Прилетев вечером в Стамбул (после нескольких дней там, хочется написать Истанбул, что я и сделала в заголовке латиницей), я не стала оригинальничать и наутро направилась в Айя-Софию. В сети есть сотни её описаний и миллионы фотографий. И всё-таки я была поражена, оказавшись рядом.
Не могу представить, что испытывали люди, видевшие этот собор полторы тысячи лет назад. До постройки Собора Святого Петра в 16-м веке Айя-София была крупнейшим зданием в мире, за исключением пирамид Гизы, которые, всё-таки, не совсем здания. Пережила десятки землетрясений, включая
"малый конец света" в 1509 году, когда погибли тысячи людей, пострадали десятки мечетей и даже дворец султана был полуразрушен, отчего ему пришлось на несколько месяцев перенести столицу в Эдирне.
2
Контрфорсы с северо-западной стороны пристроены в 9-10-м веках для укрепления стен.
3
4
5
6
7
8
9
В центре храма храма - целая площадь под куполом высотой 50 ветров.
10
11
12
На т. н. парусах - изображения шестикрылых созданий, тем более жутковатые, что лица прикрыты позолоченными восьмилучевыми звёздами во времена, когда здесь была мечеть. Это - серафимы, ангелы высшего чина, наиболее приближённые к Богу. Пишут, что только у двух из них лица человеческие, а у двух других - льва и орла. Не поняла, почему так. Если это по мотивам Откровения Иоанна Богослова, то только один должен "иметь лицо, как человек".
13
На галереях второго яруса местами сохранились мозаики, с изображениями Иисуса, Богородицы, Иоанна Крестителя, которые очистили от штукатурки в 1930-х, когда Ататюрк распорядился сделать здесь музей вместо мечети.
14
15
16
Интересно, что все изображения на мраморных сегментах балюстрады - разные. И наверняка ведь каждое несёт в себе какую-то символику. Как и в любом элементе мозаики.
17
18
19
20
21
22
23
Этот огромный сосуд изготовлен из цельного куска мрамора ещё во времена Александра Македонского, как решили археологи. В 16-м веке он был случайно найден в Пергаме и доставлен султану. Позже использовался для хранения питьевой воды - с трёх сторон приделаны краники.
24
Порфировый алтарь второго века.
25
26
Вид с юго-востока. Контрфорсов и подпорных стен, как и с другой стороны, изначально не было.
Кстати, если в более поздних православных храмах по сторонам света ориентированы фасады, с востока находится алтарь, а с запада - вход, то в Айя-Софии по сторонам света ориентированы углы здания, а входы - с северо- и юго-запада. То ли в шестом веке не заморачивались с этим, то ли расположение сторон света с тех пор поменялось. :-)
27
Видно, на турок-османов (в Турции приняты названия - оттоманы, Оттоманская империя) Айя-София тоже в своё время произвела очень сильное впечатление. Настолько, что все крупные мечети в Стамбуле напоминают её по компоновке. Напротив, с другой стороны площади Султанахмет (тур. Sultanahmet Meydanı) стоит мечеть Султанахмет, называемая также Голубая Мечеть. Она построена в начале 17-го века. Молодой честолюбивый султан хотел создать нечто не уступающее древнему храму, и это, в общем-то, удалось, хотя купол Голубой мечети меньше и не обошлось без четырёх огромных колонн, его поддерживающих. Мне мечеть Сулеймание понравилась больше, чем Голубая, но об этом позже.
28
Айя-София очень хорошо видна и от залива Золотой Рог - высотные здания в старой части Стамбула строить запрещено.
29
30