Между Орлом и Шатиловкой

Feb 03, 2011 08:53


МЕЖДУ ОРЛОМ И ШАТИЛОВКОЙ.

1999 - 2002

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА.

На Шатиловку из Орла можно добраться всего двумя способами - на пригородном автобусе или на личном транспорте. Теоретически, можно и пешком, но далековато. Расписание автобусов было не шибко удобное - один раз в день, из Орла в середине дня, с Шатиловки - рано утром.

Впервые добраться до Шатиловской опытной станции на велосипеде я попытался в апреле-месяце. Было нежарко, и дул сильный ветер с юго-востока - т.е. по сути встречный. А трасса Залегощенская - вся открытая. Деревья редко подходят близко к дороге, так что продувается она всеми ветрами беспрепятственно. К тому же дорога очень однообразна. На участке от Домнино до Архангельского зрительные ориентиры - посёлок Красная Звезда, граница района, лесополоса прорезаемая дорогой на повороте, деревенька чуть в стороне слева, автобусная остановка, деревенька в стороне справа, кустик у обочины (уже не существует), лесополоса подходящая справа, Моховской поворот слева да пара автобусных остановок. И вот вьётся дорога по водоразделу - столбы электролиний, поля, поля, поля. Ко всему прочему асфальтовое полотно на трассе узкое, а дорога соединяет областной центр сразу с несколькими районными. Так что движение не то чтобы интенсивное, но существенное. И всё время приходится следить через зеркало за попутным транспортом. И если хотя бы один из двух поравнявшихся с тобой автомобилей является автобусом или грузовиком, то нет вариантов - необходимо смещаться на обочину. К тому же ветер то и дело норовит отклонить траекторию движения то в одну, то в другую сторону, и этому приходится постоянно противодействовать.

Ветер сильный, и ничто его не сдерживает. По этой причине средняя скорость моего движения с самого начала была ниже, чем обычно. К 11 часам дня (2 часа в пути) скорость ветра ещё более возросла, а моя - резко упала. Присел я отдохнуть на автобусной остановке у деревни Ржавец, а ветер так треплет край металлической крыши этой самой остановки!

Выдохся. Стал делать передышки, даже пешком несколько километров прошёл.

А надо отметить, что Залегощенская трасса - она очень извилистая. Расстояние по ней до Залегощи намного больше, чем по прямой. Логика проектировщиков здесь была простой - они пустили асфальт примерно по линии водораздела. Может быть, по какому-нибудь старому большаку. Но подъёмов этим они не избежали - на водоразделах тоже есть и возвышения, и седловины. И порой перегибы поверхности водораздела ограничивают видимость, особенно водителям легковых автомобилей.

Прямой трассы от Архангельского до Залегощи тогда не было. Добрался до крутого поворота, что перед деревней Лески. До поворота - трёхкилометровый прямой участок. Случается, автомобилисты тут сильно разгоняются. А в конце участка - крутой-крутой поворот вправо. Случается, что вылетают с трассы.

Я решил срезать. На одной из карт была отмечена прямая асфальтовая дорога на Новосиль, начинающаяся в полях недалеко от этого самого поворота. Реально никакого асфальта там не оказалось, а оказались две грунтовки, расходящиеся под острым углом. И я поехал не по той грунтовке. А когда удалился уже прилично, обнаружил ошибку: далеко на горизонте показались здания Новосиля, по ним и сориентировался. Нужный просёлок находился в километре правее от меня, за лесом. А лес тот протянулся вдоль длинной балки - почти от поворота и до самой Зуши. Вправо отходил просёлок, и я решил проехать по нему. Просёлок пересёк открытое пространство, и всё. Лес он не пересекал. Я пешком вошёл в лес по некоему подобию тропинки, обходя деревья и кусты спустился в глубокую балку… Самая что ни на есть типичная для северо-востока Орловщины балка: длинная, неширокая, глубокая, с крутыми склонами, поросшими лесом. Ну, не возвращаться же теперь! Лезу без всякой дороги на противоположный склон. Чуть вперёд, жму на ручники, перемещаюсь сам, затем снова толкаю гружёный велосипед. Лавирую между кустами. Мало было встречного ветра! Наверху оказалось, что нужная грунтовка идёт не рядом с лесом, а параллельно ему - за пашней, лесополосой и ещё одним полем. Уф!

Выбираюсь на дорогу и добираюсь до Зуши. А тут новая неожиданность. Автомобильный мост всё ещё затоплен высокой водой. На моё счастье на реке оказалась лодка, и местные перевезли меня на другой берег.

А дело уже к вечеру. Солнце висит невысоко над горизонтом. Пора искать место для ночёвки. Прошёл по дороге по селу Задушное, через овраг, возле старинной, но недействующей Троицкой церкви бывшего Свято-Духова монастыря. Затем повернул на просёлок вправо и вышел на высокий берег Зуши. Остановился в просвете сосновой лесополосы в полукилометре от домов. От села я тут прикрыт деревьями, и, стало быть, мало привлекаю внимания. Позади - заброшенный и заросший карьер. С дровами тут плохо. Сухие ветки поблизости есть, но в малом количестве. К тому же это тополь, который искрит и даёт много пепла в открытую посуду. Ставлю палатку, развожу костёр и варю суп.

Зато передо мной отличная широкая панорама на долину Зуши! Горизонт отстоит на многие километры. За Зушей на низком берегу раскинулось поле с маленьким озерцом. Справа от меня на высоком крутом берегу возвышается заброшенный храм. Стемнело. Появились звёзды. Над заброшенным карьером восходит полная луна. На другом берегу вдалеке в нескольких местах горит сухая трава. Запоминающиеся ночные пейзажи!

И ещё я закрыт от ветра соснами, склоном, отвалами заброшенного карьера и растущими на отвалах деревцами.





Село Задушное. Троицкий собор на правом берегу Зуши. Утро.

Ужинаю и забираюсь в палатку (её и брал то лишь на всякий случай). Но разве можно ночевать в апреле без спальника и коврика?! Подложил под себя имевшиеся небольшие листы фанеры (нужны были, вот и вёз с собой), под спину - дополнительно ещё обувь. В принципе, одежды мне бы хватило - если бы только не забыл взять шерстяные носки. Холодно всё-таки! Поспать удалось часа два-три - ближе к утру. А потом проснулся и, как ни пытался, больше не заснул.

Кое-как дотерпел до рассвета. Холодно было ногам, а оттого и вообще было очень холодно. Пробирала дрожь.

Выбрался из палатки, вокруг иней на прошлогодней траве лежит! Поспешно собрал вещи, растолкал их по сумкам. Но так и не согрелся. Дрожь не унималась. Ничего мне с того не сталось - ничего не застудил за ночь и не простыл. А вот то, что впопыхах недостаточно хорошо закрепил багаж - это обстоятельство вскоре вышло мне боком.

Свернул поездку. Не поехал далее в направлении Шатиловки: смысла уже не было. Через Залегощенскую трассу возвращаться не было никакого желания, и я направился в Орёл через Мценск. Уставший, замёрзший, недовольный и не сытый: мало позавтракал - согреться бы поскорее.

Проехал через окраину Новосиля, затем через село Чернышено. Это село является центром народного промысла - чернышинской глиняной игрушки. На Орловщине ещё более известна плешковская глиняная игрушка. Но деревни Плешково (это между Ливнами и Долгим) уже давно не существует. А Чернышино - крупное село, прилегает к городку Новосилю.

Из Чернышено выезжаю на трассу «Новосиль - Мценск». Ландшафты примерно такие же, как на автодороге «Чернь - Корсаково»: всхолмленная поверхность и перелески на небольшом удалении от дороги.

Ветер всё так же дует с юго-востока. Сильный ветер. Теперь он попутный. На спусках ввиду отсутствия сопротивления воздуха скорость движения получается впечатляющая!

И вот очередной крутой спуск - перед деревней Королёвка. Набираю скорость. Поправляю рукой кепку. И в этот момент чувствую, как меня кренит в сторону. Ничего, выравниваю - и в этот момент меня начинает кренить в другую сторону немного сильнее. А скорость всё нарастает! Я ещё не понял, что это груз разболтался на багажнике и кренит заднюю часть велосипеда то в одну, то в другую сторону. И амплитуда нарастает!. Тормоза отрегулированы хорошо. Но чувствую, что нельзя сильно тормозить - улечу. Стал притормаживать. А меня уже по дороге носит из стороны в сторону… Раза в два успел скорость погасить. Так неудобно было с велосипеда слетать из того положения, в котором пришлось! Но как то удачно при падении распределилась масса - на ладонь, на другую ладонь, на предплечье, на плечо… Всё-таки шарахнулся головой об асфальт и неслабо. Ну, и напоследок остаток энергии падения распределился на весь правый бок.



Спуск перед д. Королёвка (кадр 2001 г.).

Носить из стороны в сторону начало ещё до деревьев, а падение произошло уже напротив отбойников.

Трасса пустынная. Вставать сразу не стал - чтобы не упасть, если вдруг потеряю сознание. Полежал, проверяя, всё ли в порядке. На фоне синего неба в большом количестве летали звёздочки. Минуты полторы никого не было. Потом послышался гул приближающегося со стороны Мценска «КАМАЗа», и пришлось убираться с проезжей части.

Результаты падения: пять ссадин, большая длинная шишка, вырванный из воротника клок кофты, две дырки и три потёртости на одежде, большие и маленькие дыры на правой сумке, сбитая краска на руле, неработающий звонок, смещённый переключатель скоростей, покоробленная поверхность трубочек тормозных тросиков, слегка вывернутый руль, погнутый держатель зеркальца… Особое впечатление на меня произвело содержимое правого кармана кофты. Там лежали зажигалка, шариковая ручка «Corvina» и газовый баллончик (одно время возил его, чтобы шугать атакующих собак). С зажигалкой ничего не сталось. А вот газовый баллончик в момент падения оказался, по-видимому, между верхним правым выступом тазовых костей и серединой шариковой ручки, прижатой к асфальту. В результате на баллоне остались три вмятины. А шариковая ручка посередине оказалась расплющена в щепы. Причём не только корпус, но и стержень тоже!

На участке от Мценска до Орла было ещё одно примечательное явление. Ветер на этом участке был боковой, а широкие лесополосы даже без листвы неплохо прикрывают от бокового ветра. И вот на спуске к ручью Кола (это перед селом Воин 1-й) я выехал из-под прикрытия лесополосы. И ветер - боковой ветер! - погасил мою скорость ниже тех значений, с которыми я езжу по ровной местности. У меня там вообще профиль был с легким креном в сторону против ветра.

Эта неудачная в общем то поездка оставила всё-таки два ярких впечатления: приятное воспоминание о вечерних, ночных и утренних пейзажах на Зуше; и менее приятное воспоминание о падении у Королёвки.

СЕРИЯ ПОЕЗДОК

В последующем я несколько раз ездил из Орла на Шатиловку и с Шатиловки в Орёл на велосипеде. Не столько ради туризма, сколько по необходимости. Залегощенскую трассу по-прежнему не любил за узость дорожного полотна и однообразие. Поэтому ездил разными путями, порой весьма замысловатыми. Как, например, такой вариант: электричкой до Мценска, а оттуда - по маршруту о.п.333-й км - Высокое - Суворово - Одинок - Мал. Пруды - Хохлы - Александровка - Моховое? Ездил и Залегощенской трассой - часов 6 в одну сторону (автобус идёт кружным путём через Голунь с часовой остановкой в Новосиле - всего 3 часа). Каких-то особенно ярких впечатлений от тех поездок не осталось. Ну, вот что, например, можно вспомнить…

Пригородный поезд «Орёл - Залегощь - Елец» с неудобными для провозки велосипеда плацкартными вагонами. Идёт медленно-медленно. Пользоваться им для поездки на Шатиловку для экономии сил можно, а в целях экономии времени результат небольшой. Красивый вид из окна поезда открывается по правую сторону почти сразу за Оптухой - у платформы 22-й км. С высокого откоса как на ладони - излучина реки и дальний вид…

Много поваленных телеграфных столбов вдоль железной дороги. Их провода стелились по земле и переплетались с густым кустарником…

На асфальтированных дорогах северо-востока Орловской области в солнечную погоду обычны «лужи»-миражи. Так же как и на дороге Чернь - Ефремов…

Аккуратный облик деревеньки Хохлы. Узенькие асфальтовые тротуарчики вдоль домов и деревянные мостики через придорожную канаву. Автобусная остановка и её отражение в «луже»-мираже. На автобусной  остановке прикреплено расписание автобусов и над ним аккуратно написано - «Хохлы». Никаких тебе «здесь были Васи-Лёши», никаких прочих художеств, ничего лишнего…



д. Хохлы. Типичный водораздельный ландшафт северо-востока Орловской области.

Лужи на асфальте и отображающаяся в них автобусная остановка - это мираж.

Длиннющий подъём после Новосиля перед деревней Кресты. Километров 11 почти сплошного подъёма…



Долина Зуши у села Шейнский Мост. Вид в сторону д. Кресты.

Старшеклассница, везущая на багажнике велосипеда свою подругу, а на каждой стороне руля по ведру. Номер! И вёдра, по-видимому, не пустые, а едет, не то чтобы сильно напрягаясь. Это уже возле д. Долы…

Ощущение того, что едешь куда-то на Камчатку Орловской области. На старых советских картах дорога «Орёл-Ефремов» обозначена как дорога республиканского значения с твёрдым покрытием. На самом деле асфальт доходит только до села Кулеши и поворачивает к Хомутово. А прямо продолжается грунтовка…

Водоразборная колонка в Моховом. Чтобы добыть воды, на ручку надо жать всей массой и - секрет успеха! - как можно резче. Иначе воды не дождаться…

Пара шершней, возникших перед физиономией посреди поля при нечаянной попытке приблизиться к их гнезду…

Треск веток на краю леса в нескольких десятках метров. Лось может быть или кабан…

Цапли и их резкие крики вблизи Мохового…

Непонятное насекомое в лесных урочищах Шатиловки. Внешне немного похоже на мелкую дикую пчелу или на муху-журчалку. Тело несколько приплюснуто, жёсткое, лапы широко расставлены. Пристально не рассматривал, поэтому не знаю даже, что это было - двукрылое или перепончатокрылое. В мае-июне этих насекомых не было, а вот с июля по сентябрь они появлялись. Стоило войти в лес, как они слетались откуда-то с деревьев и начинали энергично ползти, норовя залезть под одежду. Один такой экземпляр мне даже в ухо залез, я его потом долго выковыривал. Прихлопнуть ползущую тварь практически не реально: под ладонью она вжимается в поверхность одежды или кожи, а потом ползёт дальше как ни в чём не бывало. Что им было нужно - осталось загадкой. Кусаться они не кусались, жалить не жалили, пот тоже не лизали. Что это было?..

Крутой спуск в Голуни. Если ехать со стороны Корсаково, а ветер попутный, то скорость может быть большая. На северо-востоке области вообще много крутых горок с перепадом высот по 60 - 90 м. Одна только дорога Залегощь - Новосиль - Голунь - Моховое чего стоит! Подъём перед Залегощью, подъём у Гвоздяного, крутой извилистый подъём на въезде в Новосиль, подъём у Мужиково, ещё крутой подъём, и ещё крутой подъём за Голунью, крутой подъём в Моховом. И это на участке в четыре десятка км…



Вид на д. Большие Пруды со стороны Новосиля.

Склон балки где-то между Шатиловкой и Верховьем. На протяжении сотен метров из земли прямо на склоне сочатся грунтовые воды…

Ливень на Залегощенской трассе. Застал возле Сетухи. Затяжной такой. Сначала ливень, потом просто дождь. А ехать то надо. И вот еду. Обгоняет меня «ЗИЛ». Останавливается. Я его обгоняю. Потом он меня. И так несколько раз. Уже возле поворота на Моховое (Залегощенского района). Что-то у него неисправно. Останавливается впереди неподалёку. Я тоже останавливаюсь. Пить хочется. Достаю бутыль, пью. Дождь идёт! Автобусная остановка рядом, чуть дальше «ЗИЛок», пустынная дорога уходит куда-то вдаль, пелена дождя, низкие облака повсюду, поля, поля…



Залегощенская трасса. Вид в сторону Архангельского со стороны поворота на Моховое.

Один из наиболее живописных участков дороги.

ДВЕ НОЧЁВКИ.

Иногда ночёвки оставляют весьма своеобразные впечатления.

Эпизод  - 1: «пятизвёздочный скирд».

Палатку ставить не стал. В качестве места ночёвки выбрал скирд. Забрался наверх, затащил за собой завёрнутый в брезент велосипед. Подправил скат, чтобы он был круче. Сухой слой наверху скирда оказался небольшим, под ним - влажное сено. Углубился, насколько было возможно, и сверху укрыл себя сеном.

Однако сразу заснуть не удалось. С наступлением сумерек оживились майские жуки. С гудением они стали плюхаться на скирд и взлетать с него. Всё в большем и большем количестве. Гудение стояло непрерывное. Кое-как я всё-таки задремал. Ненадолго. Когда же проснулся, стояли глубокие сумерки, и жуки уже не летали. Тогда я заснул, как следует.

Но посреди ночи проснулся оттого, что по просёлку - а он проходит возле скирда - кто-то едет на машине. Выглядываю из-за брезента и сразу прячу голову за ним. По звуку похоже на грузовик. Проехал мимо скирда и остановился метрах в пятидесяти. Высунулись двое.

- Ну, что, здесь?

- Да, где-то здесь.

Залезли в кабину и стали разворачиваться. Поехали прямиком через поле в сторону речки. На другом конце поля развернулись и стали возвращаться. Потом опять развернулись и направились в сторону реки. Вот это номер! Днём никого на поле не было, а посреди ночи его вдруг стали обрабатывать! На другой стороне речки по полю тоже кто-то ездит. Ладно, мне надо выспаться.

Когда просыпаюсь, на поле никого нет. Темно. Луна. Звёзды. Почти всю ночь сплю на спине, иначе я подставляю один бок ветру. Ближе к утру становится очень холодно. Последние два часа перед восходом Солнца уже не до сна. Скорей бы утро!

К утру на брезент выпал иней. Над рекой - густой туман.

Эпизод - 2: кабан.

Беседуем с лесником возле палатки. Спрашиваю лесника:

- А что, дикие животные здесь больше не водится?

- Да нет, почему же. Вон  у меня собака в лесу лает. Наверно, кабана учуяла. Хочешь кабана посмотреть?

Мы пошли смотреть кабана.

- Он где-то близко, - произнёс лесник. - Прямо запах в лесу, характерный для кабана, ощущается.

Но кабана мы так и не встретили: кабан убежал. Встретили только собаку лесника. Вернулись к палатке.

- А что, - спрашиваю вслед уходящему леснику, - кабанчик на меня ночью не выскочит?

- Нет. Здесь если и стоит бояться, то только тех, кто на двух ногах бегает.

Ночью, лёжа в палатке, пытаюсь заснуть. Слышу - кто-то бежит. Бежит, бежит… Бух! - в палатку прямо возле моей головы. Ясно, что не кабан, иначе снёс бы палатку… Выглядываю наружу, свечу фонарём. Напротив стоит собака лесника. Бегает тут, понимаешь ли, по лесу!

СТРАНИЦА ССЫЛОК

7.57.Мценский район, 7.57.сев-вост Орловской обл.(5.5р-на), 7.57.Шатиловка, 9.велотуризм, 7.57.Зуша

Previous post Next post
Up