Задумал тут написать статью об интерпретации древнеземледельческих орнаментов. Тема, далекая от современности. Но насколько? Все послевоенное время в весьма абстрактных фигурах пытались найти иллюстрации к мифам. Причем, и у нас, и на Западе одновременно. У нас академик Б.А. Рыбаков, у них - многоуважаемая Dr Мария Гимбутас. И тут, и здесь
(
Read more... )
Comments 22
Reply
Есть еще и технический орнамент, о котором много писали немцы еще в начале ХХ века.
Изобразительность - для орнамента вторична, она, кстати и возникает порой вторично - из попытки проинтерпретировать похожие на что-то детали.
Reply
Толком о славянском язычестве ничего не известно: отрывочные упоминания в летописях и отдельных антиязыческих сочинениях (см. того же Б.А.Рыбакова). Не думаю, что существовал единый четко разработанный пантеон. По-видимому, Владимир попытался его создать в 980 г., но, как известно, ничего из этой затеи не вышло, пришлось принимать христианство.
Вы уверены, что на Вашей вышивке именно Макошь? А не хоровод, например. Или ее автор просто изобразил ряд человеческих фигурок по принципу чередования "мужчина-женщина", деформация пропорций и масштабов фигурок - из боязни пустоты (horror vacui), стремления заполнить все поле орнамента, характерной для большинства орнаментальных традиций.
И откуда эта вышивка, каков ее контекст? Если откуда-то с северо-востока или из Поволжья, то не лежит ли в основе не славянский, а финно-угорский мотив? (К сожалению, недостаточно разбираюсь в этнографии Восточной Европы, чтобы определить это самому).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment