пути науки

Sep 26, 2007 00:11

Продолжаю ту тему, с которой начинал журнал. Только вот недавно реально руки дошли до того, чем почти год собирался заняться ( Read more... )

Leave a comment

Comments 23

mike67 September 25 2007, 20:53:16 UTC
Такое впечатление, что в 30-е и в войнгу ушло много людей из археологов и в целом историков, с которыми наука могла бы развиваться иначе. Действительно, какие-то подходы и направления просто остались без преемников. И началась совершенно другая эпоха.

Reply

dr_gutman September 25 2007, 21:21:18 UTC
Скорее, ушли люди, которые развивали традиции и методы археологии начала ХХ века, периода становления типологического метода.
Я пытаюсь объяснить последующий провал. В археологии он связан, скорее всего, с тем, что после войны с 1950-х началось бурное накопление материалов, активные новые раскопки, заполнение лакун в периодизационных схемах. Экстенсивное развитие, где масштаб работ привел к невнимаю к деталям, порой весьма существенным. Обобщения при этом сделать хотелось, тем более, что материала было сверх меры. И из него стали выдергивать отдельные образцы, и строить на них теории (обрабатывать весь этот поток - это ведь горы ящиков с "хламом" - действительно страшно).
Потом - действительно "эпоха мифов"...
А что в истории? Но ведь "Школа Анналов" ведь не прервалась со смертью Марка Блока. Скорее, наоборот.

Reply


centaurito September 26 2007, 00:53:04 UTC
Людям же хочется иллюзии смысла, хочется поиграть в проникновение разумом, хочется и ролевых игр тоже... Ну и вот. То есть фантазия одолевает логику, грубо говоря. Аудиовизуальная оболочка подавляет текстовую. Это всё одного порядка явления.

А просто наукой заниматься скучно четырём из пяти выпускников любой кафедры (цифры наобум, но наверняка угадал).

Reply

dr_gutman September 26 2007, 17:38:45 UTC
"Иллюзия смысла" - блестяще!
Более того, создание своего смысла, не имеющего никакого отношения к исходному объекту. Иногда мне кажется, что мы живем только в том мире, который сами себе придумываем. Реальная "историчность" человека - охватывает не более трех-четырех поколений: тех, с кем так или иначе пришлось общаться. Все попытки позитивной науки конца 19 - начала 20 вв. оказались напрасны: мифологичность массовой культуры последних десятилетий заставляет ее порождать иллюзии.
И вообще... Насколько иллюзорной является теория относительности или гипотеза расширяющейся вселенной? Может, и это иллюзии, порожденные хитроумной математической логикой или ошибками приборов? Вспоминается забавная книжечка Я. Хакинга "Представление и вмешательство": там на полном серьезе автор рассуждает о том, то ли мы видим в микроскоп, что есть на самом деле? или это обманчивые отражения в стекле? и как это проверить, если нашему глазу этого не рассмотреть?

Reply

centaurito September 26 2007, 18:36:34 UTC
Но никто силком не тащит науку и ейных людей в массовую культуру. Никто ж не заставляет, всё сами, кто ради чего. А если не заигрывать с публикой и не штамповать поп-науку вместо академически строгих работ, то и не сорвёшься никуда. Хотя соблазны всех дразнят, конечно, особенно когда дело пахнет разного рода интерпертациями, и многим нужен внешний кнут, чтобы не свалиться в глупости. Только что сидел, готовил к вываливанию в сеть статью талантливейшего человека с публикацией симпатичных материалов - и злился, глядя, как предоставленный сам себе талант ходит по краю, то ли дело кренясь в сторону фантазий. А поди ткни - обидится человек...

Reply

dr_gutman September 27 2007, 05:34:27 UTC
К сожалению, "академически строгих работ" - "днем с огнем"...
Ограничивают: 1)банальная лень (ненавижу, особенно когда люди при этом сидят на материале, как собака на сене); 2) тупость - встречается (не помеха фантазиям, которые можно у кого-то и вычитать, а потом повторять); 3) стремление ухватить все сразу и много; 4) мнение окружающих (находящихся в плену фантазий и под влиянием авторитетов); 5) нехватка возможности работать с материалом - банально не дают (вот приезжаешь в музей, а там все вдруг либо больны, либо в отпуске и т.д.).

Reply


fuehrer October 2 2007, 17:04:11 UTC
dr_gutman October 2 2007, 18:05:46 UTC
Спасибо. Запрос о вступлении отправил. Если примете...::)))

Reply

fuehrer October 2 2007, 18:48:34 UTC
Вы главное пишите ))а то 2,5 сотни юзверей и хоть бы кто хоть раз в месяц )

Reply

dr_gutman October 2 2007, 18:51:49 UTC
Спасибо. Посмотрим. Я в своем ЖЖ ведь очень редко пишу - времени не хватает...

Reply


isartorius November 3 2007, 15:58:12 UTC
Так ведь-Мария Гимбутас-юнгианец,ей иначе ,никак. :( Вообше ,когда мы начинаем привязывать мистику и философию к ИСТОРИИ и ФАКТАМ, тут такой баян начинается...
Я посмотррел на некоторые ее работы и Джеймса Хиллмана-тоже( В колледзэ,где училась моя жена- (Pacifica Graduate Institute) есть весь архив Гимбутас и Хиллмана(по завещанию),так что там есть в чем покопаться..

Reply

dr_gutman November 4 2007, 21:19:09 UTC
Насчет "баяна" Вы абсолютно правы!
Насчет Хиллмана, к сожалению, ничего не слышал. Интересно - хоть и бред, быть может, но об этом тоже знать надо. Не подскажете, как он по-английски правильно пишется - поищу в сети о нем что-либо? Заранее благодарен.

Reply

isartorius November 5 2007, 13:29:24 UTC
James Hillman.
Joseph Campbell
Jean Shinoda Bolen.(Goddess in everywoman, God in everyman, Return to Avalon)
Marion Woodman.
Richard Tarnas.
Это всё юнгианские психологи.Из них интересен Кемпбелл,но его книги о мифологии очень нелегко читать :( Мне также понравились вещи Марион Вудман, особенно ее книга- Run with the wolves. А вот книги юнгианки Джин Шиноды Болен -нетрудно читать .И oHи очень интересны,кстати.Нe знаю только,переведeны ли они на русский язык...

Reply

извините за очепятку. :( isartorius November 5 2007, 15:20:34 UTC
извините за очепятку. Книгу Run with the wolves написала Кларисса Пинкола Эстес.

Reply


isartorius November 5 2007, 15:25:34 UTC
В колледже "Пасифика",где училась Карен есть оба архива -Кемпбелла и Гимбутас(они их оставили по завещанию), То же завещали и стареющие(но еще живые юнгианцы Марион Вудман и Джеймс Хиллман).

Reply

dr_gutman November 5 2007, 20:46:48 UTC
Спасибо! Я порылся в архиве этого колледжа. Гимбутас я, конечно, читал много (работы 1956, 1965, 1974, 1991 гг.). С точки зрения научной это, конечно, полный бред. Начиная с "экспансии курганных культур" и заканчивая "цивилизацией богини".
Хороши сами издания с точки зрения карт и иллюстраций, широты охвата материала. Выводы же - субъективны. Реальный археологический материал никаких оснований для них не дает. Оспаривать можно любую из предложенных его интерпретаций.
Кстати, мне тут говорили, что М.Гимбутас приезжала еще в 70-е в Москву, где была тепло принят в Институте археологии АН СССР, директором его академиком Б.А. Рыбаковым. В общем-то: нашли друг друга::))
Еще об архиве: остальных нужно будет посмотреть. Спасибо.

Reply

isartorius November 6 2007, 03:49:19 UTC
а,хорошо,что Вы нашли..Этот колледж находится совсем недалеко от нас, милях так в 35, рядом с Сантой-Барбарой.Живописное место.Основал его Лэрри Айзенштадт в 1976 году с другими юнгианцами.Интересно то,что один из довольно известных в Калифорнии психологов этого направления, Стен Граф был на выпуске факультета,где училась Карен( дочь Стена Графа- Сэра,училась вместе с Карен).
А Лэрри Айзенштадт знал неплохо и Тимоти Лири,да-да ,того самого,который делал эксперименты с ЛСД-25. :) Этот колледж вообще,можно сказать,основан бывщими хиппи,которые перековались и рубят сейчас "капустку" весьма и весьма...
(Стоимость только Мастера психологии идет на $45000-47000 за все обучение, а на профессорскую степень(PhD ) -все $60000.

Reply

dr_gutman November 6 2007, 20:26:09 UTC
ммм-да... "капустку" неплохую.
А как у Вашей супруги впечатление об обучении? Психология-то там на должном уровне?

Reply


Leave a comment

Up