страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Неизвестен перечень населённых пунктов Ардатовского уезда Симбирской губернии, из которых во 2-й пол. XIX века крестьяне, ввиду нехватки плодородных земель, переселялись в сибирскую деревню Барскую.
Во всяком случае, в этом переселении участвовали крестьяне двух волостей Ардатовского уезда: Медаевской и Наченальской.
Удалось выяснить, что крестьяне переселялись из сёл Сабур-Мачкасы, Киржеманы (при истоке Нуи), из деревни Калиновка Медаевской волости. Из деревень Чамзинка, Хлыстовка Наченальской волости. А некий Я.П. Никонов - из села Пичеуры то ли Медаевской, то ли Пичеурской волости.
Мои предки переселялись: Чекушкины из Сабур-Мачкасов, Учелькины из Кержиманов, Давыдовы неизвестно из которого населённого пункта.
Поначалу мне представлялось, что почти все переселенцы Ардатовского уезда снялись с мест одновременно, и воображение рисовало картину неспешного потока длинной вереницы телег с сотнями крестьян. Но на самом деле, переезды происходили в разные годы. И удивляет то, как в одной сибирской деревеньке собралось столь много переселенцев из Ардатовского уезда!
Тем более, что переселение носило во многом стихийный характер. Первая то переселенческая контора - Сызранская - будет учреждена лишь в 1881 году.
А им - переселенцам - надо было чем-то питаться в многомесячном путешествии. Перевозить всё своё недвижимое имущество. Быть может, перегонять с собой какую-нибудь живность. И обживаться на новом месте с нуля.
Путешествовали переселенцы на телегах: железной дороги ещё не было ни в Ардатовском уезде, ни между Петропавловском и Омском.
Переезд, должно быть, каждый раз начинался в апреле, когда просыхали и становились проезжими грунтовые дороги.
Которой дорогой уезжали Чекушкины? Раз они выехали из села Мачкас, то, конечно, ехали через Русские Дубровки и Атяшево.
Могли затем повернуть и на Симбирск. Но по моему разумению, переселенцы сначала должны были прибыть в уездный административный центр - город Ардатов.
Бывшие крепостные хотя и стали свободными, но эта свобода была всё-таки ограниченной. Билет об отпуске крестьянина для жительства в рамках губернии выдавался волостными правлениями. Паспорт для отпуска крестьянина в разные города и селения Российской империи сроком на год выдавался уездными казначействами по выписке из материалов волостного правления.
Мебель кабинета казначейства, но только не в Ардатове, а в Саранске (к. XIX в., экспозиция Мордовского краеведческого музея):
Так выглядел паспорт алатырского крестьянина Г. Федотова от 20 августа 1885 года (экспонат краеведческого музея города Алатыря) сроком на 1 год:
«…а по прошествии срока явиться ему обратно; в противном же случае поступлено с ним будет по законам», т.е. как с бродягою.
Тем более, и разрешение на переселение в другие губернии, должно быть, выдавалось на уровне уездного центра.
Из Ардатова Чекушкины могли отправиться на телегах опять же через Симбирск и Оренбург. Но представляется логичным, что они направились к Казани дорогой через город Алатырь и вблизи села Трёхбалтаево. А в Казани выдвинулись на Сибирский тракт и по нему направились далее на восток.
Вид из города Алатыря на восток, на правобережье Суры (кадр 04.2023):
*
Деревня Тюкалинского уезда Барская имела одновременно ещё два официальных названия: Гусиная (Гусинова) и Правдина. Может, когда-то все эти названия относились к разным участкам деревни, но в последние десятилетия XIX века топонимы приводятся равнозначно. Один и тот же человек фигурирует в метриках то как крестьянин деревни Правдина, то как крестьянин деревни Барская. В переписных листах - деревня Гусинова, Барская тож. В 1870х-80х ближайший приход находился в соседнем н.п. Конюхово Петропавловского уезда.
*
В числе первых из Ардатовского уезда Симбирской губернии прибыли в Барскую Кошаевы. В Барской одному из местных уроженцев Кошаевых в начале 1897 г. был 31 год, другому - 27 лет. Оба - потомки переселенцев Ардатовского уезда. Стало быть, Кошаевы переселялись не позже 1865 года. Почти сразу после отмены крепостного права.
Кошаевых (Кожаевых) в Барской в 1897 г. было 4 двора, во главе с Ивановичами (наверняка родные братья). Одни заявлены как уроженцы Ардатовского уезда, другие (некорректно) - как Алатырского.
Не позже 1866 года переселялся Гавриила Евграфов/ич/ Кудашкин. В метрике церкви села Кабырдакского Тюкалинского уезда за 31 июля 1866 года он упоминается как восприемник родившегося днём ранее ребёнка солдатки Марфы Платоновны Кудашкиной и как крестьянин той же «Симбирской Губ. Алатырскаго уезда, Начановской волости» [2]. На самом то деле Начинальская волость в XIX веке относилась только к Ардатовскому уезду. За 9 февраля упоминается его жена Анастасия Алексеевна [2].
Кабырдакское расположено немного севернее Тюкалинска. Значит, многие переселенцы перемещались на восток через город Ишим и - то ли от Тюкалинска поворачивали на юго-запад, то ли от Омска поворачивали на запад, преодолевая так ещё несколько десятков вёрст.
Неизвестно, насколько Г.Е. Кудашкин родственен Кудашкиным, прибывшим позже.
*
Валентина Рыжова приводит следующую информацию о переселении в Сибирь её предков: «...Степан Григорьевич Кудашкин родом из Симбирской губернии, Ардатовского уезда, с. Чамзино... В апреле 1879 г. собрал он свою семью и вместе с другими односельчанами на телегах поехали из Симбирской губернии через Урал в Сибирь. Вместе со Степаном Григорьевичем едут его отец Григорий /Ефимович/, три сестры, братишка - подросток Иван, жена Евдокия Ефимовна, дети, а также односельчане семьи Букиных, Максимовых, Патошкиных, Фроловых. Путь держали куда-то дальше Омска, пожалуй, в Славград. Но после 7месячного путешествия у жены 21 декабря 1879 г. начались роды, и им пришлось остановиться в 80 км от Петропавловска в селе Правдином-Барском. Дальше они не поехали. Здесь же остались и его односельчане» [4].
Детей Степана Григорьевича, во время переезда, вероятно, было двое.
Дата переезда в цитате указана неправильно. Дело в том, что в метриках церкви посёлка Конюховского записи об этих Кудашкиных появляются не позже января 1877 г.: 21 января венчались «Деревни Правдиной Крестьянин Петр Иванов Кошаев, Православный первым браком 18» лет и «Крестьянская дочь девица Параскева Григорьева Кудашкина 18» лет [3]. За 22 сентября 1877 г. упоминается и Стефан Григорьев Кудашкин, как восприемник.
В 1897 г. уроженцы Ардатовского уезда: Патошкины в количестве 18 человек жили в 4-х дворах, Максимовы в количестве 14-ти - в 3-х дворах (но не все они были из Чамзинки), Букины в количестве 3 человек - в 1 дворе. При этом, во дворе Букиных одному местному уроженцу Букину был 21 год. Значит, и его отец переселялся не позже 1876 года.
А вот фамилии Фроловых в 1897 г. в Барской вовсе не было. Видимо, В. Рыжова приняла отчество за фамилию. Известен по переписи 1897 года двор Флора Михайловича Кудашкина с 4-мя уроженцами Ардатовского уезда.
Вот стало быть, эти полсотни человек переселялись одновременно, одной группой.
*
Из которого населённого пункта или пунктов прибыли в Барскую Давыдовы - не известно. В пространстве Чамзинского района таковая фамилия много где встречается.
Один двор Давыдовых отправился из Ардатовского уезда на восток не раньше 1875 и не позже 1877. Можно уверенно полагать, что этот переезд Давыдовых состоялся в 1877 году. Дело в том, что Иосиф (Осип) Васильевич Давыдов родился в 1875 (или в нач. 1876) ещё в Ардатовском уезде. А в приходе посёлка Конюховского Мария Николаевна Давыдова впервые упоминаются 3 октября 1877 года вместе с Чаркиными и Кирюшиным. Чаркин фигурирует как крестьянин деревни Хлыстовки «Ардацкого» уезда, а у остальных лиц привязка к деревне не проставлена вовсе. Видимо, все они ещё не осели толком на новом месте.
В деревне Барской Чаркины в последующем не обнаруживаются.
Можно было бы предположить, что Давыдовы прибыли из Хлыстовки. Но в ревизии 1850-го года по удельным крестьянам Хлыстовки я не обнаружил Василия Яковлевича соответствующего возраста.
Давыдовы переезжали в тот год семейством в числе не менее 5-ти человек: Василий Яковлев/ич/ 1834/35 г.р., его жена Мария Николаева 1834/35 г.р., дочь Марфа 1863/64 г.р., сыновья Пётр 1869/70 г.р. и Иосиф (Осип) 1875/76 г.р.
Кирюшкины в 1897 г. в Барской жили в 4-х дворах. Во дворе Василия Сергеев/ич/а Кирюшкина было 3 уроженца Ардатовского уезда (в т.ч. человек с неразборчиво записанной фамилий А…ов). Во дворе Игнатия Даниловича - 4, во дворах Бориса и Петра Михайловичей - по 3, а во дворе Алексея Анисимов/ич/а - 2.
*
Фёдор Васильевич Учелькин 1866 г.р. выехал из Ардатовского уезда, из села Киржеманы (того что вблизи истока Нуи) не позже 1883 г. Свадьба его 1 июля 1883 года состоялась после того, как он поселился в деревне Правдина (Барская). Маловероятно, что он переселялся много раньше, потому как молодой был ещё, чтобы пускаться самостоятельно в такое путешествие. В группе с которыми лицами переселялся - неизвестно. Может, был в ней некий Балакирев? Ведь по непонятной причине фамилию Фёдору Васильевичу в приходе села Конюхово поначалу ошибочно указывали как «Балакирев».
В Барской Балакиревых не замечено, но встречается фамилия в метриках других приходов Тюкалинского уезда - впрочем, не близко.
В списке фамилий крестьян деревни Киржеманы есть общая с деревней Барской фамилия Ревин. И есть неполное совпадение в виде фамилии Ивакин (в Барской - Иванин). В 1897 г. во дворе Михаила Никишина Ревина в Барской обнаруживается 2 уроженца Ардатовского уезда. Уроженец Ардатовского уезда с фамилией Иванин был в Барской один - Николай Ефимов/ич/. А ещё было 2 двора Журавлёвых с 4-мя уроженцами Ардатовского уезда (такая фамилия была в прилегающей к Киржеманам деревне Алексеевке).
Вот, наверное, эти люди и были в числе попутчиков Фёдора Васильевича Учелькина.
*
Чекушкины отправились на восток из села Сабур-Мачкасы в 1877 году.
Дочь Филиппа Матвеевича Чекушкина - Анна - родилась ещё в Ардатовском уезде в 1877/нач.1878 (судя по переписи 1897 г., где она замужем за И.Т. Сосновым). Родилась, видимо, в первом квартале 1877-го.
Первое же упоминание Чекушкиных в приходе Богородице-Сретенской церкви посёлка Конюховского (Петропавловского уезда) приходится на сентябрь 1877 года. 21 сентября 1877 года родилась Фекла. Родители: «Симбирской Губернии, Ардатскаго Уезда, деревни Калиновки крестьянин Иосиф Кирилов Сергеев, и законная жена его Матрона Матфеева, оба православные». На следующий день на крещении восприемниками стали: «Крестьянин Филип Матфеев Чакушкин, крестьянская дочь девица Александра Иванова Гуляшина». Таинство проводили «Священник Павел Буров Дьячек Адриан Петухов» [3].
В этой записи единственный раз на новом месте фамилия записана через «а» - так, как это было принято в приходе Сабур-Мачкасов. Матрона Матфеева - дочь Матвея Афанасьевича Чекушкина. Калиновка - соседняя с Сабур-Мачкасами и Киржеманами деревня.
Кто из Чекушкиных преодолевал путь от Сабур-Мачкасов до деревни Барской? Метрики дают понять, что участвовал в переселении Афонасий Иванович Чекушкин - это, собственно, вообще самый первый из Чекушкиных, родившихся в селе Сабур-Мачкасы (ещё в авг.-сент. 1803-го). Жива ли была к тому времени его жена Фёкла Тимофеевна - неизвестно.
Участвовал в путешествии старший сын Афонасия - Матвей Афонасьевич Чекушкин 1825/26 г.р. со всем своим семейством. Со слов моего дедушки Аркадия Степановича, Матвей прожил 90 или 95 лет. А это могло стать известным праправнукам Матвея, только если Матвей в старости тоже жил на новом месте, недалеко от Барской (в Барской в 1897 г. не отмечен). Жива ли была ко времени переезда жена Матвея - Надежда Кирилловна - неизвестно.
Участвовал в переселении старший сын Матвея - Филипп Матвеевич 1852/53 г.р. с женой Ириной Петровной 1851/52 г.р. и с дочерьми - Авдотьей (Евдокией) (р.06.02.1874) и младенцем Анной (р. в 1877).
Участвовали в переселении ещё неженатые Максим Матвеевич (1863 г.р.) и Андрей Матвеевич Чекушкины. В метриках Филипп, Матвей и Андрей попарно упоминаются столь часто в записях событий, что это прибавляет уверенности в том, что они были родными братьями (а не троюродными).
А ещё прибыл в Барскую Пётр Иоаннович Чекушкин. Родственная его связь с остальными Чекушкиными не ясна. Он может оказаться Афонасию Ивановичу братом или же племянником, не выявленным по ревизиям 1811, 1834 и 1850 гг.
Ну, а потомки Ивана Ивановича Чекушкина (и, быть может, Фёдора Ивановича если он не умер в детстве) - они, может, не все, но остались в Сабур-Мачкасах. Ведь и после выезда семейства Афонасия Ивановича фамилия Чекушкиных сохранялась в Сабур-Мачкасах.
Через несколько лет после переезда «деревни Правдиной крестьянин» Афанасий Иоаннов/ич/ Чекушкин скончался - 27 марта 1882 года «от старости». В метрике возраст проставлен «85 лет», хотя на самом деле ему было 78 лет. 29 марта он был отпет священником Сретенской церкви села Конюхово Михаилом Тихоновым (прежде исповедовавшим и приобщавшим его) и «исправляющим должность псаломщика» Адрианом Петуховым. Погребен на приходском кладбище.
Упомяну также, что его внуку Филиппу Матвеевичу Чекушкину суждено будет погибнуть в возрасте 51-52 лет на русско-японской войне в Манчжурии в звании хорунжего.
*
Кто ещё мог путешествовать на восток совместно с Чекушкиными? Сопоставим известные фамилии села Сабур-Мачкасы с фамилиями деревни Барской.
Возможно, вместе с Чекушкиными ехали Тямины. В Барской по состоянию на 1897 г. некая уже местная уроженка Анна Максимовна Тямина обнаруживается в статусе «гостьи» у Патошкиных.
Совпадает ещё одна фамилия - Сергеевы. Только, как явствует из вышеизложенного, Сергеевы прибыли в Барскую не из Сабур-Мачкасов, а из соседней деревни Калиновки. (ps.30.01.2025: кстати, из Калиновки же был и крестьянин д. Барской М.Ф. Патошкин).
7 июля 1877 г. на крещении в приходе посёлка Конюховского восприемником был «крестьянин Дмитрий Маркелов Сергеев». А родителями родившейся днём ранее Евдокии - «Симбирской Губернии, Ардатскаго Уезда, деревни Калиновки Дмитрий Стефанов Максимов, и законная жена его Зиновия Павлова» [3]. Как видим, не все Максимовы в Барскую приехали из Чамзинки. Но запись эта примечательна тем, что позволяет уточнить время приезда: не позже начала июля 1877 г.
1 сентября 1877 г. скончалась «Симбирской Губернии, Ардатскаго Уезда, Медаевской волости, деревни Калиновки вдова крестьянка Мария Семенова Сергеева 70» лет «от старости». 3 сентября погребена на приходском кладбище поселка Конюховского.
В 1897 г. во дворе Дмитрия Мартелов/ич/а Сергеева проживало 5 уроженцев Ардатовского уезда. А во дворе упомянутой выше Матроны Матвеевны (дочери Матвея Чекушкина), которая ещё до переезда вышла замуж за Иосифа Кирилловича Сергеева - 3 уроженца Ардатовского уезда.
Согласно записи за 22 сентября 1877 г. из Калиновки же «Ардатского» уезда прибыл в Барскую Герасим Васильевич Никаноров с женой. В 1897 г. в его дворе было 3 уроженца Ардатовского уезда. Во дворе Павла Васильевича Никанорова - двое.
Фамилия Никифоровых не обнаруживается в Барской. Но упоминается в том же приходе скончавшаяся 5 августа 1877 г. от кори Марина 3 лет - дочь Герасима Васильева Никифорова из Калиновки.
Возможно, были и ещё попутчики. Например, Чинаевы, Корсуковы и Ивантеевы из Мачкаса (Сабур-Мачкасов ли?) Ардатского уезда, которые поселились не в Барской, но в 1878 г. отмечены в том же приходе п. Конюховского. Причём, Чинаевы упоминаются вместе с восприемником Сергеевым. Но эти три фамилии, вероятнее, прибыли в 1878 г.
Таким образом, переселявшееся семейство Чекушкиных на пути от Сабур-Мачкасов в Барскую было представлено 10-12 человеками самых разных возрастов. Вместе с Тямиными, Сергеевыми, Никаноровыми, Максимовыми, Никифоровыми (ps.30.01.2025: и некоторыми Патошкиными) в этой группе было более двух с половиной десятков переселенцев. В Барскую они добрались не позже, чем в начале июля 1877 года.
Пройдёт некоторое время, и обживутся на новом месте Чекушкины лучше прежнего, хотя, наверняка, будут поначалу вспоминать долину Нуи. Родится на новом месте три поколения моих непосредственных предков - прапрадед, прадедушка и дедушка.
*
Первое (вышеупомянутое) семейство Давыдовых прибыло в Барскую в 1877 году. А второе - только в 1889 году и обосновалось своим двором рядом с первым. Остаётся загадкой, как два семейства Давыдовых не потеряли связь, проживая 12 лет вдалеке друг от друга? Как они общались - письмами или прибегали к услугам телеграфа? Непонятно. В первом то семействе молодёжь стремилась осваивать чтение, а второе и к 1897 году оставалось сплошь неграмотным.
В первом дворе главой семейства был Василий Яковлев/ич/ Давыдов 1834/35 г.р.
Во второй группе переселенцев-Давыдовых старшим был его брат Фёдор Яковлев/ич 1819/20 г.р. Неизвестно, была ли жива жена Фёдора ко времени переселения. Переселялись в этой группе из Ардатовского уезда также Пётр Яковлев/ич/ Давыдов 1851/52 г.р., его жена Матрена Васильев/н/а 1851/52 г.р., двое сыновей Петра - Дмитрий 1877/78 г.р. и Иван 1881/82 г.р. Третий сын - Тихон - родился, видимо, в дороге, в 1887 году (менее вероятно нач. 1888-го). Местом рождения указана «станция Челябинск» [5]. Но железная дорога и вокзал в Челябинске появились только в 1892 году, и вряд ли имеется в виду почтовая станция. Возможно, так был записан посёлок Чистянский (юго-восточнее Барской ~на 20 км), относившийся к ведению Медвежинской станицы.
*
Список фамилий из Ардатовского уезда Симбирской губернии по состоянию на 1897 год в деревне Барской: Анисимов, А…ов, Белов, Бобылёв, Букин, Гаврючев, Давыдов, Журавлёв, Иванин, Кайшин, Кирюшкин, Кошаев (Кожаев), Кручинкин, Кудашкин, Кудрявкин, Максимов, Никаноров, Никонов, Патошкин, Понфилов, Птицын, Ревин, Сергеев, Синтяков, Тиняев, Тямин, Уляшин, Учелькин, Федотов, Фёдоров, Филякин, Фомин, Чекушкин, Штанин. И ещё было несколько фамилий, происхождение которых осталось неуточнённым.
*
Для большинства лиц из Ардатовского уезда, родным языком указан мордовский. Математические расчёты дают понять, что 2/3-¾ переселенцев из Ардатовского уезда были мордвинами, и только ¼-1/3 русскими (просто сосчитать при знакомстве с переписью я не догадался). Это, конечно, условное подразделение - достаточно вспомнить о наличии мордовских генеалогических линий у русских и русских - у мордвы.
В 1897 г. в Барской, среди всех (включая временно пребывающих) лиц от 20 лет и старше, доля местных уроженцев деревни составляла 12%, уроженцев Ардатовского уезда - 28% (173 чел.), всех остальных уездов - 25%. Если применить сугубо математическое распределение лиц моложе 20 лет в соответствующих долях, то доля уроженцев Ардатовского уезда вместе с потомками составляла около половины от численности постоянного населения деревни.
Миграционный поток сформировал новые этнографические реалии в деревне Барская. Прежде это была небольшая деревня с населением менее сотни человек, сплошь русская по этнографическому составу.
А в 1897 г. родным языком полутысячного постоянного населения (за исключением маленьких детей) в 66,9% отмечен русский, в 32,1% - мордовский (подразумевается эрзянский), а 4 зырянина (т.е. коми) и 1 мокшанин в сумме составили 1,1%.
Подробнее описание деревни по данным 1897 г. я уже делал в посте «
Из крепостных - в казаки, ч.«Б»: село Барское на рубеже XIX и XX вв.».
Судя по метрикам, едва ли не все семейства деревни были тесно связаны воедино - родством, или личными знакомствами, находившими выражение в записях метрик о восприемниках на крещениях и о поручителях на венчаниях.
Продолжение следует…
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники (развёрнутые названия см. в посте «
ч.49: Список источников к ч.25-33, 36-48»):
1. Метрические книги Трех-Святской церкви с. Мачкас Ардатовского уезда за 1849, 1864-66 гг.
2. Метрические книги Богородице-Покровской церкви села Кабырдакского Тюкалинского уезда на 1866-й г. // ИА Омской области (ИАОО), фонд №16, опись №6, д.9 (стр.208, 235) и опись №12, д.30 (стр. 502, 512 и др.).
3. Метрические книги посёлка Конюховского Богородице-Сретенской церкви на 1877 (д.11, стр. 316, 328, 343, 367, 371), 1878 (д.9, стр. 254), 1882 (д.81, стр.974), 1883 (д.91, стр.468) гг. // ИА Омской области (ИАОО), фонд №16, опись №6.
4. Рыжова В.О. Родословная - духовное наследие моей семьи. 2005.
https://ykolovo.narod.ru/rodoslovnaa.htm 5. Переписные листы 1897 г по д. Гусинова (Барская).
6. Дневник А.Н. Тверитиной, 1915-1938 гг.