Мордовия. ч.46: кержиманские Учелькины и немного о Давыдовых из Ардатовского уезда.

Jan 16, 2025 20:45

.

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Исходная информация о предках по линии Учельниковых была крайне скудной. И я не ожидал (до апр.2024 г.) убедиться в том, что нашёл свою предковую линию этой фамилии. Крупицы информации оказались рассредоточены по содержанию разных материалов. Но в конечном итоге пазл сложился чётко и однозначно.

*

Загадка 1: деревня в Ардатовском уезде Симбирской губернии.

Учелькины (правильное написание оказалось таково) - очень редкая фамилия. Мне с 2013 года известно, что девичья фамилия моей прапрабабушки, эрзянки Федоры Фёдоровны - Учельникова. Но из которых деревень Ардатовского уезда прибыли её предки в Барское (между Омском и Петропавловском), известно не было.

Помогла в поиске редкость фамилии. А ещё - пространственная близость места проживания предков-Учелькиных к месту проживания предков-Чекушкиных.


Просматривая метрическую книгу 1849 года Трех-Святской церкви села Мачкас, я заметил три упоминания Учелькиных в близлежащей деревне Кержиман. Дважды упоминалась восприемницей удельно-крестьянская жена Марья Абросимова Учелькина, один раз - крестьянская вдова Авдотья Федорова Учелькина. Метрические книги прихода за 1864-66 гг. отобразили новые сведения о представителях фамилии. Но разобраться, кто есть кто без ревизской сказки 1850 года было бы невозможно.

Ревизии 1795 и 1850 гг. позволяют полагать, что в сер. XVIII - сер. XIX вв. в Кержимане проживало две ветви удельных крестьян Учелькиных, общий предок которых родился не позже времён Петра I. Соответственно, и фамилия Учелькиных возникла давно.

В основе фамилии лежит, конечно же, мордовское дохристианское имя Учей (Учекса, Учай).

За недостатком информации можно только предположить, что Учелькины в Кержимане при истоке Нуи происходят от мордвина по имени Учекса Болтаев из деревни Кержиман среднего течения Нуи. Эта рабочая версия выглядит логичной, т.к. деревня Кержиман при истоке Нуи могла быть основана переселенцами из той одноимённой деревни. Учекса Болтаев отмечен в 1688 г. [1] (за тот год ещё три человека с похожими именами отмечены в разных деревнях Алатырского уезда, а в 1-й пол. XVII в. имя было более распространенным).

Самый ранний мой предок в линии Учелькиных родился не позже 1734 года, звали его Василием. Эта генеалогическая ветвь несомненно представлена Учелькиными.

Другая линия кержиманских Учелькиных (но: вероятно, Учелькиных) тоже восходит к человеку по имени Василий, он родился не позже 1710 года. Возможно, речь идёт об одном и том же Василии. Однако же, заставляет усомниться разница в 40 лет между старшим и младшим Васильевичами (известными по ревизии 1795 года). Можно предположить, что один Василий был сыном другого, или же генеалогические линии сходятся в более ранних временах - но чтобы выяснить это, надо смотреть первые три ревизии (а я их не видел).

Из ревизии 1795 года известно, что у моего предка Василия (родившегося не позже 1734 г.) было в 1795 г. двое сыновей - Михайла Васильев/ич/ и Андроник Васяльев/ич/ (и упоминается умершая в 1782 г. дочь Матрена).

Потомки Михаила Васильевича и Андроника Васяльевича много позже будут упомянуты с фамилией Учелькин - в 1849, 1864, 1866 гг. Так, например, Илья Андронович будет женат на вышеупомянутой Авдотье Фёдоровне в замужестве Учелькиной. Это доказывает, что фамилия возникла много ранее первых упоминаний её в метриках, и что в сер. XVIII века фамилия уже существовала.

Моим непосредственным предком был Михайла Васильев/ич/ Учелькин, родившийся в 1763/64 г. Женой его была Авдотья Наумов/н/а из деревни Козловка Саранского уезда. Она была на два года старше. Таковые случаи, когда жена была немного старше мужа, являлись обычными в мордовской деревне Кержиман. Детей у них было по состоянию на 1795 год трое - Тимофей, Сергей, Андрей.

Моим непосредственным предком был Андрей Михайлович. Родился в 1789/90 году. Жена его в рассмотренных ревизиях не упоминается; в 1795-м ему было всего 5 лет, а умер он в 1844 г., до ревизии 1850-го года.

Сыном Андрея Михайловича был Николай Андреев/ич/. Родился он в 1834 году. По состоянию на 1850 г. ему было 38,5 лет, его жене Марье Абросимов/н/е в замужестве Учелькиной - 40 лет. Детей у них отмечено трое: Варвара 8-ми лет, Николай 13-ти лет, Василий 15-ти лет. Несколькими годами позже Василий Николаевич женился на Евдокие Лаврентьв/н/е.

*

Загадка 2-я: которого Василия сын Фёдор.

Генеалогическое древо Марьи Абросимовны по двум рассмотренным ревизиям выявляется хорошо, но, к сожалению, бесфамильно. Отца звали Абросимом Остафейевым (р. в 1766/67), деда по отцовой линии - Остафейем Леонтьевым (р.в 1743/44), а бабушку - Авдотьей Гавриловной (р. в 1742/43). Двумя прадедами Марьи Абросимовны были родившиеся в 1-й четверти XVIII века Леонтий и Гаврила. Мать же её - Агафья Петровна - была из соседней деревни Сайгуши. Из необычных ревизских записей можно отметить, что дочь Марьиного брата - Акулина Семенов/н/а - вместе с мужем и дочерью была переведена в 1850 из Сайгушей в Кержиман, но в 1853 все трое были переведены обратно в Сайгуши.

У перечисленных лиц были братья и сестры. Чтобы не усложнять повествование ещё более, ограничусь отображением таковых родственников на схеме. См. схему Учелькиных:



Сыновей Марьи Абросимовны, напомню, звали Василием и Николаем Николаевичами Учелькиными.

Тут придётся вспомнить и о другой генеалогической линии - по-видимому, Учелькиных. О той, что происходит от Василия, родившегося не позже 1710-го года. Потомком того Василия был Василий Николаевич, в 1850 году ему было 19,5 лет. А немного позже сей Василий Николаевич женился на Анисье Васильев/н/е.

Схема вероятно Учелькиных:



Таким образом, два юных Василия Николаевича Учелькины приходились друг другу родственниками не ближе, чем на уровне пятиюродных братьев. Тем не менее, их семьи поддерживали родственные отношения между собой. А надобно ещё отметить, что у второго упомянутого Василия Николаевича было родных три брата (Семён, Егор, Андрей) и две сестры (Авдотья и Александра) - большая семья. Всего же в Кержимане по состоянию на 1850 год проживало не менее 21 Учелькиных (обоего пола) по одной линии и 18 по другой линии. Немудрено, что в приходе села Мачкас не очень то различали, кто есть кто.

26 сентября 1864 года в семье Василия Николаевича и Евдокии Лаврентьевны родилась девочка. На следующий день таинство крещения совершал священник Поспелов с причетником Соколовским. Восприемниками стали Василий Николаевич Учелькин и солдатка Анна Архипов/н/а. По всей видимости, это - тот Василий Николаевич, который являлся мужем Анисьи Васильев/н/ы (или же по ошибке так записали родного дядю новорожденной - Николая Николаевича; в таком случае генеалогическая линия Учелькиных только одна). Присутствовали ли родные дядя новорожденной Николай Николаевич и дед Николай Андреевич - неизвестно, в метрике об этом, разумеется, ничего не говорится.

Священник приходского храма села Мачкас (Сабур-Мачкасы) записал в метрической книге:

«Деревни Кержиман удельный крестьянин Василий Николаев Учелькин и законная жена его Евдокия Лаврентьева - оба православные». Вроде, правильно записал. Однако, потом, видимо, засомневался: как это - отца и восприемника зовут абсолютно одинаково? Взял имя «Василий» в скобки (как если бы зачеркнул). А чуть выше записал имя «Николай».

Вот без ревизской сказки 1850 года в этой путанице было бы не разобраться. Так вот, муж и дети Евдокии Лаврентьевны однозначно были по фамилии Учелькиными. Муж и дети Анисьи Васильевны, по-видимому, тоже были Учелькиными.

9 октября 1865 года в семье Василия Николаев/ич/а и Анисии Василиевны - вероятно, Учелькиных - родился сын Павел. На следующий день состоялись крестины. Восприемниками стали родная сестра Василия - Акилина Николаев/н/а - и, вероятно, троюродный брат Василия - Григорий Ефимов/ич/.

Вышеупомянутое рождение отсекает сомнения в том, который Василий является отцом нижеупомянутого ребёнка.

4 февраля 1866 года в семье Василия Николаевича и законной жены его Евдокии Лаврентьевны Учелькиных родился сын Федор. Крещение состоялись на следующий день.

Почерк в метрике 1866-го года оказался трудночитаемый, восприемников я не выписал.

*

Загадка 3-я: идентичность Фёдора.

Но вот, собственно, и Фёдор Учелькин. Но точно ли он является отцом моей прапрабабушки Федоры Фёдоровны?

Исчерпывающего ответа на этот вопрос я не очень то надеялся получить. Неожиданно обнаружил его, и отнюдь не в метриках.

На сайте «Бессмертный полк» представлен Всеволод Фёдорович Учелькин (11.02.1905-25.11.1942). Упоминается, что его «Отец - УчЕлькин Фёдор Васильевич - мордвин из Симбирской губернии молодым переехал в с. Барское… Учи(Е)ликин Василий - остались с женой в Симбирской губернии» [6]. Вот оно - недостающее информационное звено! Правда вот, ФИО жены Фёдора Васильевича Учелькина (Училькина) приводится на сайте совсем другое, а среди имен пятерых его детей нет ни одной дочери. Вроде бы, очередное несоответствие, но…

Что при сопоставлении ревизии Мордовского архива, метрик Ульяновского и Омского архивов, переписных листов Тобольского архива и информации с сайта «Бессмертный полк» получается? А вот что.

Родители Фёдора Васильевича Учелькина остались жить в деревне, нет - уже в селе Кержиманы. Сам же Фёдор покинул село не позже 1882 1883 года, в возрасте не более 16 17 лет (испр.18.01.2025). С потоком переселенцев Ардатовского уезда он уехал далеко-далеко на восток и поселился в деревне Гусинова, она же Правдина, она же Барская (затем - село Барское, а ныне Октябрьское между Петропавловском и Омском, в 12 км к северу от Булаево). В деревне Барской он женился на дочери таких же переселенцев из числа удельных крестьян Ардатовского уезда.

«Имя её неизвестно, отчество - Васильевна, а фамилия - Давыдова» - так я записал, предварительно составляя пост. И только в середине декабря 2024 года мне стало известно: звали её Марфой Васильевной. И вот родилась в 1885/нач.1886 у Фёдора Васильевича и Марфы Васильевны дочь - Федора Фёдоровна. Почему-то в метриках прихода Сретенской церкви села Конюхово соответствующей записи не имеется.

В переписи 1897 года родным языком 11-летней Федоры Фёдоровны Учельниковой обозначен русский. Это на первый взгляд может показаться странным с учётом того, что дочь мордвина Фёдора Учелькина жила во дворе её деда - мордвина Василия Яковлевича Давыдова, для жены и сыновей которого родным языком тоже указан мордовский. Но на основе переписи уже можно было сделать некоторые предположения, и они подтвердились метриками Омского архива.

*

Загадка 4-я: русский язык как родной у эрзянки.

В деревне Барской в 1897 г. было два двора Давыдовых. Похоже, что они располагались по соседству и были представлены близкими родственниками - родными братьями во главе семейств. Однако же, прибыли эти семейства в разное время: по-видимому, один - в 1877 г., другой - в 1889 г. Меня интересует тот двор Давыдовых, который прибыл первым.

Давыдовы прибыли в деревню Барскую не раньше 1875 года, т.к. Иосиф (Осип) Васильевич Давыдов родился в 1875 (или в нач. 1876 г.) ещё в Ардатовском уезде. Но прибыли не позже 1877 года. Скорее всего, в 1877-м, т.к. впервые неподалёку от Барского упоминается крестьянская жена Мария Николаева Давыдова в качестве восприемницы за 3 октября 1877 года (это - жена Василия Яковлевича Давыдова). Упоминается она в приходе Карасукской Покровской (испр.18.01.2025) Конюховской Сретенской церкви без указания места проживания, а отец новорожденного упоминается по прежнему месту жительства: «Симбирской Губернии Ардацкаго Уезда, Села Хлыстовскаго крестьянин Тимофей Никандров Чаркин» Мать новорожденного - Мария Герасимова. Ещё одним восприемником был «Крестьянин Василий Сергеев Кирюшин». Очень похоже, что в тот момент крестьяне были ещё в пути и не обжились на новом месте в деревне Барской.

Из которого пункта Ардатовского уезда прибыли в Барскую Давыдовы, выяснить пока что не удалось.

За 31 мая 1882 года в приходе села Конюхово упоминается восприемницей девица Марфа Васильевна Давыдова из деревни Правдиной.

1 июля 1883 года в Богородице-Сретенской церкви села Конюхово венчались первым браком Фёдор Васильевич Учелькин и крестьянская дочь Марфа Васильевна Давыдова 18-ти лет. Запись в метрической книге сделана с ошибками. Вместо «Учелькин» записано ошибочно «Балакирев», а возраст ему указан в «18» лет (на самом деле - 17 лет). Бог знает, почему Учелькина перепутали (и в этой записи, и за 27 июня в качестве восприемника) с неким Балакиревым? Поручителями на свадьбе со стороны Фёдора Васильевича Учелькина были тот же упомянутый выше Василий Сергеев/ич/ Кирюшкин, а ещё - Василий Флоров/ич/ Кудашкин. Со стороны невесты поручителями записаны крестьянин той же деревни Гавриил Евграфов/ич/ Кудашкин и «унтер Офицер Иоанн Евграфов Анисимов» (вероятно, у первого из них фамилия опять же вписана в метрику неправильно). Венчание проводили настоятель священник Михаил Тихонов с «исправляющим дела псаломщика» Адрианом Петуховым. Адриан Петухов прежде был дьячком в упомянутой выше церкви села Карасук (испр.18.01.2025).

Записей в метриках много. Ограничусь теми, что проясняют загадку о родном языке Федоры Фёдоровны.

Родилась Федора Фёдоровна в 1885 или в начале 1886 года.

К сожалению, жизнь её мамы - Марфы Васильевны - оказалась недолгой: вторые роды пошли не так как надо.

25 июня 1887 года у Фёдора Васильевича и Марфы Васильевны родилась дочь. 28 июня её крестили под именем Марфа. Восприемниками были «Той - же деревни крестьянин Петр Василиев Давидов» (старший брат Марфы Васильевны) «и крестьянская жена Евдокия Иоаннова Кудашкина».

3 июля 1887 года скончалась «Деревни Правдиной крестьянина Феодора Василиева Учелькина жена Марфа Василиева» «от после родовой горячки». На исповеди ей перед этим быть не случилось. 5 июля она была отпета и погребена на приходском кладбище.

16 июля 1887 года скончалась и её дочь Марфа «от родимца» (возраст «10 дней» в метрике проставлен неточно). 18 июля была отпета и похоронена.

Федор Васильевич Учелькин очень вскоре женился повторно - произошло это 18 октября 1887 года. Он венчался вторым браком, а второй женой ему стала «Поселка Конюховскаго казачья дочь - девка Таисия Феодорова Гаврилова, православная первымъ бракомъ 20» лет. Поручителями по жениху стали «деревни Провдиной крестьяне Иаков Петров Никонов и Василий Флоров Кудашкин, а по невесте: той же деревни крестьяне Антоний Петров Волков и Стефан Григорьев Кудашкин». Во всех упомянутых таинствах 1887 года действие совершали «священник Андрей Лавров с псаломщиком Евлампием Пономаревым».

Первый ребёнок Фёдора Васильевича от второго брака - дочь Варвара - прожила недолго. Родилась 26 ноября 1888 года, скончалась 5 июля 1890 года. Восприемниками были «Поселка Конюховскаго казак Иоанн Василиев Гаврилов и казачья дочь - девица Анна Феодорова Гаврилова». Крестили и отпевали священник Андрей Лавров и псаломщик Василий Петров.

В последующие полтора десятилетия у Фёдора Васильевича и Таисии Феодоровны родилось пять сыновей.

Ну, а что же Федора Фёдоровна?

Она осталась жить у своего деда по линии матери (сразу или же немного пожив в новой семье - о том сведений не имеется). Ко второй половине 1887 года ей было всего 1,5 - 2,5 года. Двор принадлежал (по состоянию на 1897 г.) Василию Яковлевичу Давыдову и его жене - Марии Николаевне. С ними жили два их сына. Старший - Пётр Васильевич 1869/70 года рождения, младший - Иосиф (Осип) 1876/77 года рождения. Для каждого из них родным языком указан мордовский. Пётр был женат со второй половины 1880-х (во всяком случае, к осени 1888 г.) на уроженке Петропавловского уезда крестьянке Стефаниде Фирсовне 1869/70 года рождения. Её родным языком указан русский. Напрашивается вывод, что Стефанида Фирсовна принимала наибольшее участие в воспитании сироты и в общении с ней. А оттого и стал для Федоры Фёдоровны родным языком русский. Хотя, конечно, несомненно, что и мордовскую речь она понимала.

По состоянию на первые месяцы 1897 года, в этом же дворе жил брат Стефаниды - Дмитрий Фирсович Киселёв 1880/81 года рождения, родным языком ему приводится русский. Иосиф Васильевич Давыдов ранее 1897 года женился на русской уроженке Ардатовского уезда - Евдокии Васильевне 1876/77 года рождения. На момент переписи его в селе не было, он был на военной службе. На момент переписи во дворе было двое младенцев - Анна Иосифовна 7-ми месяцев и Михаил Петрович 2-х месяцев.

Дмитрий Фирсович читать умел, т.к. «учился у писаря». Пётр и Иосиф тоже умели читать (видимо, по-русски), будучи самоучками. Остальные были неграмотными.

В переписи 1897 года Федора Фёдоровна Учельникова 11-ти лет отмечена как казачка. Причём, только она во всём дворе, тогда как для её родни указан статус «государственных крестьян», а основным занятием - «земледелие». Можно добавить, что и отец её в метриках 1880-х гг. фигурирует как «крестьянин». Но вот вторая то жена Фёдора Учельникова упомянута как «казачья дочь». Земли Сибирского казачьего войска протягивались чуть южнее Барской к Конюхово. Возможно, в 1890-х гг. Фёдор Учелькин и сам вошёл в казачье сословие. Сословная принадлежность в царской России передавалась, в основном, от отца к потомкам. Сие обстоятельство, быть может, и позволило Давыдовым записать Федору Фёдоровну как казачку невзирая на то, что родилась она ещё дочерью крестьянина.

*

Немного о том, что было далее.

Вторая жена Фёдора Васильевича Учелькин - Таисия Фёдоровна (Петрова, согласно сайту [6]) - была дочерью богатых родителей. Жили они в 1888-90 в деревне Правдиной (Барской) [11, 12], в 1905 г. - в соседнем селе Конюхово [6]. Сыновей от второй жены у Фёдора Васильевича Учелькина было пятеро: Степан, Николай, Василий, Иван, Всеволод [6]. Заметно портретное сходство Всеволода с Федорой Фёдоровной.

Николай Учелькин в юности (до революции) считался богатым, вроде как имел «собственные рестораны и дома» [14]. Всеволод Учелькин погиб на Великой Отечественной войне в ноябре 1942 года в Чернышевском районе Ростовской области [6].

Между прочим, Коля и Вася Учелькины были знакомы с ученицами Омского епархиального училища [14], с некоторыми из которых, насколько можно понять, в юности флиртовали.

Однако же, прабабушка моя - Юлия Павловна Селиванова - вышла в 1922 году замуж не за кого-то из них, а за сына Федоры Фёдоровны - за моего прадедушку Степана Мартыновича Чекушкина.

За последние года три мне стали известны некоторые нюансы и эпизоды биографий моих предков за 1872-1920 гг., неизвестные мне ранее.

Впрочем, те истории выходят в географическом аспекте далеко за рамки Мордовии. Не стану торопиться с этим. Сначала, может, ещё раздобуду информации, осмыслю её. А пока ограничусь в основном пространством Мордовии.

Продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Источники (развёрнутые названия см. в посте « ч.49: Список источников к ч.25-33, 36-48»):

1. Перепись 1688 г.

2. Метрическая книга Трех-Святской церкви села Мачкас 1849 г.

3. Метрические книги Трех-Святской церкви села Мачкас 1864-66 гг.

4. Ревизская сказка 1795 г. по д. Каржиманы. / ГКАУ «ЦГА Республики Мордовия». ф. 25, оп.1, д.37, л.23-36.

5. Ревизская сказка 14.10.1850 г. по д. Каржиманы Ардатовского уезда Наченальского приказа. / ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области». ф.156, оп.2, д.356 Ревизские сказки на удельных крестьян и отставных нижних воинских чинов Ардатовского уезда. 1850-1852.

6. Учелькин Всеволод Фёдорович. 26.05.2021.// Сайт «Бессмертный полк». Страницу солдата ведёт: М.А. Кондрахина

7. (испр.18.01.2025) Метрическая книга… Села Карасунской Покровской Церкви поселка Конюховскаго Сретенской Церкви Омскаго Округа … на 1877 - й год. // ИА Омской области (ИАОО), фонд №16, опись №6, дело №11, стр. 329.

8. Метрическая книга… поселко-Конюховской Сретенской церкви… на 1882 год. (Петропавловский уезд) // ИАОО, ф.16, оп.6, д.81, стр.974.

9. Метрическая /аналогично/… на 1883 год. // ИАОО, ф.16, оп.6, д.91, стр.468.

10. Метрическая книга… Конюховского прихода Тюкалинского округа... на 1887 год. (Петропавловский уезд). // ИАОО, ф.16, оп.6, д.168.

11. Метрическая /аналогично/... на 1888 год. // ИАОО, ф.16, оп.6, д.183, стр.512.

12. Метрическая книга… пос Конюховского Петропавловского уезда… на 1890 год. // ИАОО, ф.16, оп.6, д.197.

13. Переписные листы 1897 г по д. Гусинова (Барская).

14. Дневник А.Н. Тверитиной, 1915-1938 гг.

7.55.Омск (и обл.), 5.северный Казахстан, 8.Чекушкины, 7.13.Мордовия

Previous post Next post
Up