Почему учительница орёт?

May 18, 2018 11:03



Младшая дочь - довольно рассудительный ребёнок. Тут недавно она интересовалась у нас, почему некоторые учительницы орут на детей. Тут же уточнив - нет, не на неё саму, на неё-то, вроде, и не за что. А вот на некоторых вредных мальчишек... Ну и на класс в целом, когда расшумится. Но ведь другие-то учительницы как-то без этого обходятся, и ничего, все живы и даже худо-бедно обучены. Поэтому, товарищи родители, внимание, вопрос: почему?


Мы с Оксаной попытались порассуждать. Взяли априори, что срыв на крик - это скорее педагогический фейл, нежели педагогический приём - в конце концов, если бы было иначе, и незлым богатырским покриком можно было бы добиваться от чад значительных успехов на ниве образования, учителей бы, наряду с методическими материалами, указками и мелом, просто снабжали бы матюгальниками.

Поведение детей, провоцирующее на крик, тоже не стали рассматривать, как причину, скорее как повод: в конце концов, тихий и послушный класс психиатра бы несколько насторожил - а не Аспергер ли, к примеру, тут осенил всех поголовно? Ведь в большинстве своём дети, у которых куча нерастраченной энергии, так или иначе будут пытаться эту энергию как-то сбросить, иначе взорвутся же. Понятно, что любой воспитательный процесс призван как-то эту энтропию обуздать, очертив границы дозволенного, но кто сказал, что эти мелкие контрабандисты просто так успокоятся?

Модель поведения учителя, как человека, который дорвался до какой-никакой власти и теперь всласть прессует вверенный ему коллектив, тоже не будем всерьёз рассматривать: такие случаи всё же единичны.

Остаётся что? Правильно, отклонение от нормы. Не настолько глубокое и серьёзное чаще всего, далеко не всегда требующее внимания психиатра, но тем не менее. Какую же патологию тут можно накопать?

Скажу сразу, что варианты, когда у учителя изначально имеется хроническое психическое заболевание, можно не рассматривать. Нет, такие случаи есть, и среди учителей со временем выявляются и шизофреники, и параноики, и МДП-шники, и прочие носители нашей патологии, но не чаще, чем среди другого рабочего и служащего люда. При этом чаще всего до момента обострения ведут себя практически так же, как и психически здоровые учителя. Особенности можно найти, но скорее специалисту, чем стороннему наблюдателю, и то если приглядеться.

Среди них есть лишь одна категория, которая может проявить себя быстрее прочих, и именно в силу специфики работы - это психопаты. Или, как сейчас принято говорить, люди с расстройством личности. Всё-таки нагрузка на нервную систему присутствует, и довольно ощутимая, поэтому те же возбудимые, импульсивные или неустойчивые типы психопатов быстрее, чем изначально психически здоровый человек, заработают срыв. В их случае он будет выражаться в декомпенсации состояния, что, помимо других симптомов, как раз в виде крика на своих учеников и проявится.

Основная же причина таких срывов для всех прочих учителей - это нервное истощение. И тут, опять-таки, возможны варианты.

Первый - это неврастеническая реакция у относительно молодых преподавателей, по которым учебный процесс и жизнь в целом ещё не успели основательно потоптаться, но первую заявку уже сделали. Механизм её возникновения довольно прост: есть энное количество - условно говоря, конечно - запасов нервных сил у конкретного организма, и есть направления, на которые эти нервные силы тратятся. Учебный процесс - направление в этом плане довольно прожорливое. И если суммарно количество затрат выше, чем способность эти затраты восполнить, то рано или поздно запас исчерпается. И тогда не хватит этих же самых сил на то, чтобы элементарно держать себя в рамках стандартной модели поведения. Ведь чтобы не наорать, когда хочется, чтобы не устроить дома бой сервизов, тоже порой приходится прилагать усилия. А тут уже нет никакой возможности. Понятно, что вспышка эта тоже быстро заканчивается - на долгий ор тоже сил нет - но она может повторяться из раза в раз, пока силы не восстановятся. Другое дело, что может образоваться не очень хорошая привычка, некий ущербный стереотип поведения - выдавать схожую реакцию по мало-мальски значимому поводу...

Второй вариант - это похожая реакция истощения, но обусловленная уже эмоциональным выгоранием - про него я уже не однажды писал. Учителя как раз находятся в группе повышенного риска развития эмоционального выгорания. Представьте себе преподавателя, который работает уже много лет. До серьёзных проблем с сердцем и сосудами, в том числе сосудами головного мозга, ещё далеко, но даёт о себе знать постоянная нагрузка, постоянная необходимость общаться, учить, втолковывать, воспитывать. И это при том, что материальная, а зачастую и моральная отдача от такой работы совершенно не покрывает собственных затрат. И полный бесперспективняк на всей линии горизонта. И ощущение, что жизнь проходит, как смазанный оргазм. Вот и выгорают понемногу нейроны лимбической системы, да и не только её - это, сами понимаете, я образно выражаюсь. И в ведре, где хранится запас нервных сил, возникают всё новые прорехи, а кран, откуда они в это ведро притекают, шире уже не откроешь. И истощение раз за разом возникает всё быстрее.

И третий вариант - это уже учителя с огромным стажем. Мэтры, зубры, динозавры. Этих держит на работе уже не столько зарплата - хотя и она тоже, при мизерной-то пенсии - сколько идея. Они уже не мнят себя вне профессии, они со страхом думают о том, чем же можно заниматься дома, если не ходить на работу. А организм-то, зараза, не молодеет. И вылезают всякие болячки: то артериальное давление вдруг зашкаливает, то сердце прихватит, то с сосудами проблемы вдруг объявятся, то сахарный диабет найдётся чуть ли не на ровном месте, а то и вовсе микроинсульт приключится. А то и не микро. И ладно бы каждая из этих болячек была сама по себе - так нет ведь, и на работе мозга это тоже сказывается. Прежде всего из-за состояния его сосудов. Они всё хуже доносят до нервной ткани кислород, глюкозу и всё прочее, что им положено туда нести. И формируется органическое поражение головного мозга. В самом начале - как раз астенический его вариант, когда нервные силы иссякают быстро, а запас всё никак не может накопиться. Отсюда - всё те же реакции истощения, не говоря уже о психопатоподобных изменениях личности на этом фоне.

В общем, ответ мы с Оксаной сформулировали, и даже по возможности доступно донесли его до ребёнка, но сразу предупредили, что если она предложит накричавшей на класс учительнице сходить в дурдом за помощью, горячей благодарности за такую подсказку она вряд ли дождётся, поэтому пусть лучше придержит это знание при себе.

Частная психопатология, детское

Previous post Next post
Up