Велосипедисты: проблема и с ними, и из-за них

Mar 24, 2014 17:13




Фото Veka на Яндекс.Фотках
Всем привет!
Краснодарцы, очень нужен мозговой штурм с вашим участием!

Суть проблемы. Велосипедисты катаются по пешеходным зонам. Сейчас эта проблема наиболее острая, поскольку установились первые теплые деньки, горожане массово выходят гулять в парки с колясками и маленькими детьми, велосипедисты тоже радостно расчехляют своих железных коней... За зиму эти группы товарищей (родители и велосипедисты) успели друг от друга отвыкнуть, из-за чего все всеми недовольны. К тому же пока погодка комфортная, число родителей, маленьких детей и велосипедистов на улицах зашкаливает. Это когда установится +30 - +40 градусов в тени, тогда в парках и на пешеходных маршрутах опять станет тихо и спокойно, а пока - ад и трэш.

Вот некоторые сообщения из соцсетей:
Павел Беляев в ФБ: "Пятиминутка ненависти. Сегодня во время прогулки в Чистяковской роще все время боролся с желанием споймать какого-нибудь велосипедизда и постучать им о ближайший столб. Людей гуляют толпы, с детьми, с колясками, хера вы на своих колесницах в самую толпу претесь? Городские парки надо как-то решать вопрос - мне было крайне некомфортно постоянно выдергивать ребенка из-под колес этих ездюков. Повылазили блин по весне."
[Скриншот]



Алексей Гусак в Твиттере: "Сегодня мне 5 человек пожаловались на хаос с велосипедистами. В парках, на Красной. Ситуация начинает выходить из под контроля"
[Скриншот]



Андрей Помидорров в ФБ: "пройдясь сегодня по Красной, всего пару кварталов, понял, что пипец не уютно с велосипедистами. Надо как-то разделять потоки. И так как рисовать на асфальте и делать дорожки нельзя, мне кажется. надо на выходные и праздники выставлять какие-то столбики знаки, отгораживающие, к примеру, одну из крайних полос дороги. По трем идут пешеходы, по одной велики. Уж очень опасно"
[Скриншот]



Отрицать существование проблемы - не выход. На словах администрация города всецело на стороне велосипедистов и ратует за создание инфраструктуры. Однако, мэрия не может предложить вменяемые варианты решения проблемы. Надо им в этом помочь.

Вначале коротко о ПДД и велосипеде.
Велосипед, если следовать ПДД, - это транспортное средство. Его место на дороге. Именно поэтому велосипедист, если планирует пересечь улицу по пешеходному переходу, должен спешиться и пройти это расстояние пешком, катя велосипед рядом. Если же велосипедист спешиваться не хочет, он должен пересекать улицу согласно требований знаков, разметки, светофоров и т.п.
Поскольку велосипед - это транспортное средство, ему не место на тротуаре и на пешеходной дорожке (если иное не предписано знаками). Единственный законный вариант движения велосипеда по тротуару при отсутствии соответствующего знака: его рядом с собой катит велосипедист.
Поскольку велосипед - это медленное транспортное средство, то двигаться ему надлежит максимально правее. То есть при абсолютно пустой дороге ехать посередине улицы или по левому краю велосипедисту нельзя. Но это при условии улицы без перекрестков и прочих "осложнений", так сказать сферический случай в вакууме. А в условиях города учитывая возможности перестроения велосипедиста, припаркованные "ёлочкой" автомобили, различные предписания движения транспортных средств по полосам и прочие особенности организации городского дорожного движения, велосипедист может ехать в любой полосе, поскольку планирует маневр и для его траектории его положение - максимально возможное правое.

Из указанного выше следует, что:
1. Далеко не все велосипедисты знают ПДД и выполняют их требования.
2. Далеко не все водители знают ПДД, требуя убрать велосипедистов на тротуар, а также паркуя свои драндулеты на велодорожках.
3. Далеко не все пешеходы знают ПДД, поэтому спокойно гуляют по единственной краснодарской велодорожке, пересекают ее не глядя по сторонам, останавливаются на ней закурить и разными другими способами нарушают правила.

Сравнительные особенности велосипедиста и пешехода
Велосипед как средство перемещения по сравнению с пешеходом имеет:
1. бОльшую скорость
2. меньшие затраты сил и времени при покрытии бОльших расстояний
3. меньшую проходимость, а значит требователен к дорожному покрытию. Например, вы наверняка не знаете, но разница в затраченных силах при езде по плитке с фаской (как на бульваре ул.Красной) и по новому ровному асфальту - до 40%! Не в пользу плитки, естественно.
Почему-то об этих особенностях часто забывают. Например, существующая велодорожка местами проходит по лестницам (пешеходный мост у Олимпа) и по "ребристой" плитке (Набережная и ЗСК).
Другая сторона такой забывчивости: проектировщиками и архитекторами предполагается езда на велосипеде по небольшой территории. Такая территория может быть интересна пешеходу, но велосипедист проедет по ней за 10 минут три раза, заскучает, и полезет куда-нибудь еще.

Теперь про парки, пешеходные улицы и общественные зоны.
По парку кататься на велосипеде нельзя. Это так. И я отлично понимаю разгневанных родителей, которые выдергивают из-под колес своих детей.
Но тут есть несколько моментов.
Во-первых, по дороге в нашем непредсказуемом автомобильном потоке и с существующим знанием автолюбителями правил ездить на велосипеде рискуют единицы. Это, без шуток, - постоянный риск для жизни. И не только потому, что за рулем автомобилей есть хамы и невежды, считающие, что место велосипедиста на тротуаре, и поэтому нещадно подрезающих. Но и потому, что многие водители (если не подавляющее большинство), просто не смотрят в правое зеркало при перестроении и маневрах. А для велосипедиста любое столкновение на дороге и падение под колеса в потоке - смертельная опасность. Я сейчас не оправдываю велосипедистов. Просто информирую, чтобы вы знали.
Во-вторых, родителям стоит понимать, что ваш ребенок на велосипеде в парке - такой же нарушитель, как и оторванный подросток, только что вас едва не сбивший. Поэтому "запретить велосипеды в парке и всех нарушителей расстреливать" - это не выход. Вы отправите своего ребенка кататься на велосипеде по дороге под колесами "джигитов"?
В-третьих, сейчас сложилась такая ситуация, что многие взрослые люди впервые садятся на велосипед. Происходит это в разных целях: доехать в гости, размять кости после офисной работы, доехать на работу... Велосипед давно избавился от имиджа детской игрушки советского ребенка и набирает обороты как средство транспорта. Всех этих взрослых дяденек и тетенек, не укрепивших яйца для езды в автомобильном потоке, просто опасно выпускать на проезжую часть. Да они и сами туда не поедут. А значит в перспективе мы не сможем их пересадить на велосипеды даже для случая "съездить в магазин за пять кварталов", то есть мы не сможем разгрузить дорогу и снизить остроту проблемы пробок.

И что делать?
Безусловно, нужно разделять потоки пешеходов, автомобилей и велосипедистов. Для этого в мире придуманы велодорожки. И даже в отечественных СНиПах и ГОСТах велодорожки прописаны. Есть только один нюанс: велодорожка - это не просто полоса на проезжей части. Это серьезное инженерное сооружение. Да еще и СНиПы с ГОСТами друг другу противоречат... Поэтому мэрия боится что-то делать и не находит денег на строительство.

В условиях Краснодара, даже если забыть про нехватку средств в бюджете, можно было бы сделать велодорожки. Но возникает вопрос, за счет какого пространства? Автолюбители будут ратовать за размещение велодорожек на тротуарах и газонах, поскольку и так пробки в городе. (Кто из вас не постил твиты с очередным рекордом бальности с Яндекс-пробок?)
Пешеходы будут требовать выдворения велосипедистов на проезжую часть и создания велодорожек там, потому что тротуары у нас в еще худшем состоянии, чем печально знаменитая ул.Новороссийская.

Логичным представляется такой порядок действий для решения назревающей проблемы:
1. Связать велосипедными дорожками основные прогулочно-парковые зоны. У нас их не много ( картинка из лекции Наташи):


2. В зеленых зонах для велосипедистов трассировать отдельные велодорожки. Между ними и пешеходными дорожками должны быть газоны и прочие объекты, по которым не особо поездишь и походишь. Места пересечений пешеходных и велосипедных потоков должны быть ярко отмечены - знаки, разметка, красный асфальт или плитка другого цвета и фактуры. Покрытие пешеходных дорожек - плитка с крупной фаской, дощатые покрытия, всяческие архитектурные изыски. Покрытие велодорожки ровное - либо крупная плитка без фаски, либо асфальт или другие бесшовные покрытия. Плитка менее предпочтительна. Велосипедисты не будут особо ездить по пешеходным дорожкам, потому что на том покрытии сил больше расходуется и скорость держать сложнее. Пешеход не пойдет по велодорожке, потому что она проложена не по кратчайшим расстояниям (а значит идти до цели долго), у велодорожек нет скамеек и другой инфраструктуры...
Этот пункт - это не готовые нормы и правила по проектированию пространств для совместного пребывания пешеходов и велосипедистов, а только лишь принцип.

3. Провести исследование, в каких районах города проживает больше велосипедистов и куда они ездят проводить досуг и на работу (не на велосипеде, а вообще). Связать эти точки велодорожками между собой и с парками.

4. Повторять п.3 регулярно.

В итоге получим вменяемую сеть велодорожек, активное велосипедное движение, улучшим экологию и уменьшим пробки.

Идеи для мозгового штурма:
1. А в качестве первоочередного этапа можно было бы ввести временную схему велодвижения по ул.Красная. Сейчас она перекрывается для движения автомобилей в выходные и праздничные дни. Если следовать букве закона, то на пешеходной Красной велосипедов быть не может. Надо повесить знаки и дополнить разметкой одну из полос автомобильного движения, сделав ее велодорожкой, действующей только в выходные и праздники. А по бульварной части ул.Красная велодорожки провести в стороне от тротуаров в зеленой части. Чем меньше там будет пересечений с существующими пешеходными дорожками - тем лучше.
2. Потенциальный вариант: трассировать велодорожку по трамвайным путям там, где есть возможность движения по ним других транспортных средств (например, ул.Горького свяжет Покровские озера, ст.Кубань и Набережную/Затон, а Коммунаров - парк Городской сад и Чистяковскую рощу).

Зачем это все? Есть надежда, что с использованием наших идей будет сверстан план работ мэрии на 2-е полугодие 2014 года. Планы наверняка будут верстаться исходя из недостатка финансирования, так что это надо учитывать.

В общем, буду признателен, если вы покреативите в комментах на предмет велодорожек - какие точки связать, как и где конкретно их провести, какие трудности по пути и как решить. При этом пишите, кто вы: велосипедист, пешеход или автолюбитель.

А еще если есть возможность и желание: нам требуется помощь в штудировании ГОСТов, хождении с фотоаппаратом по разным маршрутам, съемке всего имеющегося безобразия и рисовании на основе фотографий пар "как есть - как могло бы быть". Если вас что-то из этого привлекает - пишите мне на почту (dr точка corner собака mail точка ru).

общественные пространства, Городские решения, Краснодар, велосипедное, пешеходы

Previous post Next post
Up