{Читайте в номере:
* массовый наплыв паломников в Почаево на НГ + всенощное бдение;
*монастырский юмор (заметки из жизни);
*мощная, обличительная проповедь о.Лавра;
}
В общем, перед Рождеством есть немного времени, поэтому отчитаюсь о поездки на Новый Год в Почаево (дописывал уже после Рождества).
В общем, хотя был совсем недавно в Почаево (в сентябре) поехал вновь, т.к. возникли некоторые, как говорят у нас у православных, искушения, одно за другим, и нужен был совет, дабы не сделать поспешных необдуманных действий. Поэтому вновь задумался о поездке в Почаево, и думал, что это нереально, т.к. уже совсем недавно был, работа, деньги, а еще кого найти с кем поехать (с известной у нас Любой, которая организует поездки туда, мне как-то уже расхотелось ехать). А тут как раз позвонили и предложили поехать на НГ, который выпадал на выходные, при этом на работе нам давали еще доп.выходные дни. В общем, увидел в этом Божий промысел и при этом, шеф еще дал большой денежный подарок - в общем, полный боевой комплект - только давай езжай Александр и отмечай Новый Год.
Это первый Новый Год, который отмечаю в храме. В Почаево на 1 января - представление Св.Амфилохия Почаевского, поэтому на вечерню, на которой служили восемь епископов, съехавшихся по этому поводу, было огромное количество людей… просто нереальное.
На одном сайте, говорят, что Успенский Собор может вместить более 6 тыс. людей. Я уже 4-ый раз в Почаево и был на больших праздниках, но такого столпотворения, в прямом смысле, еще не видел… храм был забит под завязку - люди в храме стояли, как килька в банке. Пройти от самого входа вглубь собора было просто нереально (потом мне все-таки удалось, т.к. нужно было пойти на исповедь). Я ощутил всей душой и телом, насколько Почаевская Лавра не справляется с таким потоком людей (кстати, все корпуса монастырской гостиницы, естественно были забиты, и номера нельзя было достать даже по блату). Вот такой огромный собор, построенный католиками в их излюбленной тяге к масштабам, просто оказался маленьким, как сельский храм перед такой массой народа. Поэтому, очень своевременно, что Лавра строит гигантскими темпами, еще один, гигантский собор в честь Преображения Господня и приделом в честь Св.Марка Ефесского (наверное, из-за того что униаты на Украине расплодились и представляют собой угрозу Православию).
Священнику, у которого я исповедуюсь, стало плохо и он через пару часов, исповедования непрекращающегося потока людей встал и тихо ушел. Мы не могли понять - думали ушел на пару минут, но прождав его больше часа, так и не дождались. На следующий день, когда подошел к нему, он уже сказал причину своего ухода. Я его понимаю, ибо со мной тоже произошел казус в эту ночь на всенощном бдении.
Пока стоял на исповеди, случайно подслушал разговор, что будет ночная литургия в семинарии и воспринял это, как Божий промысел и тоже решил идти и причащаться на ночной литургии, несмотря на то, что я вообще-то был как бы с дороги (приехали рано утром в 4:30 в Кременец) и спал урывками, а еще вечерня очень долгая была (5-6 часов стояния на ногах), нужно было подготовиться к Причастию (вычитать канон-последование к Причастию) и при этом за весь день только пообедал нормально.
В общем, лег только к 12-ти ночи, а уже через час подъем и на всенощное бдение. Когда подошел к семинарии (рядом с центральными воротами Лавры), там уже было огромное количество людей и в основном молодежи (случайно нашел информацию, что там, оказывается,
проходил молодежный форум). Храм семинарии находится на третьем, последнем этаже, и весь этаж был забит просто под завязку и люди еще сидели на ступеньках лестничного проема, почти до первого этажа. Я пробился почти к иконостасу. Духота была страшная - нещадно грели батареи, открыли только одно окно. Если бы, не дай Боже, что-то бы случилось, то страшно подумать, какая бы давка была, насколько был забит весь храм. Снял куртку, но и это не помогало - знал бы пришел в одной футболке. В общем, все было хорошо и прекрасно (очень понравилось как пел семинаристский хор - просто обалденно, очень просто пели и без всяких заморочек, но весьма-весьма стройно, красиво - в общем, сила), но после чтения Евангелия, вдруг заметил, что еще чуть-чуть и потеряю сознание. И поспешно устремился к выходу, и по ходу таких, как я оказалось еще с десяток людей. Слава Богу успел выйти и, глотнув свежего морозного воздуха (в Почаево, кстати, выпал снег с нашим приездом) пришел быстро в себя и оставшуюся часть литургии, до Причастия, и я уже провел на лестничном проеме.
Причащались тоже огромное количество людей, и тоже, в основном, молодежь. В общем, вот так прошел Новый Год 2012, который, думаю, запомнится надолго. Столько людей, вместо того, чтобы просто тупо заглатывать селедку, сидя у телевизора, пришли в храм на богослужение.
=====
Подслушанный прикол. Новенький монах, в дворе Лавры, пересекается со своей новой знакомой, и та спрашивает, как он и его друг устроились:
- Ну как вы?
- Слава Богу, все хорошо. Правда, тяжеловато - нас разделили.
- А где его поместили?
- В соседнем корпусе.
- Ну, передавай ему поклон.
- (хитро прищуривается) Передам. Пятьдесят поклонов, нормально? Или сто?
Интересно, что монах, видать, румын, т.к. говорил на чистейшем румынском (женщина изъяснялась с молдавским акцентом), а когда речь зашла о поклонах, то они перешли на русский.
======
Очень сильную, прямо сказать - мощную проповедь провел о.Лавр. Это не была обычная проповедь после литургии, т.к. шла вечерня и о.Лавр один из десятка священников, которые каждый вечер (на вечерне) и каждое утро (на литургии) исповедывают толпы паломников. Не знаю, что послужило вдруг поводом к этой импровизированной проповеди (скорее всего, очередной паломник, который решил отметиться на исповеди для галочки без основательной подготовки к таинству), но здоровый о.Лавр, возвышаясь со своего балкончика (в Успенском Соборе вдоль стен есть ряд балкончиков, где исповедуют священники) обратился к народу с болью в сердце о их духовном состоянии. Народ просто застыл, вслушиваясь в каждое слово, ибо они не привыкли слышать такие проповеди. У нас обычно все о нравственной стороне христианства и поучения, но вообще нет обличительных проповедей (кажется Св.Николай Японский поддерживал какого-то известного епископа в том, что постоянно на проповедях изобличал свою паству в грехах). Суть проповеди в том, что мы, те, кто кичимся своей правильной верой, на самом деле, на самом деле, может даже хуже тех же протестантов и католиков по своему духовному состоянию и отношению к Богу.
Попробую передать своими словами некоторые моменты (какие запомнил и не растерял, ибо прошло уже больше недели) из его замечательной речи:
«Мы не каемся! За последние годы я помню только 3 случая покаяние, несколько месяцев одна девушка, и в прошлом году два случая. Вы видели сколько вчера людей было? Огромное количество людей. Но никто из них не исповедался в неблагодарности к Богу».
«Недавно у меня была одна и в слезах причитала: «Батюшка у меня скорби! Ой, больше не могу у меня скорби! У меня такие скорби, батюшка! Ой, у меня такие скорби, что сил больше нет, батюшка!» Какие скорби?! Я ее развернул и указал ей на женщину в инвалидной коляске: «У тебя скорби?! Руки есть? Ноги есть? Какие скорби?! Посмотри на эту женщину. А ты про скорби».
Дальше уже нет сил отписываться в подробностях, но кратко такие акценты:
- Люди вбухивают в строительство и всем сердцем, к этому прикипают, а о сердце и душе не думают. А смысл в чем? А дети проклянут, соседи ограбят и ничего не останется. Есть у тебя простой рукомойник - ну и радуйся. Вот Тимошенко, бедная, уже в тюрьме сидит и все ее снимают. Вот вы типа в Церкви не воруете, не убиваете в отличии от тех, кто в тюрьме… а те, кто в тюрьме, скорее всего, что спасутся, т.к. Бог кого любит того и наказывает, а вы в Церковь ходите каждое воскресенье, но ничего в себе не изменили за эти годы.
- Недавний случай - один православный одолжил у другого православного, при этом через священника, а деньги не возвращает, ссылаясь на Евангелии, что ближний должен отдать последнюю рубашку. КАКОЕ ИЗОЩРЕННОЕ ЛУКАВСТВО - ты же взял обязательство ВЕРНУТЬ. Это изощренное лукавство - это просто страшно, до чего мы дошли. И при этом подставляет священника.
- Вот вы типа православные, но что вы делаете в сравнении с теми же протестантами и католиками? Католики не женятся больше одного раза - строго запрещено. А мы православные - нам Церковь разрешает. А еще мы можем позволит себе блудить, т.к. это нормально и принято. А еще протестанты отдают 10% от своего заработка… есть, хотя бы один из вас, кто отдает 10% в Церковь? Что вы делаете для ближнего? Вот вы умрете, кто будет за вас молиться? Вы же никому не сделали доброго - вот так умрете и некому будет молиться за вас. А вот в нашем скиту Серафима Саровского стоит новый большой колокол. Его купил на свои деньги молодой бизнесмен - 27 лет. Просто решил пожертвовать и сделать, что-то стоящее для Церкви и Бога. Через 2 недели он погиб в автокатастрофе, но зато каждый удар колокол, это наша молитва за него и поминание его в Царствии Небесном.
- Мы все типа такие правильные и добрые. А посмотрите, что происходит на Причастии… женщину на коляске перевернули в давке и никто не поднял ее, никто не встал в ряд, дабы оградить ее от давки - НЕТ! Все богобоязненны и спешат причаститься!
«Поэтому, прежде, чем сегодня исповедоваться, подумайте еще раз, готовы ли вы».
Речь его была долгой. Вокруг него столпилась большая толпа. Какой-то парень, видать, хотел пройти и что-то как-то выразил свое неудовольствие, что все столпились и он не может пройти и о.Лавр тут же как раз заметил:
«Вот это православный. Мы вот такие православные. Люди имею возможность пообщаться со священником, нет чтобы обойти - нет, мы должны обязательно вот так напролом».
В общем, как-то так - в виду уже прошедшего времени (больше недели) и угасания эмоций, заметка несколько потеряла свою актуальность - что вспомнил, то выложил.