В общем-то, приступаю к изложению поездки после некоторых колебаний: стоит ли вот сейчас писать о курортном отдыхе, не забывая о том, что происходит с населением Донбасса, Одессы, Харькова, Днепропетровска?
Но, оказывается на раскрутку туриндустрии Крыма в соцсетях государство в начале сезона выделило, насколько помню, довольно приличную сумму, а стало быть, и эта тема тоже полезна.
Она представляет интерес для тех, кто ещё только планирует свой отпуск.
Да, признаю, это повествование никак не отображает текущую ситуацию на Донбассе, в Одессе, в Харькове и на прочей территории недавней Украины. В описании поездки в Крым почти совсем не будет политических аспектов. Однако, читая его, вспоминайте же время от времени о том, что именно воссоединение Крыма с Россией обеспечило сохранение мирной жизни на полуострове. Чего так не хватает сейчас Новороссии! Вспоминайте, вспоминайте об этом, читая изложенные далее посты.
.
После того, как я выложил описание велопутешествия по северному Казахстану, то специально намеревался сделать паузу. С тем, чтобы не тратить время на столь же подробное изложение. Всё-таки, в Крыму при СССР полстраны, наверное, побывало. И вот по прошествии почти что года, приступаю таки к изложению поездки в Крым.
За год произошли ещё какие перемены! Крым вернулся в состав России! Тем лучше. Описание поездки, надеюсь, пойдёт на пользу российским курортам Крыма. В чём то, конечно, за год ситуация в Крыму уже успела поменяться в лучшую сторону, в чём-то киевская хунта сумела осложнить крымчанам жизнь. Но по большей части, наверное, очень уж больших различий за столь небольшой срок курортник едва ли увидит.
Но вот теперь обо всём по порядку. Итак.
.
Перед тем как поехать в Казахстан в апреле 2013 года, я договорился с женой, что вторые две недели отпуска проведу в соответствии с её интересами.
На повестке дня были преимущественно два варианта - Закарпатье и Крым. Поначалу я готовил к поездке именно информацию по Закарпатью. Почему Закарпатье? Небольшой красивый и своеобразный регион, населённый к тому же несколькими этносами. Где можно не только полюбоваться горами, лесами и водопадами, но ещё принять термальные ванны, посетить соляные копи и попробовать национальную кухню нескольких народов. К тому же Закарпатье - регион с традиционно позитивным отношением к русскому населению (в отличие от соседней Галичины). Вот и рассматривался это вариант в качестве основного. Ну, и кроме того, рассматривалась возможность по пути провести один-два дня в Киеве и несколько часов - во Львове.
В Закарпатье мы, однако же, так и не поехали (о чём жена теперь выражает сожаление, поскольку таковая поездка в перспективе теперь вообще едва ли возможна).
В конечном итоге, всё перевесил фактор моря. Всё-таки, Крым. В какой-то момент в качестве варианта была предложена ещё и Одесса. Но тут уже я начал роптать, поскольку «копал» сначала информацию о Закарпатье, потом - о Крыме, и вот незадолго до поездки приступать к обдумыванию ещё одного варианта - это чересчур. Не люблю так путешествовать - наскоком неожиданно. Другое дело - выбрал заранее, обдумал сколько требуется, и поехал.
Ладно, пусть это будет сугубо пляжная поездка, но первые три дня в Крыму всё-таки распланирую так, чтобы поездка запомнилась не только пляжем.
10.08.2013
Садимся в поезд, следующий в Севастополь.
Ощущение от движения на поезде дальнего следования заметно другие, чем от пригородного. Вроде и скорость не очень сильно различается, ан по ощущениям пейзажи за окном проплывают гораздо быстрее. Вот уже и Курская область. А вот и Белгородская:
окрестности Белгорода.
Поезд задерживается в пунктах таможенного контроля - соответственно в Белгородской и Харьковской областях. С момента развала СССР наличие государственной границы между Россией и Украиной я всегда воспринимал как досадное недоразумение, сопряжённое с мелкими, но досадными неудобствами. В виде, например, полутора часов простоя в Белгороде и Харькове, заполнения бумажек, ограничения провоза вина (это уже по припоминаю по поводу транзита из Абхазии) и т.п.
Затем поезд пересекает восток Днепропетровской области.
Тут я выхожу в коридор, становлюсь у окна и достаю фотоаппарат. Зачем? В 1943 году в этих местах (в Синельниково) располагался полевой аэродром полка, в котором воевал против фашистов Всеволод Степанович (старший брат моего дедушки). И вот я непосредственно могу посмотреть эти ландшафты. Пока что поезд идёт в окрестностях Павлограда. Местность равнинная, с перелесками.
ландшафт в окрестностях Павлограда.
Вдоль железной дороги тянутся плотные лесополосы, и пейзажи в их разрывах раскрываются редко. Иногда - при пересечении рек. Должно быть, одна из них - местная Самара, а другая - Вовча. Но это лишь табличка возле моста указывает, что внизу, дескать, «река Вовча». Если заглянуть в атлас СССР, река там фигурирует как река Волчья. С учётом истории заселения и истории государственной принадлежности этой территории, исходным названием следует считать «великодержавный» вариант, а не «малоросский» Т.е. исконное название - Волчья. Ну, а Вовча - всего лишь переименование в бытность «незалежной» Украйны. Вообще, что касается переименований топонимов на язык титульной нации - в пределах постсоветского пространства эта странность была присуща не только украинскому государству. Видимо, всё-таки со времён СССР населению свойственно соотносить себя с принадлежностью к великой державе. И представителям населения небольших осколков великой страны это ощущение где-то там в глубине души осталось присуще. Но парадокс в том, что они стараются дистанцироваться от России, с которой то появление этого самовосприятия и было связано. А поскольку любой такой осколок в одиночку реальных претензий на мировой статус не имеет, а очень хочется, то вот как подобие альтернативы - переписывание исторически сложившейся топонимики. Конечно, ничего хорошего в этом нет.
Вот, должно быть, та самая «Вовча» где-нибудь на окраине Павлограда:
(Кстати, вот глядя на этот солнечный мирный пейзаж и не скажешь, что мирному времени в этой местности осталось всего несколько месяцев).
«Фотосессия» была прервана неожиданным для меня образом. Появился молодой человек и, скажем так, поинтересовался, что это я там, за окном фотографирую. Напоследок предупредил, что если стану снимать стратегические объекты (мосты и т.п.), то у меня будут проблемы.
У меня и в мыслях не было фотографировать что-либо этакое. Что и выразил.
В то время я ещё не имел представления о том, что серьёзная вроде бы организация СБУ не то что, как говорится, «мышей не ловит», но и вообще является рассадником американских шпионов. Так, в целом. Того молодого человека это, может быть, лично и не касается.
В общем, постоял я у окна ещё немного, уже ничего не фотографируя. За окнами всё также тянутся вдоль дороги плотные лесополосы. Вернулся на своё место.
Самое интересное место но пути следования поезда на всём участке от Харькова до Крыма - Каховское водохранилище на Днепре. Сначала в окрестностях Запорожья за окном появляются старицы и поросшие деревьями острова. Затем поезд идёт по берегу долго. Более 30 км по дуге. Вечер. Смеркается. За окном - обширная водная гладь. Даже берега вдалеке не видно! Над водохранилищем, отражаясь в воде, светит месяц. Порой можно заметить птиц. Прохладный вечерний воздух…
Каховское водохранилище.
По другую сторону дороги - вода стоит наподобие старичных озёр, за которыми видны селения:
Заметны типичные для этой местности пропорции зданий (оба кадра - по пути из Крыма).
Всё это напоминает мне то Балтийское море, то карельские реки-озёра, то Сейм где-нибудь возле Рыльска.
Оставшуюся часть пути поезд проходит ночью. На подъезде к городу за окнами видны силуэты невысоких гор, какой-то участок поезд идёт в тоннеле.
Всего дорога до Севастополя заняла часов так 18. Была бы скорость состава вдвое выше, то при достаточно высоких доходах можно было бы ездить на море хоть каждые выходные.
(Ну да по текущей политической ситуации, строительство скоростной дороги через Харьков и Днепропетровск - скорее из области фантастики.
Для Харькова текущая ситуация особенно удручающа. Если б в буйные революционные годы большевики не впихнули Донецко-Криворожскую республику в состав Украины, то Харьков бы сейчас стоял на магистральном транспортном направлении. А вместо этого полуторамиллионный город рискует оказаться в железнодорожном и экономическом тупике).
.
продолжение следует...