У нас часто любят ссылаться на разные исторические догматические и вероучительные источники и, отстаивая какую-нибудь "букву", спорить до хрипоты, что это есть 100%-ное православное учение, а шаг в сторону или влево, карается расстрелом, через анафему. Но нужно все-таки разобраться и разложить все по полочкам. Для этого вот, скажем так, систематизировал для удобного ориентирования и удобочитаемости, большой отрывок по этому вопросу из труда Св.Иустина Поповича:Св.Иустин Попович "Догматика Православной Церкви"
(источник):
в) Вероисповедания святых Отцов и учителей Церкви.
"Подвигнутые нуждами времени, отдельные Отцы и учители Церкви излагали догматические истины в особых вероисповеданиях, которые в своем кратком и сжатом выражении включены в Символы и решения Вселенских и Поместных Соборов. Все такие вероисповедания, одобренные и утвержденные Вселенской Церковью в качестве истинного выражения своего святого, соборного и апостольского учения, имеют большую ценность для догматики".
Ниже Св.Иустин приводит список вероисповеданий:
- Св.Григорию Чудотворцу, епископ Неокесарийскому (III век). (первое по времени и значению, одобрено и утверждено на Шестом Вселенском Соборе.
- Св.Лукиана-пресвитера, (пользовалось большим уважением в древней Церкви, в защиту веры в Св.Троицу против Савеллия и Павла Самосатского);
- Св.Василия Великого, направленное против современных ему ложных учений о Святой Троице.
- Св.Анастасий Синаит († 700); "Краткое изложение православной веры" ;
- Св.Софроний патриарх Иерусалимский, "Исповедание веры в Святую Троицу и два естества в Господе Иисусе Христе", одобренное на Шестом Вселенском Соборе.
- Св.Феодора, патриарха Иерусалимского, в котором ясно выражено учение о триипостасности и единосущии Троичного Божества, одобрено на Седьмом Вселенском Соборе.
Об остальных вероисповеданиях Св.Иустин говорит:
Из изложений веры более позднего периода, которые не одобрены и не утверждены Вселенскими Соборами, а поэтому значимы лишь настолько, насколько согласуются с единым, святым, соборным и апостольским учением Вселенской Христовой Церкви, выраженным в символах и вероисповеданиях древней Церкви.
Т.е. не все безусловно и непреложно, а только то, что "настолько, насколько согласуется" учением Церкви во всей своей полноте.И ниже приводит несколько доп. таких источников:
- Св.Григорий Палама "Изложение православной веры";
- Геннадий, патриарх Цареградский "Исповедание православной и неповрежденной Христовой веры" , которое он составил по требованию султана Мехмета II по взятии Царьграда;
- Мелетия Пигас, патриарх Цареградский "Катехизис" ;
- Иеремия, патриарх Цареградский, Три догматических послания, направленные протестантским богословам в Тюбингене (1576-1581 гг.);
- Досифей, патриарх Иерусалимский, "Исповедание" , одобренное в 1672 году Иерусалимским Собором и в 1723 году посланное Священному Синоду Русской Православной Церкви от имени всех православных патриархов в качестве образца точного изложения веры. Принятое русским Священным Синодом, оно впоследствии (в 1838 году) было издано на русском языке под названием "Послание Патриархов Православно-Кафолическия Церкви о православной вере";
- Св.Петр Могила, "Православное исповедание" , рассмотренное и исправленное на Соборах в Киеве в 1640 году и в Яссах в 1643 году, а затем одобренное всеми православными патриархами и изданное под заглавием "Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной".
Также важная цитата Св.Иустина о Символе Веры Св.Афанасия Великого:
Необходимо упомянуть еще об исповедании, известном как Символ святого Афанасия Великого. Оно пользуется особым авторитетом среди римокатоликов и протестантов. В нем содержится учение о различии и единосущии трех Лиц в Боге и о том, как соединены два естества в Лице Богочеловека Христа. Но очевидно, что это вероисповедание не принадлежит ни святому Афанасию, ни его веку, ибо оно целиком направлено против еретического несторианского и монофизитского учения. Следовательно, данное вероисповедание не могло появиться ранее V века.
29 марта 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com