Поскольку в последнее время пришлось несколько раз ездить в Краснодар и обратно, не могу не поделиться парой соображений.
Соображениями относительно того, чего ждать в Сочи в следующем году!)
Уж если в этом году нормальный сезон так и не случился, то в 2015 его может просто не быть из-за той самой, так и не решенной краеугольной для Сочи транспортной проблемы. Для многих не секрет, что в последнее время добраться в Сочи из Кранодара машиной стало крайне проблематично. Ввиду постоянных дорожных работ на трассе М-27 поездка, которая обычно занимала около 5 часов, сейчас отнимает от 8 до 11 - в зависимости от времени суток и от везения дорожного трафика.
Многие люди, встреченные мной при заправках на АЗС, жалуются в полный голос операторам колонок на то, что никак не рассчитывали, что их отдых так начнется или закончится - в стоячих пробках перед каждым поселком и на трассе в местах ремонта. Принимая в расчет высокие температуры (до 40 градусов за бортом), можно самостоятельно сделать вывод о желании этих гостей еще раз приехать на отдых в Сочи.
Нет, ни в коем случае не плохо то, что трассы ремонтируют, кладут новый асфальт и прочее. Но его же кладут каждый год именно в сезон, в июле-августе. Прибавим сюда так и не сниженную стоимость авиа перелета (олимпийский период не в счет, поскольку тарифы были снижены намерены и искусственно) и проблемы на ЖД. Если кто не в курсе с проблемами на ЖД -
цинк. Соответственно в августе попасть в/выехать из Сочи стало очень сложно.
Учитывая, что текущий портрет гостя в большей массе мигрировал в сторону людей со средним достатком, выбирающих бюджетный транспорт (а это жд и авто), огромное количество гостей, "попавших" на отдых в августе, вероятнее сюда больше не вернется. Довеском стоит иметь ввиду старое гостиничное правило: Один хороший отзыв о гостинице привлекает двух новых гостей, один плохой - отталкивает восемь (из личного опыта замечу, что есть разные соотношения, но в данном случае скорее справедлива такая пропорция). В итоге получаем немалое количество потерянных потенциальных гостей курорта.
Да, для тех, кто скажет, что сезон четырнадцатого года не является провальным - успешность сезона определяется не столько объемом приехавших гостей, сколько объемом оставленных гостями денег в городе. Так вот, поговорите с представителями различных секторов городского хозяйства - если в плане размещения есть еще более-менее неплохие показатели загрузки (и то - во многом они выше в частном секторе, нежели в гостиницах), то во всем остальном они крайне низкие:
- средний чек в ресторанах и барах города снизился (есть такие, в которых вдвое и более);
- загрузка предприятий питания также ниже, чем в прошлом году;
- объемы продаж в розничной торговле упали в несколько раз;
- объемы продаж алкоголя на курорте упали в 2,5 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года;
- объемы продаж во вспомогательной сфере, например в продаже автозапчастей и расходных материалов (масло, антифризы, фильтры и т.д.) упали более чем в 2 раза за тот же период, в рекламной сфере высокие показатели упущенной прибыли (часто раньше видели рекламные щиты, на которых агентство рекламирует само себя, а не коммерческого заказчика? А теперь их много, и это однозначный маркер, поскольку в структуре доходов рекламных агентств, имеющих места для размещения - именно размещение являлось одной из основных статей доходов);
- и так далее - можно привести огромное количество примеров - стоит просто открыть глаза.
Еще одним маяком служит объявленная необходимость кредитования курорта ввиду недополученных в бюджет 1 млрд. 881 млн. руб.
цинк и надо заметить, что уже есть банк, подписывающий данный госконтракт на два года под 11,5% годовых.
Эта новость кстати проходит совсем незамеченной, хотя свидетельствует о проблемах в исполнительной власти, не способной эффективно управлять городом, прогнозировать ситуацию и предпринимать адекватные действия (нет, пост не проплачен:) ). Каким образом город собирается покрывать этот кредит, если нет разработанной концепции развития, которая позволит закрыть дефицит бюджета и получить профицит, позволяющей выплатить долги?
На фоне текущей стратегии развития Крыма (пусть пока не совсем определенной на бумаге, но вектор всем понятен) перспективы Сочи на несколько ближайших лет в данной ситуации становятся плачевными.
И не стоит думать, что это всё нас, обывателей, не коснется. Нет, понятно - "как-нибудь да выгребем"!) Но в целом ожидать в ближайшее время (год-два-три) улучшений в экономике города, а, соответственно, и в карманах не приходится.
О чем пост?:) Пора задумываться о том, как использовать эту ситуацию!:)
И напоследок полезная информация для тех, кому нужно ехать из Краснодара в Сочи!:) В крайней поездке сэкономил два часа, объехав пробку перед Туапсе через город. Если вы едете днем - однозначно воспользуйтесь этим вариантом, ночью на мой взгляд тоже лучше ехать не по центральной трассе:
Перед Туапсе у моста над рекой Барсовая свернуть на улицу Судоремонтников (в направлении гостиничного комплекса Идиллия), по ней пересечь реку Паук и выехать на улицу Кирова - далее по ней до улицы Мира - затем на перекрестке налево по улице К. Маркса до улицы Софьи Перовской - далее по ней до центрального моста через Туапсе. Около 15:00 19.08 у меня этот путь занял менее 15 минут.
Любой навигатор по этим ориентирам Вас проведет.