2003
ЗАБРОСКА.
Илекса - река, которая начинается на северо-западе Архангельской области, а впадает в Водлозеро на юго-востоке Карелии. Она же - Эликса (ударение в обоих вариантах ставится на первом слоге). Длина Илексы - 207 км, падение русла 43 м. Средний уклон 0,21 м/км, что, конечно, впечатления не производит. Примечательна река не порогами, а обилием рыбы, тучами комарья и не шибко удобной заброской. На Илексу без волока можно заброситься или через Óловку или через Чусреку. Мы забрасывались через Чус. С тремя пересадками.
Поезд на Мурманск отходит что-то около 18 ч. На следующий день позади остаётся Петрозаводск. Жарко. Окна открываем, какие возможно, но это лишь отчасти помогает. Посему резонно задаёмся вопросом: «А точно ли на север едем?»
Железнодорожный вокзал в Петрозаводске. Железнодорожная станция в Медвежьегорске и её вывеска.
За окнами продолжительное время видны только лес и вода озёр. Красивы залив Выгозера при подъезде к Надвоицам и следующее за Надвоицами озеро Воицкое («voi» - масло). Далее поезд идёт вблизи Беломоро-Балтийского канала. Время от времени этот водный путь виден из окна и похож на вытянутое озеро. В 1930-е гг. сюда можно было попасть по «бесплатной туристической путёвке» лет на десять всего только за одну безобидную, но не вовремя сказанную фразу. Например, за реплику «вот тебе бабушка и Юрьев день!», произнесённую по поводу грядущего вступления в колхоз. И это вполне конкретный случай.
Буквально за 1-2 минуты до полуночи поезд прибывает в Беломорск. Выгружаемся очень оперативно.
Полночь. Солнце находится чуть ниже горизонта с северной стороны. Я об этом постоянно забываю и путаю северное направление с южным.
Комары начали атаковать уже на платформе. В Беломорске комаров очень много. Даже в здании железнодорожного вокзала летают, как-будто так и должно быть.
Белая ночь (14.07). Прошлись немного по Беломорску. Городок небольшой. Недалеко от вокзала - два памятника. Дошли до моста. У моста на реке Нижний Выг имеется впечатляющий порог. На правом - противоположном - берегу стоит недостроенное ещё деревянное строение - вероятно, строится церковь. Ниже порога с моста должно быть видно Белое море. Но конфигурация береговой линии такова, что понять, где именно начинается море, трудно.
Возвращаясь к железнодорожной станции, задержались возле водоразборной колонки. Они в Беломорске заслуживают отдельного упоминания. Такая каменная постройка 2x2 м, из которой торчит труба и трос. За трос надо тянуть. Из трубы польётся питьевая вода; если не подставлять ёмкость, то она уходит через отверстие в деревянном настиле.
Поезд «Мурманск - Вологда» проходит через Беломорск только через сутки. Провести сутки на вокзале Беломорска - не лучший вариант. Поэтому около 3 часов ночи отправляемся из Беломорска в Кемь - там переночевать лучше во всех отношениях. Поезд «Маленга - Кемь» помимо локомотива насчитывает всего два вагона дачного типа.
За окнами тянутся леса и болота.
Выгружаемся в Кеми. Здание вокзала двухэтажное, имеются приемлемо удобные металлические сиденья. Пункт милиции, аптечный пункт и туалеты. В зале ожидания стоят кадки с бегониями, цитрусом и олеандром. Здесь же, в здании вокзала находится кафе «Сугроб».
Недалеко от железнодорожной станции на окраине Кеми находится горка с выходами кристаллических пород. На горе - пустырь и заброшенная водонапорная башня. Среди обнажений скал и валунов цветёт княженика. Ни ягод черники, ни ягод голубики ещё нет. Нашли 4 крупных подосиновика. С горы открывается круговой обзор - на кварталы Кеми, реку Кемь и лес. Моря не видно.
К центру города ведёт проспект Пролетарский. В сущности, обыкновенная улица. Через каждые 300 - 400 м - «лежачие полицейские». По левую сторону от дороги долго тянется заболоченный и заросший осокой ручей Пуэта. Дошли до центральной площади и пункта связи. Старинной архитектуры в городе не видели - она находится далее. Близость моря не ощущается. Вовсю цветёт жимолость и ещё какой-то кустарник - сирень, что ли.
В половине восьмого утра следующего дня (15.07) загружаемся в прицепной вагон поезда «Мурманск - Вологда». Поезд возвращается в Беломорск, а потом сворачивает на железнодорожную ветку, ведущую в Архангельск. Пересекаем по мосту Нижний Выг, чуть позже - его протоку под названием Шижня. Здесь с железной дороги видна плотина 18-го шлюза Беломорканала. Несколько раз поезд проходит совсем рядом со скалистыми уступами: дорога местами «врублена» в гранит. Эффектно. Время от времени пересекаем небольшие речки. Кругом - тайга и очень-очень много болот, поверхность их занята водой и травами. Местность вблизи представляет собой низменность, и эта часть побережья носит название Поморский берег. В отдалении по правую сторону видны возвышения кряжа, название которому - Ветреный Пояс. Абсолютные высоты вершин кряжа достигают 344 м (Оловгора). До Нименги поезд следует около 9-ти часов.
Выгружаемся на станции Нúменга - это в Онежском районе Архангельской области. Выходим к автомобильной дороге и останавливаемся. Сразу же появляются комары и слепни.
Сам населённый пункт Нименга небольшой и находится в нескольких сотнях метрах от станции. Глухие места. Местные обмолвились, что такого количества комаров как в этом году они ещё никогда не видели. Это обстоятельство стоит отметить особо.
Деревня Нименга (авт. кадра Р.Щуров).
Забрасываемся на Чус на грузовике-«УРАЛе». До Чуса - 72 км, заброска автотранспортом заняла часа 2 - 3. Просёлок на удивление неплох. В то время как мы едем в грузовике, вокруг нас - только тайга, болота и озёра до самого горизонта. Жилья на десятки километров нет никакого. Сам Чус абсолютно необитаем, постоянного населения здесь нет вообще. Пересекаем кряж Ветреный Пояс. Местный житель говорит, что отсюда видно даже море. Наверное, это так оно и есть, хотя до моря - километров сорок. Со своим зрением на таком расстоянии синеву неба от синевы узкой полоски моря я различить не в состоянии.
Бескрайние таёжные дали. Вид с кряжа Ветреный Пояс в сторону Белого моря.
Наконец, мы выгружаемся на Чусе перед мостом. Заброска, которая длилась трое суток и включала проезд на трёх поездах и грузовике, наконец, завершена. Разбиваем лагерь на том месте, где когда-то размещались лесозаготовители.
Комаров здесь - немеряно! Мошки - немеряно! Мокрец присутствует. Слепней тоже летает много, особенно над дорогой. «Дифталар» спасает максимум на полчаса. От «Комарекса», если верить тем, кто им пользуется, толку нет никакого. Я старался стоять как можно ближе к костру - в дыму. Спалил правую штанину джинсов.
.
ЧУС.
16.07.
Ещё в Мурманском поезде хотелось искупаться. Наконец, это возможно. Лучше это сделать под мостом: комаров там меньше всего. Мост типичен для Севера. Он деревянный. Опоры сложены из брёвен «колодцем». Выше моста Чус по всей ширине зарос кувшинками.
Погода стоит солнечная. Жарко. По этой причине слепней особенно много. Лёха с утра оставил палатку открытой - чтобы проветрилась. К обеду в палатку набралось несколько десятков слепней. Стукнешь по тенту - гудит, что улей! В палатку «заглянуть страшно»: «камера пыток» и «комната ужасов»!
Васильич и Юля спали ночью под одним только тентом: так получилось, что палатку они забыли в Орле. Понятно, что выспаться им не удалось.
Во второй половине дня выходим на воду.
Чусрека: начало маршрута. Вид с моста.
Русло реки местами поросло калужницей, сусаком (ещё не цветёт), хвощём. Встречается какое-то растение с мутовками листьев, похожими на ивовые и жёлтыми соцветиями, тоже отдалённо напоминающими соцветия ив (близко не рассматривал). В первый день сплава берега Чуса очень низкие, заболоченные. Деревья стоят почти вплотную к воде. Леса по берегам преимущественно еловые. Догадайтесь с трёх раз, какие животные здесь водятся в большом количестве? В очень большом?
Главное впечатление от Чуса - это комары! Их тут не то, что немеряно - их просто сказочно много! Впиваются по нескольку десятков сразу. Особенно туго приходится на участках реки, где русло сужается - на поворотах, среди островков, а также среди зарослей высоких трав на мелководье. Иногда возникает необходимость остановиться и осмотреться. Но комары думать не дают. Звон стоит почти как на пасеке! Они постоянно вьются вокруг накомарника. Если б только снаружи! И под сеткой их вьётся уже штук двадцать, невесть как туда пробравшихся. Это не считая тех, что дохлыми уже валяются на дне накомарника. Прибиваешь их время от времени, а они снова проникают, хотя накомарник цел. И никак не попадает под «горячую руку» насосавшаяся крови тварь, маячит перед глазами, ползая по сетке туда-сюда. Иногда комары путаются в ресницах и мешают смотреть.
У меня ещё по обыкновению рукава рубашки закатаны до локтя. Комары этим нагло пользуются! Собственно, пока на тыльной стороне кисти сидит 3 - 4 комара, на них можно не обращать внимания. Но когда комаров становится 7 - 8 и больше, тогда можно на секунду отпустить весло, прихлопнуть комаров и сразу же продолжить работу веслом. Совать руку в воду бесполезно: комары и под водой будут сосать кровь, невзирая на течение, а вот когда насосутся, тогда они вытаскивают хобот, их выносит на поверхность воды, и они взлетают.
Рубашку комары прокусывают легко. Сплавляясь по реке, Таня спрашивает: «Что это у тебя на плече?» Оборачиваюсь - а на левом плече копошится сплошная серая масса комаров, их несколько десятков сразу сидит! На правом, кстати, тоже.
Лёха громко комментирует происходящее:
- Мы так отдыхаем! Расслабьтесь! Это отдых!
- Мы приехали сюда, чтобы накормить гундосых тварей! Оказать им гуманитарную помощь!
- Обманули! Обещали отдых! Вот это я попал!
- Я теперь всем буду рекомендовать съездить на Чус! Чус, скажу, это такая замечательная река. Курорт! На ней можно хорошо сплавляться на лодках. На Чусе можно здорово порыбачить! Замечательно провести отпуск. Просто незабываемо! Получить массу впечатлений. Но главное, главное - на Чусе можно отдохнуть!!!
- Я не представляю эти места без комаров! Здесь, должно быть, и зимой комары летают! Как сейчас - прямо над сугробами.
Пару раз наша байдарка основательно налетела на камень - посреди широкого по меркам Чуса участка реки. Неожиданно. На полном ходу. Посреди почти стоячей воды. Вода в Чусе тёмного цвета, и покрытые водорослями камни не видны в упор. «Мохнатые камни».
На протяжении дня встречались мелководные перекаты - трудно сказать, сколько именно. Местами приходилось выбираться из байдарки и вброд проводить её вперёд, протаскивать по камням. Иногда проталкивали байдарку по камням, отталкиваясь вёслами и не выходя из неё. По словам Лёхи, мы вёслами «ломали камень на Чусе».
По правую сторону в Чус впадает Большой Енгиз (Большой Енгиш).
По пути движения оказывается небольшой разлив реки-озерцо. Крутой поворот влево. Чус вытекает из озера в направлении, противоположном тому, в котором втекает. Вытекает из озера рядом с тем местом, где втекает.
озерцо на Чусе.
Вскоре после озерца начинаются перекаты, переходящие в порог Кáля. Преводится «kalio» как скала. Никаких скал здесь нет, только большие валуны и невысокие обнажения гранитов вдоль русла реки. Кому-то одуревшему среди низинных болот от комариного звона они, видимо, показались скалами.
Рыбы в Чусе много.
Порог Каля в июле проходим на байдарке не до конца: он мелководный. Проводим байдарки. Дно реки очень неровное по причине большого количества камней. Можно легко оступиться в какую-нибудь расселину между ними.
прохождение порога Каля в белую ночь.
Порог Каля миновали где-то около полуночи. Чуть ниже порога становимся на ночёвку на левом берегу Чуса. Комаров на берегу тоже много, так что «Дифталар» не помогает вовсе. Всё же комарья меньше, чем на реке. Дима выражает это обстоятельство одной фразой: «Нет, после Чуса это уже не комары».
Во время ужина кто-то рассказывает о варианте казни, некогда практиковавшемся у какого-то северного народа. Суть казни заключалась в том, что осуждённого поливали кровью и оставляли связанным в тайге (в тундре) на съедение комарам. Если через сутки после начала экзекуции осуждённый оставался жив, то он получал прощение. Но происходило это редко, а те, кто выживал, обычно оставались не в ладах с рассудком.
Забираясь последним в палатку, Лёха оставляет не застёгнутым всего лишь 5-сантиметровый участок молнии на входе. Пригласил комаров в палатку… Они не отказались. Через короткий промежуток времени внутри палатки стоял звон от десятков комаров. Выспаться они не дали.
17.07.
Утром принимали «джакузи» в пороге Каля. Хорошее место. Единственное на всём Чусе, где почти не трогают комары. Это - посередине порога на камнях. Слепни, однако, имеются, но их не так много, и они особо не допекают.
порог Каля.
Выходим на воду. По ходу движения блесним рыбу. В Чусе водятся крупные щуки и окуни. Помимо прочего ловили рыбу спиннинг. Дело в том, что адмирал уронил свой спиннинг в воду. И все мы раз за разом пробрасывали блёснами этот участок реки в надежде, что зацепим спиннинг. Но спиннинг не клевал. Рыбалка затягивалась. В конце концов, адмирал вышел и своего судна и отыскал спиннинг. Поймал руками.
По реке стало перемещаться легче, чем в предыдущий день. Во-первых, река шире. Имеется возможность перемещаться подальше от берега, и соответственно - от комаров. Кстати, берега стали намного выше и не лежат более вровень в поверхностью водотока. Во-вторых, мелей на реке почти нет, равно как и густых зарослей травы посреди реки.
Перекатов на протяжении дня немного.
Чус порой сильно напоминает Вытебеть, а местами - и вовсе вылитая Вытебеть. Это сходство по ходу движения возрастает. Основное отличие - в количестве комаров. Вечером, когда Солнце скрылось за деревьями, комариные полчища на реке активизировались.
Походная группа насчитывает 12 человек. Для Чуса это слишком много. Комарьё добавляет долю нервозности в поведение почти каждого участника сплава, и это чревато мелкими «тёрками» и разногласиями, двусмысленными шутками и неуместным подначиванием. Всё это будет длиться не один, и не два дня, а почти три недели. Стоит ли оно того? По-хорошему, группу следовало разбить на две и двигаться по реке двумя параллельными группами. Но это ясно уже обратным числом.
На ночёвку остановились на левом берегу Чуса.
18.07.
Продолжаем сплав.
Сходство с Вытебетью опять же налицо. Кстати, вода теперь стала намного прозрачнее, поэтому камни видны лучше. Притоки впадают в Чус слева под острым углом, их здесь как минимум, два. После первого из них на реке стали появляться песчаные отмели. На протяжении дня мелей и перекатов на реке много. Один из перекатов можно даже назвать небольшим порожком. Начинается он резким поворотом русла вправо, а заканчивается - таким же под 90° поворотом влево.
На ночёвку остановились на песчаной отмели левого берега. Комарья на отмели немного меньше.
19.07.
День похож на предыдущий.
На обед остановились перед первым большим завалом из хаотичного нагромождения древесных стволов. Обнос - по левому берегу, метров 400. Упаковывать байдарки ниже завала удобнее на правом берегу. Кстати, по левому берегу напротив завала тянется тропинка. Как ни удивительно, но туристы на Чусе иногда всё-таки бывают. Но редко. Поэтому берега Чуса не захламлены мусором, как, например, перед крупными порогами на Керети.
Вечером вышли на какой-то обширный разлив. Представляет собой не то озерцо, не то болото. Он мелкий, сильно зарос травами, имеются островки и протоки. Трудно понять, куда следует грести. Слышен шум порога. Но этот порог находится не на Чусе, а на Пемóже - притоке Чуса. Другими словами, разлив представляет собой устье Пеможи.
На ночёвку остановились на берегу Чуса где-то после устья Пеможи.
20.07.
Визуально Чус - ну, вылитая Вытебеть. Такие же коряги и завалы, такие же мели на поворотах, такие же изгибы. Петляет Чус в нижнем течении очень сильно. Огибая длинные мысы, река порой меняет направление на противоположное.
Дождей нет. Каждый день держится жара порядка +30°С. Но штормовку не снимаю: её не прокусывают комары. Более того, на воде всё время нахожусь в двухслойных зимних перчатках, через два слоя ткани комары не могут дотянуться хоботом до кожи. Накомарник одет постоянно.
На песчаных отмелях - много следов: следы копытных, волчьи следы, а кто-то видел и медвежьи. Кстати, видели мы на Чусе и деревья со следами медвежьих когтей. Ничего удивительного. В радиусе 70 км у нас всего две маленькие деревеньки - станция метеорологов Калгачиха и заброшенная деревня Луза, да ещё несколько избушек - по пальцам одной руки можно пересчитать, где живут смотрители национального парка. Все эти микропоселения расположены исключительно вдоль Илексы, а на Чусе помимо редких туристов никого нет. Мы находимся где-то посреди Водлозёрского национального парка, а он являет собой очень большой, если даже не самый большой по площади уголок нетронутой природы во всей Европе. Исключительная глухомань.
Очень мне интересно, как переводится слово «Чус». Этот явно фино-угорского происхождения гидроним встречается и в других местах. Например, в Удмуртии есть река с таким же названием, приблизительно той же длины, и протекающая в аналогичной глухой таёжной местности.
Много позже мне удалось раскопать в саамском словаре пару похожих по звучанию слов. «Чỹйй» переводится как звон, «чỹшшк» - как комар. Шипящие звуки в ином фино-угорском языке вполне могут оказаться звуком «с». Сравните, например, карельское «шари» («остров») с эстонским «саари».
Нередко приходится выбираться из байдарки. Иногда достаточно бывает провести её облегчённую среди коряг. В других случаях мы пропиливали, прорубали проход. Три раза завалы пришлось обносить по берегу. Если в предыдущий день байдарки распаковывали, то сегодня толпой перетаскивали их гружёными.
Почти весь день провели, преодолевая завалы на Чусе. А у Лёхи, между прочим, день рождения. Более того - юбилей: 25 лет. Так он его и провёл, перетаскивая байдарки в окружении полчищ комаров. Фраза дня: «Никогда этот день рожденья не забуду!»
.
Именинник на Чусе занят разбором завалов и обносом байдарок (авт. кадров Р. Щуров).
В своём нижнем течении Чус очень сильно петляет. Ближе к вечеру вышли на участок реки, протекающий посреди безлесного болота. Но с воды видны лишь кусты и берега - до бровки, что тоже немного напоминает Вытебеть, а именно калужский её участок. Но - только лишь при взгляде с реки.
Наконец, наконец-то мы вышли на Илексу! Ура!!! Страшный Чус пройден!
Но это ещё не конец похода… СТРАНИЦА ССЫЛОК