Готовлюсь к экзаменам и там будет вопрос о "социальной ситуации" в эпоху Нового Завета, и вопрос непременно касается фарисеев, книжников, саддукеев и прочих групп (особо хорошо описаны группы у
Св.Василия Кинешемского в "Беседы на Евангелие от Марка"). И вот вспомнил о своей давнейшей заметке о фарисеях, еще до открытия ЖЖ, которую и переношу сюда, т.к. есть еще один повод - сегодня день преподобного Силуана Афонского, и вот читаю, о том, как трудно пробивалась в свет книга о.Софрония Сахарова, и какие дебаты были вокруг его канонизации (см. isihazm.ru:
"Прп. Силуан Афонский в свидетельствах современников"), и там одна примечательная беседа старца Феодосия с Афона с посетителями о фарисеях, и об отношении Господа к ним... как вы думаете, как Господь к ним относился?
“Христос любил книжников и фарисеев”. Уже в старости владыка Иоанн вспоминал, что в молодые годы думал, что Христос их отвергал и ниспровергал, и что-то в этом роде начал старцу возражать. Тот отвечал: “Но ведь это же и было Его свидетельство любви к ним. Он же отвергал не душу этих фарисеев, а их фарисейство, то есть то зло, которое мучило их самих, и в этом была Его любовь”.
Итак, репост заметки (6 авг. 2011г) :
В своих комментариях к Евангелии, Ульям Баркли (сразу предупреждаю - неправославный), пишет о фарисеях:
Они делили их на семь групп.
а) Фарисеи плеча. Они носили список своих добрых на плечах и совершали их так, чтобы все видели их.
б) Фарисеи "погоди немного". Они всегда могли найти хороший предлог, чтобы отложить на завтра исполнение доброго дела.
в) Оцарапанные или кровоточащие фарисеи. На улицах никогда нельзя было видеть фарисея, разговаривающего с женщиной, с женой, матерью или сестрой. Но некоторым фарисеям этого казалось мало. Они не хотели смотреть на проходящую женщину; они даже закрывали глаза, чтобы не видеть их, и, поэтому стукались о стены и дома, а потом выставляли свои ушибы напоказ как знак особой набожности.
г) Фарисеи песта и ступы, или горбатые фарисеи. Эти фарисеи ходили, согнувшись в три погибели, демонстрируя показное и притворное смирение. Они были самыми лицемерными представителями иудейской религии.
д) Вечно подсчитывающие фарисеи. Они постоянно подсчитывали свои добрые дела, чтобы узнать, находятся ли они в долгу у Бога, или же Бог в долгу у них.
е) Робкие или боязливые фарисеи. Они жили в постоянном страхе перед гневом Божиим. Как и Роберту Бернсу, религия не помогала им жить, а преследовала их.
ж) Боголюбивые фарисеи. Они были подобием Авраама жили в вере и милосердии. Возможно из семи фарисеев лишь один оказывался благочестивым, а шесть - лицемерами, но из отрывка видно, что даже среди фарисеев были такие, которые уважали и обожали Иисуса.
update по пункту (в) (27.08.2011)
Тот же Баркли: Были даже фарисеи, которых звали "контуженный и обливающийся кровью фарисей", потому что при виде женщины на улице они закрывали глаза и ушибались о стены домов! Если видели раввина говорящим с женщиной в общественном месте - это был конец его репутации.
Информацию по видиму он взял из [
талмуда (статья "Фарисеи, кто они?)]. По ссылке очень много интересной информации о фарисеях на базе талмуда, но будьте осторожными - не соблазняйтесь всем, ибо информация от евреев мессиан (евреи, которые принимают Христа, как мессию), и т.к. не ведают о православном Предании, то многие вещи им трудно понять. К примеру, из статьи видно, что они считают, что у Христа не было конфронтации со всеми фарисеями, а только с определенной их лицемерной частью.
К примеру:
1. Они не могут понять, почему фарисеи обвиняют Христа и учеников в нарушении субботы, когда те срывают колосья, считая, что это просто поклеп на фарисеев, ссылаясь на:
1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
(Матф.12:1,2)
Но при этом совершенно упуская интересное дополнение у Луки:
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
(Лук.6:1)
Т.е. они выполняли работу - растирали рукой колосья - фарисеи явно искали повод докопаться до Господа.
2. Они ссылаются на о.А.Меня, что якобы если бы была вражда между Христом и фарисеями, то Он бы не ходил к ним в гости... Неудивительно, что в РПЦ неодобрительно смотрели на труды о.А.Меня и на его "Сын человеческий", а старец Иоанн Крестьянкин не давал прихожанам читать его труды. Ибо это полностью противоречит духу Евангелия, т.к. Спаситель ходил в гости не только к фарисеям, но и к грешникам, дотрагивался до блудниц, кровоточивых, прокаженных, что было строго запрещенно по закону.
3. Ссылаются на слова: “Что они скажут вам,- исполняйте и храните”,
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
(Матф.23:2,3)
но суть не в самих фарисеях и книжниках, а в самом Слове, вот что пишет Св.Феофилакт Болгарский:
учитель никогда не осмелится учить кого либо злу. А потом - если и станет учить дурной жизни, то станет учить не от седалища Моисеева и не от закона: а Господь говорит о седящих на Моисеове седалищи, то есть об учащих законному. Итак нужно слушать того, кто учит чему-нибудь по божественному закону, хотя бы он сам и не исполнял этого.
Полностью статью еще не читал, кому интересно - может продолжить ее разложение, но все равно там есть интересная и полезная информация. Вот к примеру эта таблица слов Спасителя и сравнение с талмудом.
1. «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;» (Лук. 10:5)
2. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:3-4)
3. «которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.» (Лук. 20:47)
4. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,» (Иак. 1:19)
5.«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.» (Лук. 6:36)
6.«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Мф. 7:5)
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.» (Мф. 6:5)
«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:7-9)7. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 3:18)
8. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.» (Гал. 5:14)
9. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин. 5:39)
10. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7:12)
11. «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.» (Евр. 10:25)
12. «и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:19-21)
13. «Не судите, да не судимы будете,» (Мф. 7:1)
14. «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.» (Кол. 4:6)
15. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.» (1 Тим. 4:16)
16. «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.» (2 Фес. 3:10)
17. «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.» (Еф. 4:1-3)
18. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы.» (1 Кор. 3:16-17)
19. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15:13)
20. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин. 5:39)
21. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,» (Иак. 1:19)
22. «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,» (2 Тим. 2:24)
23. «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.» (Лук. 18:18-25)
24. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;» (Мф. 18:15)
«люби мир и водворяй его повсюду» (Талмуд)
«кто подает милостыню тайно, тот выше самого Моисея» (Талмуд)
«лучше краткая молитва с благоговением, чем длинная без усердия» (Талмуд)
«не будь скор на гнев» (Талмуд)
«подражайте свойствам Божиим: как Он милосерд, так и вы будьте милосердны» (Талмуд)
«ханжей следует обличать, ибо они оскорбляют имя Божие» (Талмуд)
«… бойся имеющих вид фарисеев, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно…» (Талмуд)
«Глупый ханжа, хитрый нечестивец, женщина-фарисейка и удары фарисеев губят мир» (Талмуд)
«Гилель говорил: «Учись у Агарона: цени мир и стремись к миру,
люби людей
и приближай их к Торе». (Талмуд)
«что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему - вот весь закон; все остальное - только комментарии. Теперь иди и изучай все остальное.» (Талмуд)
«Гилель говорил: «Не отделяйся от общества,
и не будь уверен в себе до дня смерти твоей,
и не суди ближнего твоего, пока не окажешься в его положении,
и не говори ничего непонятного [ученику, полагаясь на то], что в конце концов это будет [им] понято...»(Талмуд)
«Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом - ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения.
Трудись, и плата, которая ожидает тебя в этом и грядущем мирах, будет по труду.
Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком».
«Он часто повторял: «Если не я за себя, то кто за меня?
Но если я [только] за себя - то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь - то когда?». (Талмуд)
«Шамай говорил: «Пусть [изучение] Торы будет твоим постоянным занятием.
Говори мало, но делай много,
и принимай любого человека приветливо». (Талмуд)
«Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». (Талмуд)
«Рамбам: "Ты, упрекающий другого за проступок против тебя самого или против Б-га, делай это наедине, говори с обидчиком мягко и вежливо, и напомни, что говоришь об этом ради его же блага...» ("Мишне Тора", Законы о воспитании характера и этическом поведении")
Рубрика:
"Заметки на полях Библии" доп.теги:
иудаизм евреи 24 сент. 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com