По-видимому, никто из искусствоведов или археологов все-таки не смог уловить сути орнамента. Смог - антрополог Я.Я. Рогинский, отнеся его к особому виду искусства - «искусству-ритму
( Read more... )
В том, что орнамент формально часто (но не всегда) ритмичен, ничего этакого вроде как нет (сколько там лет термину "раппорт"?..), а попытки читать его как текст отродясь считались поводом похихикать. То есть автор просто ввёл для давно известных вещей два новых композитных понятия, скомпонованных из слов разной степени неопределённости. Это, пожалуй, фи - если ранее им не были приняты однозначные определения, конечно. Если определения были даны, и тумана нет, то перед нами просто эссе, точность попадания которого зависит от того, к какому материалу предлагается применять эти рассуждения. Если к древнему материалу - то автор мажет со страшной силой, ибо навязывает древности вполне современное осмысление. То есть перед нами не "суть орнамента", а суть восприятия неких орнаментов автором.
На деле же, как мне кажется, образ и ритм просто не могут быть противовпоставлены таксономически.
Определение орнамента: "узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов" (БСЭ). Раппорт - "(rapport, от rapporter - приносить обратно), повторяющаяся часть (мотив) рисунка" (тоже БСЭ). У Брокгауза еще этого нет, там в определении орнамента калька с латыни: "живописные или скульптурные украшения зданий, мебели и друг. предметов", т.о. термин "орнамент" - синоним декора. Я думаю, что правильно, когда эти понятия разделяют. Т.е. ритм - сущностный признак орнамента. По поводу ритма в музыке - проконсультируюсь со специалистами, давно хочу почитать литературу по теории музыки.
Думаю, орнамент нельзя сводить к ритмическому декору. Если сосуд украшен простой опоясывающей полосой - это ритмический орнамент? А если эта единственная линия в одном месте имеет некий, скажем, выступ или разрыв - это что же, ритм, образуемый одним элементом?
По поводу разрыва линии - то здесь должна была быть ручка, утраченная в ходе развития типа::)) Или узел имитируемого шнура. Это Вы ведь, верно, сибирскую керамику вспомнили. Если "валиковую", то тут все-таки стоит говорить о декоре, или "техническом орнаменте" (подзабыли, правда, сейчас археологи это старое немецкое понятие - а зря:). "Ритмизированный декор" - чем плохо?
Или графическое выражение ритма?... Или ритмическая организация пространства?...
очень интересно_meskalito_October 3 2007, 06:13:05 UTC
То есть "текст" это и есть "искусство-образ"? - Нечто требующее сознательного понимания, соотнесения изображенного с неким виртуальным.
Своих величайших успехов человеческий интеллект достигает посредством тягостных, «срывных ситуаций» Похоже, это так - недавно было где-то сообщение, про то, что "учОные установили", что люди имеющие бОльшие перепады настроения более креативны по сравнению с более уравновешенными личностями.
Re: очень интересноdr_gutmanOctober 3 2007, 21:12:39 UTC
Нет, текст и образ - разные вещи. Образ - как "пучок" информации, текст - ее последовательное изложение (наверное, так проще объяснить). Здесь имеется в виду именно художественный образ - "модель" явления действительности, объемная и многогранная...
Comments 47
Reply
Reply
Reply
Reply
На деле же, как мне кажется, образ и ритм просто не могут быть противовпоставлены таксономически.
Reply
У Брокгауза еще этого нет, там в определении орнамента калька с латыни: "живописные или скульптурные украшения зданий, мебели и друг. предметов", т.о. термин "орнамент" - синоним декора.
Я думаю, что правильно, когда эти понятия разделяют. Т.е. ритм - сущностный признак орнамента.
По поводу ритма в музыке - проконсультируюсь со специалистами, давно хочу почитать литературу по теории музыки.
Reply
Reply
"Ритмизированный декор" - чем плохо?
Или графическое выражение ритма?...
Или ритмическая организация пространства?...
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Своих величайших успехов человеческий интеллект достигает посредством тягостных, «срывных ситуаций»
Похоже, это так - недавно было где-то сообщение, про то, что "учОные установили", что люди имеющие бОльшие перепады настроения более креативны по сравнению с более уравновешенными личностями.
Reply
Reply
Leave a comment