Как я уже писал, субботу мы посвятили старому вокзалу Яффо (или Тель-Авива, как угодно), который, подобно своему иерусалимскому собрату бы превращён в центр отдыха и развлечений. Свой отчёт я решил разделить на две части. Эта будет посвящена истории самого вокзала и фотографиям с него. Во второй части я опишу выставку железнодорожных диорам, устроенную на вокзале. Выставка, кстати, остается там до конца августа - это так, к сведению желающих :)
История и география
Итак, станция Яффо, также известная как станция Маншия (по названию района Яффо, находившегося поблизости) была построена в 1892 году, как второй конец ветки Иерусалим-Яффо. Таким образом, это первая железнодорожная станция на Ближнем Востоке, построенная вне пределов Турции и Египта.
Станция Маншия за год до открытия ветки 1891 год
После основания Тель-Авива в 1903 году, станция оказалось между арабской Маншией и новым еврейским районом Неве-Цедек. В 1905 году семейство немцев-темплеров Виланд построило рядом со станцией свой дом и цементный заводик, снабжавший стройматериалами стремительно развивающийся город. Несмотря на крайне низкую скорость линии (поездка на поезде из Яффо в Иерусалим занимала около четырёх часов), ветка в Иерусалим пользовалась огромным спросом, что обусловило большой поток пассажиров через станцию.
Съёмка 1982
С началом Первой Мировой Войны влавствовавшие в Эрец-Исраэль турки не только закрыли станцию, но и разобрали часть пути от Яффо до Лода (Лидды). В 1917 году, англичане восстановили движение, проложив узкоколейку в сторону новопостроенной станции "Тель-Авив - Юг" (сегодня это школа железнодорожников, по прямому назначению не используется) и в сторону Иерусалима. По окончанию войны узкоколейку перевели на гражданские грузы, а потом и заменили на "нормальные" рельсы, после чего станция благополучно проработала до начала Войны за Независимость в 1948-м.
С началом войны станция и рельсовый путь превратились в линию фронта между арабской Маншией и еврейским Неве-Цедеком. В боях арабский район был полностью брошен жителями и разрушен. Впоследствии на его месте возник парк Чарльз Клор. Расположение станции хорошо видно на карте:
На карте обозначены:
- Красным - парк Чарльз Клор (бывший район Маншия) и запад Яффо.
- Зелёный - квартал Неве-Цедек.
- Синий - район станции Яффо.
В зданиях станции долго находилась база и оружейный склад новорожденной Армии Обороны Израиля, к северу от нее поместился музей военной техники "Батей ха-Осеф". В 80-х годах станция была заброшена, новая линия железной дороги прошла намного восточнее, вдоль русла ручья Аялон. Восстановление станции, уже в новом качестве было начато в 2004 году. К 2010 весь комплекс станции, со зданиями османской, темплерской и английской-армейской архитектуры был открыт для публики.
Прогулка и фотографии
Тель-Авив гораздо менее традиционный город, чем Иерусалим, и в субботу на вокзале было людно - а все заведения работали "в штатном режиме". В зданиях работают несколько ресторанов и кафе - вот это, например явно разместилось в старом английском ангаре:
Старое станционное здание теперь выглядит вот так:
Пути уходят в никуда:
Вот такой приятный уголок:
Старый водяной насос:
В этом здании теперь распродажи одежды:
Вот этот экспонат мы нашли в местном магазинчике, когда пошли за мороженым для детей:
В те весёлые времена, когда "Безек" был ещё монополистом, а сотовые телефоны - предметом роскоши, такие автоматы были на всех углах. Ещё в 90-м нам, свежим репатриантам, выдавали поначалу на обзаведение "асимоны" - жетоны для пользования такими автоматами. Работало примерно как пятикопечные монеты в Союзе - асимон опускали в автомат и при соединении связи он с громким стуком проваливался, давая несколько минут разговора.До сих пор в иврите есть выражение "у него провалился асимон" - примерный аналог русского "до него дошло", понял наконец :)
Вот эти ребята устроили акробатическое представление на главной площадке, к большому удовольствию детей. Покувыркались - и устроили фотосессию:
Было место и для разных мастеров :
Ещё один уголок напоследок:
Нам очень понравилось :) Вполне стоит визита
В следующем посте - о выставке поездов.