Вообще я по профессии переводчик с английского. То есть язык знаю довольно неплохо. Но при этом совершено не умею этими знаниями делиться. Говорить умею, могу исправить ошибки, но вот реально научить кого-то говорить по-английски не в состоянии. По молодости я зачем-то обманывала двух человек, работая с ними репетитором. За деньги. Одной из них была мамина подруга, которая сама настояла на том, чтобы со мной заниматься, несмотря на мои предупреждения, что хорошо научить у меня скорее всего не получится. Вторым был школьник, которого мне сосватала всё та же мамина подруга - с ним я тупо занималась по учебнику. Никакой обучающей методики у меня, понятное дело, не было, особо мотивировать я тоже не умею - короче, как по мне, то оба ученика просто бездарно потратили деньги.
Когда у меня родилась Вероника, вопрос с английским даже не стоял. Конечно, мой ребенок должен отлично знать язык. Зато стоял другой вопрос - кто ее будет этому языку обучать. Как мы помним, я этого делать не умею. Поначалу я просто рассчитывала сдать её в английскую спецшколу, и пусть она сама там учится - я, в конце концов, именно так язык и выучила. Еще была мысль просто с рождения разговаривать с ней на английском, чтобы вырастить билингва, но эта мысль быстренько улетучилась, потому что ну не могу я на неродном языке постоянно общаться с ребенком. Плюс Паша постоянно твердил, что пока русский не выучит, иностранному языку учить рано.
Короче, примерно до четырех Вероникиных лет речь об английском не шла. Затем в средней группе детского сада у них появились дополнительные занятия (платные), я обрадовалась и сразу же ее туда записала. Впрочем, радовалась я напрасно, потому что даже спустя полгода занятий Вероника по-английски сказать ничего не могла, рассказывать, чему ее на занятиях учили, не хотела, и вообще, никаких результатов, кроме приносимых домой листиков с раскрасками, я не видела. Правда, в конце учебного года я ее спросила, будет ли она ходить на английский и в следующем году, так она тут же радостно закивала и стала говорить, что конечно, обязательно будем. Меня это насторожило, потому что до этого Вероника такого энтузиазма не проявляла. Проведённое расследование показало, что энтузиазм у ребёнка вызывается вовсе не интересом к изучению языка и даже не личностью преподавателя, а тем, что на английском их угощают сладостями, которые я вообще-то запрещаю. Так что никаких дополнительных детсадовских занятий по английскому в следующем году у нас не будет.
Примерно в то же время, то есть в 4 Вероникиных года, я завела себе Инстаграм и там наткнулась на аккаунт женщины, которая разработала курс английского для детей - @my_english_baby. Я почитала посты, и суть этого метода мне очень понравилась - обучение без перевода, в игре, в общении, плюс надо показывать ребенку специально разработанные видеоролики, где тоже без перевода ребенок узнает новые слова и как их употреблять в жизни. Курс, разумеется, платный. Я даже уже в кои-то веки собралась раскошелиться и купить его, но сначала решила попробовать пробный блок. Плюс в аккаунте @my_english_baby периодически проводятся бесплатные марафоны, в рамках которых тоже можно пробовать методику.
И вот как-то так получилось, что курс этот у Вероники тоже не зашел. Все видеоролики она смотрела с огромным интересом, постоянно требовала их показать на телефоне (видимо, потому что я ей телефон особо в руки не даю, а тут получается, что она может с ним взаимодействовать). Но при этом опять-таки сказать она ничего не могла, даже какие-то простейшие вещи, которые в этих роликах пятьсот раз повторялись. Но в Вероникиной памяти они не задерживались. По-моему, ее больше привлекал видеоряд, а слушать она особо не вслушивалась.
Понимаете, к чему я веду? В итоге я понемногу стала свыкаться с мыслью, что если не я, то кто? Занятия в саду не работают, ролики не работают, ничего блин не работает, а знать английский мой ребёнок должен. К тому же, несмотря на то, что ролики @my_english_baby, может, и не дали потрясающих результатов, как было обещано, но разные советы и идеи оттуда всё-таки меня вдохновляли. Кстати, создательница курса всё время говорит, что заниматься иностранным языком с ребенком надо как можно раньше, пока память еще работает, пока он всё впитывает, как губка, пока нет протеста. Я, собственно, и сама вижу, как дети на лету всё схватывают, гораздо быстрее, чем взрослые, так что было бы очень обидно упустить это время. И понемногу я себя убедила, что отвертеться не удастся и будущее моей дочери никому не нужно, кроме меня.
Сначала я просто говорила с ней по-английски. Не постоянно, а просто в ситуациях, когда примерно понятно, что я от неё хочу. От Вероники я при этом ничего не требовала. Собственно, примерно так же она и родному русскому училась. Через некоторое время я увидела, что она меня понимает. Я до сих пор помню момент, когда примерно в год и два месяца я её попросила (тогда еще по-русски, конечно) принести комбинезон, она пошла в другую комнату и принесла его. У меня такая радость была! Так вот, с английским теперь было примерно так же. Но она не говорила. На этом месте меня стал терроризировать Паша - мол, какой смысл так заниматься, если она сказать ничего не может. И вот он до меня все время докапывался, а меня это бесило, настолько, что хотелось всё бросить и вообще прекратить что-либо делать. Но см. выше - кто, если не я? Приходилось себя заставлять. Плюс я Паше сказала, что раз он такой умный, то пусть тоже занимается. Он поначалу отнекивался, мол, он плохо говорит по-английски и будет неправильно учить, но я его заставила хотя бы показать мне, что надо делать. И он стал просить Веронику повторять за ним. Он сказал - Вероника повторила. Она сначала не особо хотела, но потом стала повторять. Тут подключилась я и тоже стала заставлять говорить. И постепенно стали появляться результаты наших усилий.
Что мы имеем теперь, после примерно года занятий: Вероника отлично понимает и может сказать кое-что по теме всякой бытовухи - еда, чистка зубов, укладывание спать, игры. По абстрактным темам и длинные предложения она не понимает и не говорит. Заниматься английским она не хочет и часто протестует, заставляет нас переходить на русский. Но мы не сдаёмся. В последнее время я придумала English Evenings, когда все говорят только по-английски. Конечно, даже здесь Вероника часто переходит на русский, потому что не знает, как сказать (чего уж там, Паша тоже говорит, что ему тяжело, потому что он не знает, как сказать), но при этом многое она уже может сказать сама, иногда даже совсем без ошибок, что меня безмерно радует и вдохновляет не опускать руки (а они, поверьте, очень часто норовят опуститься). А изредка Вероника даже сама, без моих просьб, заговаривает на английском - это очень классно.
И есть ещё одна вещь - получается, что я теперь не могу это дело бросить, иначе все наши усилия пропадут зазря - ведь без практики язык моментально забывается. И это меня немного напрягает, как любая неизбежность. Но будем надеяться, что Вероника потом сама заинтересуется, и от меня уже будет требоваться меньше.