страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение09.2009
ч.1: выезд;
ч.1: первые Овсянниковы в Орловском уезде;
ч.2:
собственно поездка (по территории бывшего Каменского стана) .
Выезд.
Наше свадебное путешествие получилось несколько нестандартного плана. Оно сложилось как бы в двух частях. Первая часть - досвадебная имела место в июле: мы ездили поездом и маршрутками в Абхазию. Вторая часть - послесвадебная - получилась более скромной и имела место через неделю после свадьбы. Она представляла собой небольшое велопутешествие.
С Весёлой Слободы мы выехали грунтовыми дорогами - через дачи до Наугорского шоссе, от него до Сухого Никулича, а вдоль него - до улицы Игнатова. Потом пришлось немного проехать оживлёнными Болховским шоссе и Раздольной улицей.
Не доезжая железной дороги, мы свернули к 378-му км, и загородная поездка по грунтовым и асфальтовым дорогам с минимальным транспортным движением началась.
Вид от 378-го км:
![](http://pics.livejournal.com/dor_zhur/pic/004c2a45)
. У 378-го км находится (или, во всяком случае, находился) санаторий «Красный Октябрь». После второго класса я провёл там целый месяц, и помнится, там было неплохо. Дети ходили группой за грибами, разбирали надписи направлений на вагонах проходящих поездов, смотрели по вечерам английского «Робин Гуда». Прогуливались то до Оки, до обломков военного самолёта. А по выходным приезжали на электричке родители. Хорошо было.
Но сейчас мы тут с Соней задерживаться не стали.
Далее следуем по направлению окской долины.
Местность мне очень хорошо знакома, я её уже не раз упоминал.
Вот, например, пруд возле деревень Вязки и Ботавинка:
![](http://pics.livejournal.com/dor_zhur/pic/004c38b4)
Первые Овсянниковы в Орловском уезде.
В правой части кадра - ракитники вдоль русла Оки, за ними деревня Ботавина. За прудом виден лес. Лес этот является маленьким кусочком лесного массива, существовавшего лет так четыреста тому назад. Назывался он почему-то Убойчим лесом. А балка, выходящая возле него к Оке, именовалась Сорочижским (Сорочинским) верхом. И вот там - где-то у одного из отвершков этой балки в 1595 г., согласно писцовой книге, жили Овсянниковы. В писцовой книге за 1594/95 гг. по Каменскому стану в этой связи записано следующее:
«За Василием за Григоровым сыном Овсяникова в поч. Овсяникове под Убойчим лесом, верх Сорочижского верха, на его жеребью: дв./ор/ помещиков, да дв./ор/ крестьянской пуст; пашни паханые добр./ые/ земли 3 чети с осм./иной/, да дикого поля 12 четьи с аъ в поле, а в дву потомуж, сена 100 коп., леса присады 3 дес./ятины/».
Впрочем, во время нашей с Соней поездки я этого ещё не знал. Равно как не знал этого и в студенческие годы. В 1994 г. к тому уцелевшему перелеску вывел в поход студенческую группу руководитель группы ФДПП (факультатета дополнительной подготовки). Фамилия у него тоже была интересная - Бельский, восходящая вроде бы к литовским гедеминовичам. Для меня то мероприятие было, насколько помню, первым опытом ночёвки в палатке.
Что касается чети, то эта мера площади была равна 0,5 десятины или примерно полгектара.
Ещё одно место, где во второй половине XVI в. жили Овсянниковы, находится ниже по течению Оки. То же в Каменском стане и неподалёку от речки Каменки (ныне это место во Мценском районе). В писцовой книге оно обозначено как окрестности деревни Хрыкова под Борком (p.s. нет, д. Хрыкова под Борком - это ныне д. Заречная напротив ст. Оптуха, остальное верно). В писцовой книге то обозначено следующим образом:
«Да за вдовою же за Параскевьею с детьми, что было поместье за Филимоном за Овсяниковым, пуст., что был поч./инок/ Овсяников на Мокром Бенску, а в нём место дворов.; пашни пахано наездом добр. земли 3 чети, да дикого поля 17 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 35 коп., лес дуброва.»
Поблизости от того места упомнается деревня Хрыкова. Деревни с таким названием на современной карте не существует. Но приблизительно в той же местности есть деревня Нарыкова. Я позволю себе сделать осторожное предположение, что, может быть, она то и называлось деревней Хрыкова. И что жители окрестных деревень показывали направление на неё со словами «на-Хрыкова». С течением времени буква «х» совсем заглохла и получилась «Нарыкова». Но это, повторяю, только лишь моё предположение. /P.S. Нет, пардон, предположение оказалось неправильным. Согласно той же писцовой книге, в конце XVI века деревня Норыково уже существовала и называлась по фамилии землевладельца/.
И, как видим, Филимон Овсяников жил где-то там уже в первые десятилетия после основания Орловской крепости. Однако, к 1595 г. из указанного места он переместился - скорее всего, поближе к Орлу. Во всяком случае, некий Филимон Овсяников упоминается в деревне Большой Ольховец Тайчукового стана (ныне деревня /p.s. почти/ вошла в городскую черту, практически соединившись с Выгонкой). Согласно той же Писцовой книге:
«За Исаем за Сопроновым сыном Овсяникова да за его племянником за Якушком за Самсоновым сыном Овсяникова в той же деревне в Большом Олховце, на рчк. Олховце, под Тайчуковым лесом, на их жеребью: дв./ор/ помещиков Яковлев; пашни пахотные доб. земли 10 четьи, да пашни ж наездом 5 четьи, да дикого поля 55 четьи в поле, а в дву потомужь, сена 116 коп.
За Филимоном за Сопроновым сыном Овсяникова в той же дер. В Большом Ольховце, на рчк. На Ольховце, под Тайчуковым лесом, а на его жеребей: дв. помещиков; пашни паханые добр. земли 10 четьи, да пашни же с наездом 4 чети, да дикого поля 34 чети в поле, а в дву потому ж, сена 98 коп.»
Ныне в той местности помимо Ольховца также находится большая деревня Овсянниково (возможно, что она тоже уже включена в городскую черту). С западной стороны и эта деревня полностью слилась с Выгонкой (часть города). А с северной стороны отделена от другой части современного города - от Прокуровки - дубовым урочищем, столь небольшим, что оно просвечивает по всем направлениям. Урочище это носит название «лес Овсянниковская Поляна». /P.S. Строго говоря, современная деревня Ольховец - это бывшая деревня Малый Олховец. А вот деревня Овсянниково - это и есть бывшая деревня Болшой Олховец. Так следует из сопоставления писцовой книги с планом генерального межевания XVIII века).
Население Орловского уезда в писцовой книге было представлено детьми боярскими (полковыми, станичными, самопальными, осадными), их вдовами и недорослями. Словосочетание «дети боярские» не следует понимать буквально. Дети боярские в XVI в. - это уже отнюдь не сыновья неких бояр. Под этим словосочетанием понималось сословие землепашцев. В. Неделин даёт такое определение: « Дети боярские - мелкопоместные служилые люди в Московском государстве в XV - XVII вв. В XVI в. дети боярские делились на дворовых - приближенных к верхам и городовых (городских) - т.е. провинциальных. В начале XVIII в. с началом Петровских реформ дети боярские влились в дворянство, а обедневшие - в однодворцы.» Т.е. потомки детей боярских со временем большей частью стали либо дворянами, либо государственными крестьянами - это уж кому как повезло. Я когда-то давно из простого любопытства посчитал число Овсянниковых в телефонной книге Орла, соотнёс полученное с численностью жителей города и с приблизительным числом абонентов в книге. И получилось у меня, что где-то так каждый трёхсотый житель города носит фамилию Овсянников - всего, стало быть, около тысячи человек или чуть больше.
Строго говоря, у меня нет точных сведений относительно того, что упоминаемые в писцовой книге Орловского уезда Овсянниковы и были моими предками. Зато я точно знаю, что мои предки Овсянниковы жили на самом севере Курской области - в Фатежском уезде, причём с очень давних пор. А насчёт происхождения фатежских Овсянниковых есть интересная версия у Н.А. Благовещенского (Н.А. Благовещенский. Четвертное право. 1899; посмотреть можно например, здесь
http://my.mail.ru/community/rodoslow/journal). Он упоминает исследования земских статистиков, согласно которым, если и не все, то во всяком случае часть Овсянниковых переселилась (или была переселена) в Фатежский уезд из Орловского уезда. Более того, он выдвигает версию, что, возможно, вообще все Овсянниковы Фатежского уезда являются родственниками между собой и с однодворцем Овсянниковым, известным по творчеству И.С. Тургенева.
Надо же! Я до недавнего времени полагал, что никого из моих предков с Орлом до 1960-х гг. вообще ничего не связывает. А они тут, оказывается, почти наверняка жили поблизости, причём в первые же годы существования Орла, и были своего рода «пионерами» в заселении почти обезлюдевшего ландшафта!
Вероятно, прожили мои предполагаемые предки в Орловском уезде несколько десятилетий. А затем по мере продвижения границы государства на юг, они были переселены на новые земли - в Усожский стан, т.е. на север теперешней Курской области.
Интересно, а откуда Овсянниковы появились в Орловском уезде? Откуда прибыли? Среди историков до недавних пор преобладало мнение, что к XVI в. большая часть территории современной области полностью обезлюдела из-за непрекращавшихся татарских набегов. Ближайшие Мценск, Карачев, Белёв и их окрестности были заселены, и жители во время опасности укрывались за их стенами, ну, а, может быть, ещё и по лесам прятались. Большая же часть остальной территории области заселялась заново.
Впрочем, ныне историки не признают полного обезлюденья «Дикого поля» и полагают, что сколько-нибудь населения там таки проживало.
Так, что теоретически можно допустить, что Овсянниковы жили здесь по долине Оки и до основания города Орла.
В связи с этим заметим, что в 1406/8 гг. все удельные княжества на верхней Оке - до Алексина - были подчинены Витовтом. С того времени и по 1492/94 гг. верхняя Ока входила в состав Великого Княжества Литовского (но это особое явление, и его не следует отождествлять с небольшой по площади современной Литвой; примерно 90% населения ВКЛ составляли восточные славяне). Можно упомянуть, что на территории ВКЛ фамилии у населения возникали раньше, чем в Московском государстве. Впрочем, окские земли находились на самой периферии ВКЛ.
И всё же, так или иначе, если не вся, то основная часть населения Орловского уезда в XVI в. была переселенцами из более обжитых районов России. А вот откуда? Владимир Неделин (в книге «Орёл изначальный») полагает что первыми поселенцами Орла в 1566 г. (по аналогии с 1635/36) были выходцы из Мценска, Новосиля, Белёва, Болхова, да ещё из Карачева.
Правда вот, в Новосиле и Болхове крепости были заново возведены чуть раньше основания Орла, и, я лично думаю, что в 1566 г. их положение было не столь уверенным, чтобы часть гарнизона переводить куда-то ещё. Ну, а там - как знать?..
Помимо прочего, я заглянул в существующий список реабилитированных жертв политических репрессий (
http://lists.memo.ru/index.htm) и посмотрел, из каких мест европейской части России Овсянниковы в них попали. Список включает всего около 1% от населения страны 1930-х гг., но это около 1,5 млн. чел., так что выборка приличная.
Оказалось, что больше всего Овсянниковых в список попало из Орловской (53 чел.), Воронежской (38 чел.), Самарской (38 чел.) и Курской (30 чел.) областей.
Меньше - из Оренбургской (22 чел.). Вятской (21 чел.), Ставрополья (19 чел.), Московской (16 чел.), Липецкой (16 чел.), Владимирской (12 чел.), Смоленской (12 чел.), Пензенской (10 чел.), Новгородской (10 чел.) областей (всего же по России - несколько сотен человек с такой фамилией).
Удивляет низкое число Овсянниковых, попавших в списки, в соседних с Орловщиной областях - Тульской (7 чел.), Калужской (2 чел.), Брянской (0 чел.).
И ещё я посмотрел, где на карте встречаются населённые пункты с названием Овсянниково. Парадокс (по сравнению со списками реабилитированных), но южнее Орловской области ни одного населённого пункта с таким названием сейчас не существует. Зато есть такие деревни в Вологодской, Костромской, Владимирской областях, причём по большей части в тех местах, где ни один репрессированный Овсянников в списках реабилитированных не обозначился. Предположу, что деревни эти возникли очень давно. В качестве примера приведу деревню Овсянниково во Владимирской области, известную ещё с XV в. как минимум. Потомки основателей этих северных деревень в последующем поразъехались или же их фамилия растворилась среди односельчан. Так что к 1930-м годам Овсянниковых в северных деревнях почти не осталось.
Но как, казалось бы, могли попасть Овсянниковы в наши края в XVI веке откуда-нибудь из Костромской или Вологодской области? А вспомните времечко Ивана Грозного и его опричнину! Припоминаете, да? Не любил грозный царь ни бояр, ни т.н. детей боярских. Огромные территории отводил под опричнину - это и Старицкий уезд, и окрестности Белёва и Козельска, и Новгородчина, и многие другие территории главным образом на севере от Москвы. Весь опричный беспредел тут описывать не стану - это вообще много места занять может. Отбирал царь у подозрительных ему семейств имущество, от наиболее богатых имущество в свою царскую казну бессовестно отписывал. А неугодных бояр да детей боярских семьями ссылал без всякой жалости в любое время года - и снежной зимой, в мороз - туда, куда хотел. И как отмечали современники: «если кто-либо из горожан в городах или крестьян в селах давал приют больным /переселенцам/ или роженицам хотя бы на один час, то его казнили без всякой пощады» (
http://midday.narod.ru/17.htm). И вот напомню в связи с этим, что землевладельцы Орловского уезда, упоминаемые в писцовой книге, в т.ч. стало быть Овсянниковы и у Сорочижского верха, и вблизи деревни Хрыкова, относились к сословию детей боярских. Так что могли и по ходу опричнины в Орловский уезд попасть.
Относительно деревень с названием Овсянниково отмечу ещё одно занимательное наблюдение. Нигде сейчас нет такого скопления деревень с названием Овсянниково, как в треугольнике «Москва - Старица - Рыбинск»: насчитал 8 деревень с таким названием! И возраст деревень солидный. Так, в Солнечногорском районе деревня Овсянниково (ныне - дачный посёлок без постоянного населения восточнее Поварово) известна с 1504-го года, причём Овсянниковым она в то время уже не принадлежала!
А вот ещё карта распределения русских говоров. Точной ссылки на источник дать не могу. Карта приводится на форумах, где вставлена, по-видимому, из «Диалектологического атласа русского языка» (Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР. Под ред. Р. И. Аванесова и С. В. Бромлей, вып. 1. Фонетика. М., 1986; вып. 2. Морфология. М., 1989; вып. 3, ч. 1. Лексика. М., 1998). Вообще, я стараюсь не приводить карт и схем без точного указания источника. Но в данном случае иначе просто не смогу пояснить свою версию. Так вот, карта следующая:
![](http://pics.livejournal.com/dor_zhur/pic/004c4zrq/s640x480)
Что интересно - говоры севернее Оки распределяются по территории как лоскутное одеяло «кляксами» неопределённой конфигурации. А вот южнее Калуги, Тулы и Рязани они со всей очевидностью вытянуты с севера на юг. Я думаю, карта отображает особенности переселенческих потоков XVI - XVII в. В окрестностях Рыльска, Брянска, Вязьмы, Смоленска, Тулы и тем более севернее население уже было достаточно многочисленным. Полоса межзональных говоров от Тулы через Ливны и Елец до Оскола отображает переселение служилых людей и земледельцев вдоль Муравского и Кальмиусского шляхов. Ещё восточнее шёл один переселенческий поток - от Рязани на юг через Тамбов и Белгород. А нас интересует тот, который протянулся от Калуги через Орёл и Курск до Белгорода. Какие тут существовали города до основания Орла? Карачев, Мценск, Чернь, Одоев, Белёв, Перемышль. Чуть раньше основания Орла были восстановлены крепости в Лихвине, Болхове и в Новосиле. Вот с этой издавна обжитой территории, судя по карте, и устремился основной поток переселенцев, освоивший в XVI - XVII вв. и Орловский, и Курский, и Обоянский, и отчасти Белгородский уезды. Кстати, на этой же территории сохранилось к настоящему времени две деревни Овсянниково: одна - в Чернском районе Тульской области, другая - на востоке Козельского района Калужской области.
Судя по карте, к этой же территории в меньшей степени могут относиться окрестности Мещовска, Малоярославца, Серпухова, Каширы, Алексина, Тулы, Одоева.
Впрочем, однозначно ответить на вопрос, откуда впервые прибыли Овсянниковы в Орловский уезд, пока не представляется возможным. Фамилия эта, очевидно, возникала неоднократно. Её происхождение нередко связывают с именем-прозвищем «Овсяник». И полагают, что такое прозвище получали или те, кто пёк хлеб из овсяной муки, или те, кто торговал овсом и овсяной мукой.
Подытоживая всё изложенное, привожу 4 версии происхождения Овсянниковых в Орловском уезде:
- Овсянниковы могли жить тут с самого момента появления фамилии. (P.S. Версия не подтвердилась).
- Боярские дети Овсянниковы могли быть сосланы сюда в ходе опричнины. (P.S. Версия не подтвердилась).
- Овсянниковы переселились из недалёких окрестностей - из-под Мценска, Черни, Одоева, Белёва, Лихвина, Перемышля или же из-под Карачева. В сущности, тут я почти воспроизвожу мнение В.Неделина о первых поселенцах Орла. (P.S. Версия не подтвердилась)
- Теоритически Овсянниковы могли переселиться в уезд из любого другого места Московского государства - во всяком случае, это не исключено. (P.S. Как, вероятно, происходило переселение Овсянниковых в Орловский уезд, изложил здесь: " Откуда Овсянниковы в Орловский уезд прибыли?")
Список источников по теме рассуждений «Первые Овсянниковы в Орловском уезде»:
Благовещенский Н.А. Четвертное право. Москва, 1899.
Диалектологическая карта русского языка. (приводится на форумах, по-видимому, из «Диалектологического атласа русского языка»: Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР. Под ред. Р. И. Аванесова и С. В. Бромлей, вып. 1. Фонетика. М., 1986; вып. 2. Морфология. М., 1989; вып. 3, ч. 1. Лексика. М., 1998)
Неделин В. Орёл изначальный. Орёл, «Вешние воды», 2001.
Флоря Б.Н. Иван Грозный (на сайте
http://www.sedmitza.ru/text/438950.html).
http://lists.memo.ru/ (Жертвы политического террора в СССР).
Собственно поездка (по территории бывшего Каменского стана) .
Впрочем, все приведённые выше рассуждения о первых Овсянниковых Орловского уезда я составил много позже поездки . А на момент поездки ни о чём таком даже и не догадывался.
.
продолжение следует....
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение