В прошлое воскресенье, 9 июля, удалось посетить сразу два авиационных чемпионата: Чемпионат России по самолетному спорту в дисциплине "Исторические самолеты" и V чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52. В тот день как раз завершался первый и начинался второй.
01.
Чемпионаты проходили на тульском военном аэродроме Клоково (UUBT). С 1959 по 1990-е года он являлся аэродромом совместного базирования, на территории которого располагался одноименный аэропорт. В 2011 году в Клоково была передислоцирована 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (самолеты Ан-2), располагающаяся на нем и по сей день. Аэродром способен принимать самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40 и более легкие, а также вертолеты всех типов. В гражданской части аэродрома организована посадочная площадка "Тула", принимающая вертолеты всех типов, а также легкие и сверхлегкие самолеты.
02. Аэродром располагает двумя взлетно-посадочными полосами: асфальтовой ВПП 08/26 и грунтовой ВПП 08R/26L. Во время проведения мероприятий основной полосой была именно грунтовая, а асфальтовая использовалась для руления.
03. Для начала пройдемся по статике.
RA-2801G (1 белый) / Zlin Z-326 / Частное ВС.
04.
05. Пришлось потанцевать с бубном, чтобы узнать регистрацию этого борта - на время проведения мероприятий она была заклеена с обеих сторон.
RA-1977G / Zlin Z-142 / Частное ВС.
06. Самодельный биплан "Шершень", разработанный Евгением Шерстневым. Впервые поднялся в воздух в 2005 году. Интересная деталь: в качестве силовой установки в самолете используется 156-сильный автомобильный двигатель Subaru EJ25.
RA-0552G / Шершень / Частное ВС.
07. RA-0898G / PZL 104 Wilga 35 / Частное ВС.
08. RA-2027G / Aviat Husky A-1B / Частное ВС.
09. RA-0541A / Дельталет "Форсаж" / Частное ВС.
10. Местные военные предоставили один из своих Ан-2.
12 желтый / Антонов Ан-2Т / Россия - ВВС.
11. Прилетело несколько гостей.
RA-2524G / Piper PA-28R-180 Cherokee Arrow / Частное ВС.
12. RA-0983G / Cessna 182N Skylane / Частное ВС.
13. Далее идут две технички пилотажной группы "Первый полет", о которой расскажу чуть ниже.
RA-1885G / Piper PA-23-250 Aztec / Частное ВС.
14. RA-44259 / Яковлев Як-18Т / Частное ВС.
15. В это время на Яках выполняются тренировочные полеты.
RF-01053 / Яковлев Як-52 / Россия - ДОСААФ.
16. RF-00638 / Яковлев Як-52 / Россия - ДОСААФ.
17.
18.
19. RF-01092 / Яковлев Як-52 / Россия - ДОСААФ.
20. Здание тульского авиационного центра.
21. Награждение победителей в дисциплине "Исторические самолеты".
22. Владелец "Шершня" получил специальный приз.
23. А тем временем начинается церемония открытия второго чемпионата. Вильга с парашютистами выруливает на полосу.
24.
25.
26.
27. Тренировочные полеты продолжаются.
28.
29.
30.
31. "Маэстро" занимает предварительный.
RA-1773G / Яковлев Як-52 / Частное ВС.
32. А на "исполнительном" уже ждет спонсорская машина, которая хочет потягаться в скорости с самолетом.
33. Дается отмашка.
34. Самолет начинает разгон.
35. Мерседес резво срывается с места.
36. Разворот.
37.
38. И еще один разворот. Победила, как всегда, дружба.
39. "Первый полет" запускает движки.
40. Первой рулит на старт на Як-54 ведущая группы Ирина Маркова.
RA-01955 / Яковлев Як-54 / Частное ВС.
41. За ней подтягиваются остальные.
RA-1895G / Яковлев Як-52 / Частное ВС.
42. RA-0839G / Яковлев Як-52 / Частное ВС.
43. RA-1764G / Яковлев Як-52 / Частное ВС.
44. RA-0680G / Яковлев Як-52 / Частное ВС.
45. На исполнительном старте пилоты на короткое время включают дым-систему.
46. Ведущая отрывается от земли.
47. Отрыв первой двойки...
48. ...а за ней и второй.
49. А дальше начинается магия, никаких слов не хватит, чтобы описать красоту выступления группы :)
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67. Группа приземлилась и рулит к торцу полосы.
68. Выстраивается...
69. ...и напоследок снова включает дым-систему :)
70. А к полосе уже движутся знакомые нам Злины, которые будут исполнять роль немецких истребителей в постановке воздушного боя.
71.
72. Самолеты взлетают и начинают "наводить ужас" на округу.
73. На их перехват направляются два Яка. Опять же знакомый нам "Маэстро"...
74. ...и еще один Як, приехавший с дальней стоянки.
RA-2372G (02 красный) / Яковлев Як-52 / Частное ВС.
75. Честно скажу, на фоне выступления "Первого полета" реконструкция воздушного боя несколько теряется и не кажется такой уж интересной.
Ну а через некоторое время после начала боя я отправился в центр Тулы, но об этом в следующий раз. Не переключайтесь!
Если вам интересны мои посты о споттинге или авиационных событиях, переходите по ссылкам ниже.