вечкисева расположена тоже вблизи д. Порадеева - в 3 км к северо-западу.

Вид на д. Вечкисеву с южной стороны (в 1620-х гг. деревня располагалась только по северную сторону водотока, а южный его берег относился к землепользованию парадеевских и дубёнкинских крестьян):



В Вечкисевой во 2-й пол. XVII в. обнаруживается сразу несколько представителей искомого имени.

1. Ажешка Чеканин. Чьим сыном он был? Чеканки Неверова из д. Челпанова? А тот - сын Неверки Малюшова из д. Вечкисевой? Все трое упомянуты в 1671 г. Или Невера Мурдасева, трое сыновей которого (Федка, Митка и Осташка) известны за 1622 г. по Верхоценской волости? Или Неверки Болтаева из Тазнеевой?

Ажешка жил во дворе Симдянки Кильдюшева вместе с племянником Симдянки - Кобайко Чокаевым. Но в переписи 1688 г. говорится: «Двор пуст Симдяшки Кильдюшева бежал в Симбирскои уезд в деревню Белые Воды да померли без остатку» [6]. Очевидно, поэтому Ажешка и Кобайко в 1688 г. не упоминаются. И посему же Ажешка Чаканин едва ли может рассматриваться в качестве основателя какой-либо фамильной линии. На представленной схеме он не отображён.

2. Чабушка Сюндюков, упоминается в 1671 г. (родился в период с 1608 по 1656 гг. включительно). В 1688 г. отмечены его сыновья - Бочарка и Пуянска Чугушевы (и их племянник Арийка Муручин). Теоретически отчество Чугушев со временем могло трансформироваться и в фамилию Чекушев.

Чьим сыном был Чабушка - сказать трудно. Только в Лобасках и их выселках в 1623/26 г. было несколько Сюндюков. В самой д. Лобаскиной - Сюндюк (Сюндяк) Кирдянов (Кирдяков), а ещё Сюндюк Атюшев. В д. Инелей - Латыш Сиюндюков (видимо, Сюндюка Кирдянова сын), Шадка Сельдюков. В д. Болтаева, Куря тож - Синдячко Кечемасов, вдова Лунка Вашева жена Кичеманова.

Примечательно вроде бы упоминание за 1623/26 г. Латыша Сундюкова: «Деревни Инелей за Латышом Сундюковым Кирдяпинской ухожей бортной, купленая вотчина деда ево Черевата Мотясова». /вотчина располагалась не близко - у села Гулюшево/. «…вотчина ево старинная…» [4].

Но в 1623/26 г. Латыш - уже взрослый, да ещё и выборный для руководства бортными угодьями от д. Лобаски. Значит, его родственники Мотясовичи были солидного возраста. А Мотяс, быть может, ещё старше упомянутого выше Мартаса.

Неоднократно встречаются в Алатырском уезде 1623/26 г. персоналии, отчества которых образованы от имени Мотяш, Мотяс (Мотяк), Мотяй. При ближайшем рассмотрении все они не являются сыновьями Мартаса. Но удивительным образом имена Мартас (Мортас, Мардас) и Мотяс обнаруживаются в близко расположенных пунктах.

В д. Лобаски упоминается Покштан Мотясов, в д. Инелея - Кабай (Кобай, Кобайко) Мотясов, Сергомаско Мотясов. В другой части уезда - д. Сыресевой а Тулупова тож упоминаются Стут Мотясов, Полдяско Мотясов, Мотяс Гришин. А буквально по соседству, в д. Нижней - Болтай и Семён Мортасевы и Игнашко Мордаков.

Мотяй Отяшев в д. Комаевы Темниковского уезду был судеревщиком бортникам д. Лобаски. Как раз Комаева - по другую сторону леса от д. Порадеева. Но если бы исходить из того, что имя Мотяй - трансформация имени Мортас, то трудно было бы объяснить, почему отчество у сыновей сохранилось в исходной форме лучше, чем имя у предполагаемого отца. Стало быть, Мотяй Отяшев и Мортас отец Янчюры - разные персоналии. Тем паче, что Мартас и не уезжал из Кадомского уезда.

По-видимому, имена Мартас (Мортас, Мардас, Мурдас), Мотяс, Мотяй, Мирдемас (Мурдемас) изначально были разными именами мордвы Кадомского уезда. В Алатырский уезд попали в общем миграционном потоке (не обязательно одновременном) и получили распространение в группах близлежащих друг к другу пунктов.

Можно предположить, что отцом Чабушки Сюндюкова (а также Латыша Сиюндюкова и Шадки Сельдюкова) является лобаскинский Сюндюк (Сюндяк) Кирдянов (Кирдяков), а дедом - соответственно Кирдянок Кичемасов, бортник той же д. Лобаски. Получается тем самым ещё одна родственная связь между деревнями Лобаски и Вечкисева.

Однако, ещё более убедительной представляется версия, что отцом Чабушки Сюндюкова является лобаскинский Сюндюк Атюшев, брат которого - Толгуш Отюшев - жил в деревне Порадеева. Отцом Сюндюка и Толгуша представляется кадомский мордвин Атюш (Отюш) Кирдяпин, отмеченный в 1614 г. в деревне Широмасовой. Версия подкрепляется тем, что троих из шести или семи сыновей Кирендяпа звали на удивление также, как сыновей его односельчанина Мартаса: Торкай, Полат, Невер.

3. Чекашка (Чукашка) Жданов и сын его Рузанка 20-ти лет, а также Сидорко Чекашев отмечены в 1688 г.

У Чекашки Жданова в д. Вечкисевой жили братья - Боляйка Жданов, Вертянка (Виртянко) и Болтайка (Болтайко) Зверкины (все трое упоминаются и в 1671 г.), Виртяйка Зверкин. У каждого из них в 1688 г. уже были сыновья.

Стало быть, Рузанка родился в 1667-68 г. А Чекашка Жданов - не позже 1653 года, и обязательно должен был попасть в перепись 1671-го года. Но по каким-то причинам в ней не перечислен.

Имя Ждан в 1623/26 г. в Алатырском уезде встречается несколько раз: мордвин Ждан Тогаев (в д. Медянской), арзамасский служилый человек Мустофин Ждан Томаев сын (вблизи д. Ивановской), «владимирец» «из родовитого служилого дворянства» Овдокимов (Евдокимов) Офонасий Жданов. Непохоже, чтобы кто-то из них был отцом Чекушки Жданова. В Старых Лобасках отмечен в 1671 г. Жадейка Бегилдин, но это другое имя, и писцы их различали.

Интереснее упоминание за 1671 г. Жданки Турстанова в д. Дубёнки (рядом с д. Порадеева).

А ещё примечательнее Жданка Яншин, упоминаемый в том же году в д. Полдасева, т.е. неподалёку от Вечкисевой. В д. Полдасева в 1623/26 г. упоминаются Янша (Янса) Лиясев, а в д. Дубёнки: Девайко Лиясев, Шекшайка Лиясев, двор вдовы Асеманей Сычаевские жены Лиясевой. Отцом Янши Лиясева может оказаться Лияс Мучкодеев из д. Кочкуровой. И вот, возможно, проявляется некая связь между Вечкисевой, Кочкуровой и прилегающими к деревне Порадеева Дубёнками. Не исключено, что урождённая в д. Порадеевой некая внучка Мартаса вышла замуж за Жданку Яншина, познакомившись с ним через живших в Дубёнках его братьев.

Упоминается и отец братьев Чекашки Жданова - Зверка Еловатов - в 1671 г. в той же д. Вечкисева а Поромзинской починок тож на речке на Тулоевке. А в 1623/26 г. в починке отмечен двор «за арземаским мордвином за Иневатом Чювашевым». Очевидно, Иневат и Еловат - одно имя. Отчество Чювашев, вероятно, не имеет отношения к чувашам. В мордовском языке похожее слово означает «рыть, копать». Отцом Еловата, по всей видимости, был Чуваш Торнеев, вотчина которого располагалась близ д. Утки, т.е. довольно далеко и примерно на границе Арзамасского и Алатырского уездов.

*

Таким образом, наряду с сыновьями Мартаса, перечисленными в части 19-й, должно было быть и несколько его родственниц: как, например, мать или бабушка Чабушки Сюндюкова. Совсем необязательно то были именно дочери Мартаса. То могли быть его сёстры и внучки, сёстры его жены, дочери сестёр и братьев жены.

Прод-е сл-т…

Источники информации к ч.23 и ч.24 см. в конце следующего поста: « ч.24: имя Чекушка у алатырской мордвы XVII века (2) - д. деревни Баева, Кочкурова, Козловка и др».

9.карты-эксклюзив, 8.Чекушкины, 7.13.Мордовия

Previous post Next post
Up