(по наводке:
brusilovsky "Как Православная Церковь относится к Таинству Крещения в других христианских конфессиях?" )
Что-то последнее время идет волна (по большей части из Греции, Португалии и Румынии), которая осуждает то, что католиков не перекрещивают, а просто миропомазывают.
Вот, что говорит Св.Марк Эфесский, флагман борьбы с католической ересь в своем "Окружном послании" о католиках, как о еретиках и о чине приема их в лоно Православной Церкви:
"...благочестивые законы говорят так: "Является еретиком и подлежит законам против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры" [5]. Если же латиняне ничем не отклоняются от правой Веры, то, повидимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно - что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? - Не ясно ли - как еретиков? Ибо 7-й канон Второго Вселенского Собора говорит: "Присоединяющихся к Православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, савватиан, новациан, именующих себя чистыми и лучшими, четыредесятодневников, или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их, глаголем: печать дара Духа Святого".
Видишь ли, к кому причисляем мы тех, которые приходят от латинян? Если же все те (помянутые в каноне) являются еретиками, то ясно, что и - эти (т.е. латиняне). Что же и мудрейший Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в ответах Марку, Святейшему Патриарху Александрийскому, пишет о сем? - "Пленные латиняне и иные, приходя в Кафолические наши церкви, просят причастия Божественных Святынь. Мы желаем знать: допустимо ли это? - (Ответ:) "Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает" [6]. Поскольку много лет тому назад знаменитый удел Западной Церкви, именно - Римский, был отделен от общения с прочими четырьмя Святейшими Патриархами, отступив в обычаи и догматы чуждые Кафолической Церкви и православным (по этой-то причине Папа не был удостоен общего возношения имен Патриархов в Божественных священнодействиях), то не должно латинский род освящать чрез Божественные и пречистые Дары (подаемые) из руки священнической, если сначала он (латинянин) не положит отступить от латинских догматов и обычаев, и будет оглашен и причислен к православным" [7]. Слышал ли, что они уклонились не только в обычаи, но и в догматы, чуждые православным (а то, что чуждо православным, конечно, - еретическое учение), и что, по канонам, они должны быть оглашены и присоединены к Православию? Если же надлежит огласить, то, ясно, что - и миром помазать. Откуда же они внезапно представились нам православными, те, которые в течение столького времени и по суждению таковых великих Отцев и Учителей считались еретиками? Кто их так легко "сделал" православными? - Золото, если пожелаешь признать правду, и твоя жажда наживы; лучше же сказать - не их сделала православными, а тебя сделала подобным им и отвела в удел еретиков".
Св.Марк Эфесский
"Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
Как видим:
- 1. Св.Марк Эфесский очередной раз строго признает католиков еретиками (это тем, которые говорят, что не правомочно называть католиков еретиками);
- 2. Св.Марк Эфесский считает нормальной практикой прием католиков без перекрещенивания - это тем скудодумающим зилотам, которые считают, всех неправославных нужно перекрещивать.
Знаю одного румынского блоггера (кажется священник), который решил осудить всю РПЦ, считая, что она ошибается, принимая католиков без крещения. Среди наших таких умников тоже много, которые считают себя чуть ли не всей церковной полнотой, и что их лик можно ставить на иконостас со Св.Марком.
Напомню, Архиерейский Собор 2000г РПЦ не дерзнул очертить строго границы Церкви. Как высказывался митрополит Филарет (Беларусский) в своем докладе на этом соборе, есть парадокс между теорией (что крещение не может быть вне Церкви) и практикой (что принимают католиков и других с правильной формой крещения без крещения).
P.S.
Здесь можно скачать интересную работу Т.Опариной "Греческий чин присоединения католиков к православной Церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию" о истории и практике чина приема католиков.
доп.теги:
цитата католики еретики 8 апреля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com