Курсивом воспроизведена информация со слов Аркадия Степановича Чекушкина, а также со слов Натальи Аркадьевны и Ирины Аркадьевны.
.
Ю.П. Селиванова и её близкие родственники в самом начале XX века.
Как это ни удивительно, но моя прабабушка - Юлия Павловна Селиванова - родилась 31 мая 1900 г. в дворянской семье в городе Кульджа (Так я начал абзац в ноябре 2013 г., воспроизводя информацию главным образом со слов А.С. Однако же, свой день рождения как таковой Юлия Павловна вроде и не отмечала, а по метрикам родилась она 24 апреля 1900 г. по ст. стилю в с. Лесковском Тюкалинского уезда, где Селивановы оставались до середины сентября 1900 г. Таким образом, время их пребывания в Кульдже нуждается в уточнении. Исправлено: 26.12.2024.). Кульджа - это город в Синцзяне, расположен на северо-западе Китая.
Во второй половине XIX века Кульджа (наряду с Кяхтой) занимала особое место в торговых отношениях между Россией и Китаем. В то время китайцев как таковых в Илийском крае почти не было. Российское военное вмешательство 1871 года по сути помогло Китаю удержать за собой мятежный Илийский край с центром в Кульдже. В те годы русское население края составляло 2 тыс. чел. и оно возростало. В 1875-77 гг. было построено каменное здание для храма Св. Илии [5] (разрушена в 1960-х гг. и восстановлена в меньшем размере в 1992 г.). Позже - в 1915 г. в Кульдже был открыт домовой храм при консульстве [4; 6].
В 1881 г. Россия вернула Илийский край под контроль Китая, но с того времени в Кульдже всё равно постоянно присутствовали российские купцы, здесь находилось российское консульство, а также немногочисленные военные. Илийский край на рубеже веков был населён по большей части уйгурами, сибо, солонами, калмыками. Меньшую часть составляли казахи, киргизы, кара-кидани, китайцы, русские и дунгане [7].
Семья Селивановых оказалась в Кульдже по той причине, что Павел Ефимович Селиванов был офицером царской армии. Он был направлен в Кульджу. Его жена - Анна Дмитриевна - в 1900 г. также находилась в Кульдже. (Но согласно метрике, Павел Селиванов оказался по отчеству Николаевич, а не Ефимович; в Кульджу с женой, по-видимому, приехал позже, и по какой причине - это тоже нуждается в уточнении. Исправлено: 26.12.2024.)
Вот так и получилось, что моя прабабушка - Юлия Павловна - родилась в Китае. (Исправлено: 26.12.2024).
Можно упомянуть, что обстановка в Кульдже в самом начале XX века была очень неспокойной. С 1898 г. в Китае разворачивалось восстание ихэтуаней, направленное против иностранцев. Ихэтуаней поддержала правящая династия. В приказах 1900-го г. были призывы к населению Илийского края перебить всех иностранцев, в т.ч. всех русских. 27 июня 1900 года и.о. консула сообщал из Кульджи, что население очень возбуждено и просил прислать военное подкрепление [1].
После Кульджи Павел Ефимович Селиванов преподавал в военном училище в Ташкенте, а потом оказался в Омске. Когда именно семья приехала в Омск - не известно. Во всяком случае, не позже 1910 г. (но, видимо, не в сам Омск, а ближе к Омску, т. к. в 1913 г. его жена обнаруживается учительницей в селе Барском. Исправлено: 26.12.2024).
.
Вопрос сословной принадлежности.
Точно известно, что Павел Ефимович Селиванов был из числа дворян. Но известно несколько дворянских родов Селивановых. В т.ч. 3 древних рода и «несколько родов позднейшего происхождения». К сожалению, неизвестно, к которому именно роду относился Павел Ефимович (Исправлено: 26.12.2024).
В семейных рассказах утверждается, что семья была небогатой.
Любопытно, что одна из бабушек Юлии Павловны была самой настоящей узбечкой. Можно достаточно уверенно предположить, что она вышла замуж не позже 1878 г., т.е. как раз в те самые годы, когда происходило включение в состав России узбекских ханств - Кокандского, Хивинского ханств и Бухарского эмирата. К сожалению, не известно в точности, которая именно бабушка была узбечкой. Вроде бы, по линии отца - Павла Ефимовича (Исправлено: 26.12.2024).
Но с другой стороны, судя по фотографиям, бабушка по линии матери определённо была не вполне русской:
Елизавета, в замужестве - Крюкова, была учительницей. /p.s. 11.2022: нет, не Крюкова, но Крекова !/. Что же касается имени, трудно сказать, было ли таковое с рождения, или же было дано позже при крещении (в случае, если узбечкой по происхождению была именно она). Согласно листочку-конспекту (оставленному Всеволодом Степановичем) Елизавета была замужем за атаманом; но так и не удалось разобрать - каким же:
Анна Дмитриевна тоже была учительницей. Преподавала в т.ч. в Называевке (до революции или после - неизвестно). Вот по её внешности уже и не скажешь, что у неё есть какие-то нерусские корни - прямо-таки классическая красавица-дворянка.
Впрочем, не известно в точности, которого она была сословия при рождении. Сословная принадлежность её отца - Дмитрия Крюкова… /p.s. 11.2022: нет, не Крюкова, но Крекова - не установлена/.
.
Омское епархиальное училище 1910 - 1918 гг.
В Омске родители определили Юлию Павловну в Омское епархиальное училище. В епархиальные училища могли поступать девочки 10-12 лет, окончившие полный курс церковно-приходских школ [2]. Должно быть, офицерское звание Павла Ефимовича позволило определить Юлию Павловну в это учебное заведение, которое вообще-то было престижным.
Открыто оно было 17 сентября 1906 г. Так что выпусков в Омском епархиальном училище успело произойти немного - всего то лишь 6 - 7. Обучение в епархиальных училищах было 6-тилетним, «после чего воспитанницы получали аттестат на звание "домашняя учительница". Седьмой класс был педагогическим и тем, кто его оканчивал, выдавались свидетельства с правом преподавания в одноклассных церковно-приходских школах» [2].
В епархиальных училищах изучались: «Закон Божий, церковно-славянский, русский и иностранный языки, теория словесности, история русской литературы, арифметика, геометрия, география, гражданская история, физика, дидактика, природоведение, гигиена, педагогическая психология, методика арифметики, методика русского и славянского языков, пение, чистописание, рисование, рукоделие, музыка. Много внимания уделялось чтению. На вечерних занятиях присутствовали классные воспитательницы, которые занимались со своими подопечными чтением книг. В воскресные и праздничные дни в училищном храме инспектором классов совершались богослужения, в которых воспитанницы так же были задействованы в качестве чтецов и певчих [2].
Невзирая на последующие события, сохранилось несколько фотографий Юлии Павловны и её одноклассниц по Омскому епархиальному училищу:
/p.s. 11.2022: последовательность перечисления лиц на фотографии не соблюдена. Селиванова Юля - действительно в нижнем ряду слева, но рядом с ней - Аня Тверитина/.
.
А.С. Чекушкин сохранил ученическую работу его мамы - переписанный от руки стих М.Ю. Лермонтова:
Сохранил и лист с распределением ролей учениц на праздничном вечере:
Кстати, примечательно, что ещё в 1914 г. в честь столетия со дня рождения поэта одна из улиц Омска - Томская - была переименована в ул. Лермонтова.
Выпуск Юлии Павловны состоялся в 1916 г. Но судя по фотоальбомам, после окончания 6-летнего курса и Ю.П. Селиванова, и её одноклассницы продолжили затем учёбу не только в 1916-17, но и в 1917-18 гг.
Фамилии почти всех одноклассниц Юлии Павловны известны по фотографиям. Главным образом - по групповой выпускной фотографии:
значком * обозначены те, кто точно продолжали обучение в 1916-18 гг.
Следующие 4 фамилии отсутствуют на изображении выпуска 1916 г. Могут относиться к последним 3-м незаполненным строчкам; впрочем, первая может отображать и преподавательский состав: Бушмакина (М?).*, Миронова Клава*, Миронова Маруся*, Низовцева Нина*.
В одно время с Ю.П. Селивановой в VII классе учились также Птицына*, Жабина*, Курова*; на класс младше (в VI классе) - Кузнецова О., Топорнина, Знаменская, Архангельская, Каргополова, Горощук; на 2 класса (в V классе) - Спасская, Овчинникова, Лебедева, на 3 класса (в IV классе) - Плясовских.
Неизвестно в точности - Ба..чевская А.* - ученица или преподаватель.
В числе преподавателей училища были следующие:
епископ Сильвестр, Свящ. о. Владимир, Свящ. о. И. Чурсинов, Инсп. класс. свящ. о. И.Фокин, Александрова Е.Ф., Андреева Е.П., Архангельская К(Н). В., Безсонова А.В. /Александра/, Доброхотов А.А., Доброхотова К.М., Зеленцова В.Н., Ки (Пи; Пиче: П; Т;)..., Нарышкина С.Н., Новицкий М.К., Спиридонов В.А., Сутормин К.А., Флоренсова А.П., Фофанова Е.З., Челшкова Т.М., Ш... П.В., ...ин, /?/, /?/.
1918-19 гг. в Омске: два эпизода с А.В. Колчаком.
Со слов Аркадия Степановича Чекушкина:
Однажды Юлия Павловна в соборе хоровым пением встречала торжественный приезд Колчака. Голоса у них - учениц епархиального училища - были хорошие, вот их и пригласили.
Скорее всего, речь идёт о следующем эпизоде. 18 ноября 1918 г. власть в Сибири перешла к А.В.Колчаку. А 29 января 1919 г. после принятия присяги «на верность государству и законам страны» А.В. Колчак получил благословение от архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского). Действие происходило в Успенском кафедральном соборе [3]. Таким образом, получается, Юлия Павловна в тот день была в составе церковного хора и пела во время церемонии. Должно быть, пела она в соборе и в другие дни.
Известно, что А.В. Колчак присутствовал в Успенском соборе также и во время панихиды об императорской семье в июле 1919 г. Однако, в рассказе подразумевается не этот случай, т.к. речь идёт о том, что весьма торжественно встречали именно А.В. Колчака.
.
лестница в доме генерал-губернатора (современный кадр).
.
А следующий эпизод Юлия Павловна однажды рассказала внучке - Наталье Аркадьевне. С её слов:
Где-то неподалёку от Омска проживали родственники. И вот какие-то злодеи увели у них корову. Может, белый отряд учинил произвол, может, красные партизаны грабили или же просто разбойная шайка - история, как говорится, умалчивает. Узнала о случившемся Юлия Павловна. И направилась молоденькая девушка дворянского происхождения на приём к Колчаку. Пришла в здание, где находилась его резиденция. Колчака же в тот момент на месте не оказалось. Адъютант вежливо предложил Юлии Павловне подождать. Были в этом помещении и другие люди. Через некоторое время появился сам Колчак, прошёл через зал, и все присутствовавшие поздоровались с ним, поприветствовали его. Ещё через некоторое время из кабинета вышел адъютант и пригласил Юлию Павловну на приём. Она вошла. Колчак выслушал её. Обнадёжил, что, посодействует, чтобы корову вернули. И сам он, и его адъютант были очень вежливы, учтивы, обращались к Юлии Павловне как к "mademoiselle" и т.п. обороты речи применяли. Корову, правда, в конечном итоге вернуть не удалось: не нашли как видно, что и не мудрено.
Должно быть, искать в то кровавое время пропавшую корову было хлопотно.
Но в таком виде эта история дошла до настоящего времени. А там как знать - может, не в одной только корове было дело? В советское то время не всё можно было рассказывать.
.
В середине ноября 1919 г. армия Колчака, отступая, уходила из Омска.
Со слов Аркадия Степановича:
Уже красные входили в Омск. И в ту ночь к Юлии Павловне приходил офицер. По-видимому, это был её отец - Павел Ефимович Селиванов. До революции он был офицером царской армии, а во время Гражданской войны - офицером в армии Колчака. Он пришёл поздно ночью. Его провели в комнату, где спала Юлия Павловна. Со слов надзирательницы заведения: «он постоял у твоей кровати, поцеловал тебя и ушёл». Ушёл он до рассвета.
Дальнейшая судьба Павла Ефимовича Николаевича неизвестна (Исправлено: 26.12.2024.).
.
А ещё в семейных альбомах Аркадия Степановича сохранилась фотография молодого человека с подписью на обороте: «Олег Юле Юле Селива… на памить по…» (Исправлено: 26.12.2024.).
На бляхе ремня можно разобрать цифру «14». Почерком В.С. Чекушкина на отдельном листочке обозначено, что первого мужа Юлии Павловны звали Олегом Васильевичем К..ковым. /p.s. 11.2022: очевидно, я неправильно разобрал почерк, т.к. в дневнике А.Н. Тверитиной первый муж Юлии Павловны назван Степаном Крюковым/.
Крюковы, вообще - фамилия очень распространённая. Известны с такой фамилией и крестьяне, и заводские рабочие, и казаки, и дворяне. (Но из в дневника Анны Тверитиной известно, что первый муж Юлии Павловны был из совсем простой крестьянской семьи, а жил он сам и его семейные где-то вблизи Бийска. Информацию о происхождении дворянской линии Крюковых из поста удаляю - и как потерявшую отношение к содержанию поста, и ради сокращения числа знаков в посте. Переношу эту информацию в комментарий. Исправлено: 26.12.2024.).
Первый её брак был «гражданским». Но, должно быть, под этим словом подразумевается не сожительство (как в современном обществе), а не венчанный брак. С её первым мужем - военным по профессии - прожила недолго. Год, что ли. Трудно сказать, который именно год (но дневник А. Тверитиной приоткрывает эту страницу. Исправлено: 26.12.2024). Что произошло затем - можно только догадываться.
В семейных альбомах сохранилась ещё одна фотография с подписью на обороте:
Длительное время я полагал, что в слове «Крекова» вместо «ю» написана «е». Однако, в конце концов сопоставление лиц на фотографиях убедило меня, что в данном случае в центре - вовсе не бабушка Юлии Павловны Селивановой, но бабушка её первого мужа - Олега Васильевича. И Крековы, и Крюковы в Омске проживали, и это - совершенно разные фамилии. /p.s. 11.2022: На фотографии родная бабушка Юлии Павловны - Елизавета Павловна Крекова - и соответственно, близкие её родственники/.
Можно обратить внимание на шпоры на сапогах дяди Стаса - видимо, он служил в кавалерии. Впрочем, в войсках того времени шпоры полагались также кавалерийским разведчикам и пулемётчикам стрелковых частей. Можно разобрать на погонах две тёмные продольные полоски. Похожие погоны имели полковники разных родов войск.
Период 1920-21 гг.
Где и как жила Юлия Павловна в 1920-21 гг. - сказать трудно (p.s.26.12.2024: но в общем, понять уже можно). Вероятно, к тому времени она уже работала учительницей.
Так или иначе, но к весне 1922 года Юлия Павловна оказалось в селе Барском (12 км к северу от Булаево), где в середине апреля она вышла замуж за моего прадедушку - Степана Мартыновича Чекушкина. При этом они венчались.
Свою фамилию Юлия Павловна Селиванова никогда не меняла. А на все вопросы в последующем отшучивалась: «мне», мол, «моя фамилия больше нравится».
продолжение следует...
Дополнительные источники:
1.
Восточное Полушарие. Ссылка на В.И. Петрова.
2.
Н.В. Елизарова. Из опыта работы библиотек епархиальных и приходских училищ Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв.) 3. Омская область. Путеводитель./ М. Строгов, П-К. Броше, Д. Озиас. М., «Авангард», 2006.
4.
Русские в Китае 5. Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае (1900-1997).
История Православной Церкви в Синьцзяне. 6.
Храмы Китайской Автономной Православной Церкви.
7. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
Илийский край.