Рославль - Смоленск (вело-пвд) ч.1: дорога в Смоленск

Mar 23, 2011 10:01


РОСЛАВЛЬ - СМОЛЕНСК.

2007

Кто думает, будто длительное пребывание в Ершичском районе напрочь отбило мне охоту ехать на Смоленщину, тот сильно ошибается. Чуть более месяца прошло по возвращению в Орёл, а вот я уже снова направился в Смоленскую область.

Выезжаю из дома 28.04.2007 примерно за час до отправления поезда. Тепло. Велосипед после ремонта и обновления идёт почти как новенький.

Поезд на Брянск отходит в 2025. Народу в вагоне много; и значительную часть пути приходится провести в тамбуре возле велосипеда. Поэтому вздремнуть не получилось.

Огни Брянска видны за окном задолго до того как поезд прибывает на станцию «Брянск-Орловский». Поезд прибывает в Брянск. Из Брянска на Жуковку электричка отходит в 019, прибывает в 150. В Жуковке приходится два часа провести на вокзале: поезд на Рóславль отправляется в 348. Пока поезд по ходу движения останавливается на станциях, слышно, как ветер завывает в проёмах открытых дверей. Прибывает поезд около половины шестого утра.

29-е апреля.

Собственно, ещё ночь. Рассвет только начинается. Выезжаю на маршрут. Еду какими-то не основными улицами. Поначалу чуть не укатил по дороге в сторону Ельни (с той стороны заманчиво светилась заря), отчего нарезал по Рославлю 4 лишних километра. Потом примерно в километре от железнодорожного вокзала, с которого начал маршрут, обнаружил оригинальный памятник. Им оказался небольшой танк-паровоз серии «Ъ-2012». Я даже не догадывался, что такие экземпляры когда-то производились! Согласно табличке, локомотив был построен в 1897 г. на Коломенском машиностроительном заводе, а в 1945 - 1968 гг. он работал в Рославльском локомотивном депо.



Паровоз-танк "Ъ-2012".

Ещё одно примечательное сооружение на окраине Рославля находится как раз на выезде в сторону Смоленска. Им является большая водокачка. Сооружение смотрится настолько колоритно, что расположенная рядом автобусная остановка так и называется: «водокачка». Похоже, она действует поныне. Во всяком случае, из трубы, выходящей со стороны водокачки, льётся вода.



Водокачка.

Речка Остер невелика. Дорога выходит из Рославля, далее вдоль дороги расположена деревня Павловка и посёлок Остер.

Ландшафты на участке от Рославля до села Васьково несколько однообразны. И это - несмотря на то, что лесов много. Леса, болота, ивняки, водотоки, сырые места. На такие ландшафты я уже вдоволь насмотрелся в Ершичском районе, и поэтому запечатлевать на камеру не стал.

Примечательный памятник архитектуры стоит в крупном селе Стодолище. Каменный храм с деревянным верхом. А на выезде из села с левой стороны стоит памятный знак в виде трёхметрового деревянного креста.



Храм в селе Стодолище.

Немного далее за селом Стодолище с правой стороны от дороги стоит памятник-танк. Мемориальная доска гласит: «Танк установлен в честь бесстрашных воинов ударной группы 28-й армии 149, 145 стрелковых, 104 танковой дивизии, грудью вставших в июле-августе 1941 г. на пути немецко-фашистских захватчиков, рвавшихся к Москве». То, что Смоленская земля за многовековую историю полита кровью в буквальном смысле - здесь, на автодороге понимается хорошо. Смоленщина - форпост русских земель, и неоднократно крупнейшие сражения с западными захватчиками происходили на Смоленщине.



Памятник у села Стодолище.

Места вдоль автодороги становятся краше примерно от села Васьково. И примерно здесь же дорога переходит из Рославльского района в Починковский. Рельеф становится более всхолмленным, а сосны в древостоях встречаются чаще.



.




Дорога Рославль - Смоленск.

Автодорога вплоть до Мурыгино представляет собой линию асфальта с двумя полосами движения. Асфальт не особо ровный. Имеется ещё с правой стороны и ещё асфальт - шириной как раз в полосу движения. Но его от песка не чистят, нового (относительно нового) слоя асфальта поверх старого тут не положено. Поэтому правый край дороги представляет обыкновенную обочину, под слоем наносов которой асфальт едва угадывается. По сторонам от дороги время от времени встречаются заброшенные фермы, недостроенные дома с пустыми окнами… Напоминает немного Абхазию, но там в начале 1990-х была война, затем - экономическая блокада. А выглядит и то и это сейчас очень похоже. Такое впечатление, что война была не в Абхазии, а на Смоленщине, скажем, и не только на Смоленщине.

Ветер очень сильно портит впечатление от поездки. Он не строго встречный, а скорее боковой справа, но мешает очень сильно. Скорость ветра не 5 м/с как обещали синоптики, а скорее 10-15 м/с. К тому же ветер очень холодный, и лучше бы я взял шапку, а не только кепку. Но погода ясная, и хотя бы это радует. «Ползу» медленно: вместо 18 км/ч средняя скорость составляет что-то около 13 км/ч, да и на короткие передышки приходится останавливаться неоднократно. Но долго стоять на месте не станешь: ветер продувает за воротник так, что вскоре начинаешь мёрзнуть.

Неподалёку от города Починок протекает речка Хмара. «Хмара» - это вроде как туча. Ну, в общем, пейзаж не соответствует названию реки. Что касается самой реки - ничего особенного она не представляет: небольшой водоток, каких на Смоленщине много.

Город Починок расположен в 4 км от автотрассы. Делать 8 лишних км в планы не входило. Ограничился тем, что заснял на 12-кратный зум храм в городе Починок: он виден издалека. Храм - церковь Благовещенья, построенная в XX в. Починок и сам по себе - молодой город. Возник как железнодорожная станция в 1868 г., а статус города получил только в 1926 г.



Храм в г. Починок.

Местами автотрасса пересекает участки распространения зандровых песков. Песчаная обочина в таких случаях для движения на велосипеде почти не пригодна - даже несмотря на то что под песком находится слой асфальта.

Начиная от Мурыгино, автотрасса представлена двумя дорогами с односторонним движением: по две полосы движения в каждую сторону. На ремонтируемом (первом по ходу движения) участке я могу двигаться по свободной левой дороге - по всей её ширине.



Ландшафт южнее Смоленска.
.

Пруд у деревни Замятлино.

У деревни Замятлино по левую сторону расположен живописный пруд.

Немного далее по правую сторону имеется другой пруд. На его правом берегу стоят два памятных знака, очевидно, также связанных с событиями 1941 г. Они просматриваются с автодороги в окружении деревьев.

К усадьбе «Талашкино» подъезжать не стал: она находится в 4-х км от трассы. А времени по причине ветра я потерял по ходу движения уже немало. На Талашкино его просто нет.

На подъём за речкой Дресна взошёл пешком. Это - окраина Смоленска. Ещё одна небольшая передышка. Затем отправляюсь искать Смоленскую крепость.

( продолжение следует...)

СТРАНИЦА ССЫЛОК

7.67.Смоленская область, 9.локомотив, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up