[чудесные совпадения]: Бусуёк. Базилик в легендах и суевериях.

Jan 22, 2014 17:25



В продолжение заметки: "Свидетельствую - крещенская вода, остается свежей в течении года" и в честь праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, расскажу маленький чудесный случай, который произошел у меня несколько лет назад в этот же день на Крещении.

Но, как всегда, маленькое лирическое вступление. Не знаю, как в России, но у нас в Молдавии базилик - это неотрывный церковный атрибут. По-молдавски он красиво и звонко звучит: "бусуёк" (busuioc). Скажешь любому сельскому жителю, или городскому, который хоть отдаленно, но имеет какое-нибудь отношение к Церкви - "бусуёк", и тут же, уверен, у него возникнут ассоциации: святая вода - Церковь. Дело в том, что у нас традиционно принято в этот праздник окроплять великой агиасмой (богоявленской святой водой) именно кропилом (веником) из базилика, который отличается от всех прочих трав особым душистым и стойким ароматом, который не спутаешь ни с каким другим. Бусуёк дома держат возле икон, особенно у иконы Богородицы. В народе есть поверье, что он отгоняет злых духов (ну, как чеснок вампиров), ему приписывают магические свойства, правда, как мне кажется, на этом акцентируют все меньше внимание, т.к. повторюсь, бусуёк крепко ассоциируется с Церковью. Есть даже поверье, что базилик вырос из слез Богородицы, глядящей на распятого Ее Сына, или, даже, из капель крови Иисуса Христа (см. ниже перевод с молд.языка одной интересной заметки о бусуйке).

На нашем приходе "Сретения Господня", где я сейчас алтарничаю, есть красивая традиция - окроплять после литургии святой водой именно кропилом из бусуйка. Больше нигде такого не видел, даже, кажется, в Кафедральном Соборе - просто бусуйковое кропило, весьма дело накладное и хлопотное. Ну подумайте сами - хватает его максимум на 1-1,5 месяца, потом нужен, чтобы был постоянный запас, кто-нибудь следил за этим и, хорошо бы, какого-нибудь постоянного поставщика из сельских жителей, а зимой еще, по понятным причинам, его не особо найдешь. Но у нас, Слава Богу, запас постоянно пополняется, и сами люди приносят, как пожертвование храму.


Как-то спросил одного из наших священников, почему именно кропило из бусуйка, а не просто обычное синтетическое, которое сейчас используется в подавляющем большинстве храмов, и которым можно махать, хоть до прихода антихриста (кстати, вот писал и возник интересный вопрос: а будет ли бояться эта животина великой агиазмы? окунуть его в прорубь так для профилактики...), на что мне батюшка пояснил, что аромат передается воде, и получается еще более праздничное наполнение. Единственное - нужно строго следить, чтобы кропило не оставалось в водосвятной чаше (если в ней есть остатки воды) и выудить все большие листики и частицы бусуйка, ибо за ночь они начинают плесневеть в воде, и вода приобретает оттенок, который может оставлять грязные следы на одежде.

Действительно - достаточно обмакнуть один раз кропилом в чашу, и вода приобретает благоухание. Мы бусуйком, даже окропляем литию (т.е. сам освященный хлеб на литии) освященным вином - обмакиваю маленькую веточку в стаканчик с вином, вино заполняет ее малюсенькие фужеры, и потом этой веточкой окропляю нарезанные хлеба литию.

На прошлом приходе имени пророка Даниила, где я алтарничал, как-то одна из прихожанок, Евдокия, о которой обязательно, как-нибудь отпишусь (очень замечательный и оберегаемый всем приходом человечек, несмотря на то, что она приносит много хлопот приходу и самому батюшке, из-за голосов, которые ее преследуют и ее психического расстройства), как-то донимала о.Даниила, что он обязан окроплять только бусуйком (так ей внушал один из голосов), и ее дело сказать об этом, а если он не прислушивается к этому, то это его грех. Отцу Даниилу лишь приходилось после очередных всплесков таких пророчеств, обильно окроплять ее святой водой, чтобы хоть как-то утихомирилась.

Собственно, сам рассказВ общем, это был мой самый первый праздник Богоявления после моего воцерковления. За несколько месяцев я стал постоянным прихожанином храма Св.Харлампия, за этот период у меня уже было много чудес, но еще не дошел до того понимания, что нет ничего случайного в этой жизни, и что все по Божьему промыслу или попущению.


И вот придя придя на освящение воды, заметил, что многие привязывают к бутылям, канистрам и ведрам, веточки бусуйка (базилика) - это, как верба или ива (на Востоке - пальмовые ветви) обязательный атрибут в Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), то в Молдавии базилик обязательный атрибут в праздник Богоявления (Крещения Господня). Но я тогда об этом не знал и пришел без бусуйка, и очень захотелось и мне. Но вот возле малых приходов, никто не утруждает себя продавать бусуёк - все продавцы, в основном, устремляются к Кафедральному Собору, т.к. туда стекаются просто огромные толпы в несколько тысяч людей, которые видят в Крещенской Воде лишь магический объект вожделения, который приватизировали себе эти невежественные попы. Как правило эти люди, кроме Кафедрального Собора, больше не знают другой церкви, поэтому и стекаются со всех краев города.

Огляделся я - нет продавцов. Обратился к свечнице, если она может помочь хотя бы веточкой бусуйка, но она сказала, что лишних не имеет, но, как говорится, "если чего вдруг - так сразу". Немного обнадеженный я присоединился к присутствующим на литургии. Когда уже началось водосвятия и все вышли на улицу, у меня по-прежнему так и не было бусуйка. Я горько вздохнул - "ну, значит без бусуйка".

И вот, после освящения, когда батюшка стал всех окроплять всех крещенской водой, в этот праздник, как полагается, кропилом из веничка из бусуйка, то на второй или третий взмах, через весь стол, ко мне, на противоположный край, где стоял я, полетела, оторвавшаяся от кропила, маленькая веточка бусуйка и упала прямо возле меня. В голове сразу пронеслась мысль: "Ну вот искал - вот держи". Но честно, я постеснялся поднимать эту веточку, при этом подумал, ну вокруг меня столько людей - столько желающих, зачем буду соблазнять других. Но вдруг женщина, которая стояла у меня прямо за спиной нагнулась ко мне и сказала:
- Поднимите, это же святыня - чтобы ее не истоптали.

И вот тогда я твердо уверился, что это веточка именно мне. Но еще больше обрадовался, когда поднял и увидел, именно что за веточка - лапка веточки была 3х конечная, т.е. с тремя отростками. Как символ Троицы. За несколько лет алтарничества, через мои руки прошло много бусуйка - не скажу, что я просто перебираю каждую ветку и тщательно всматриваюсь в них, но однозначно, что ветки с тремя оростками попадаются не так уж часто, а эта веточка была вообще особенная - все отростки были равны и соцветия крепко сбиты, как маленькие шишечки - очень красивая ветка, символизирующая Пресвятую Троицу.

Конечно, многие могут сказать, что это просто случайность - но у меня не было никаких сомнений, что это знак, тем более после череды еще больших чудес в тот новоначальный период. Еще хуже то, что с годами мы уже не обращаем внимание на такие мелочи - ну подумаешь, какая-то маленькая веточка бусуйка... кого этим удивишь, когда, если постараешься, можно найти и купить целую охапку, и тем более, что моем нынешнем приходе, бусуёк постоянно имеется - от использованных кропил остаются изрядное количество веточек. Мы уже перестаем радоваться мелочам - и это очень плохо. А те, кто только делают первые шаги в Церковь, или ходят раз-два-три раза в год, весьма трепетно относятся к таким "мелочам". Вот и сейчас на вечерне перед праздником одна незнакомая женщина спрашивала меня, если есть у нас бусуёк. Я поморщился - ну вот, как могу я раздавать без благословения бусуек, в котором приход постоянно имеет потребность, но пессимистически спрашиваю:
- А вам сколько?
И тут она радостно:
- Мне не много! Мне достаточно маленькой веточки!

И на пальцах показывает размер, как рюмашку, что по нашим понятиям это огрызок, ну вот, как тот, что прилетел мне - ну, такого добра у меня много, я его стараюсь не выбрасывать, а раздавать. Правда, православные с многолетним стажем, не проявляют к ним интерес - пресытились... перестали радоваться мелочам.

***
А эта веточка у меня простояла возле икон целый год - уж очень радовала глаз, насколько идеальной она была. И это было напоминание о первом моем празднике Крещения Господня и еще об одном знаке того, что Бог заботится о нас даже в мелочах. Мне даже не нужно было более основательное кропило - иногда я брал просто большую кружку крещенской воды и окроплял вот этой маленькой веточкой всю квартиру.

А ровно через год я решил ее взять собой и именно в сам День Крещения (тогда ее подобрал в канун праздника), дабы прикрепить к своим канистрам с водой, для освящение новой воды. Вот сердце подсказывало, что не стоит брать - по опыту уже знал, какая толчея возле столов с водой - от христианства только название. Но все же взял. И пока помогал разливать воду, кто сбил веточку с моих бутылей и ее раздавили... вот так. Я ее долго искал и с трудом узнал. Ну что поделать - а надеялся, что это напоминание того дня будет у меня много-много лет. Раньше, я несколько лет хранил свой первый заработанный доллар (когда доллары только-только обретали свою популярность и всеобщую доступность), но потом приоритеты сменились. Слава Богу за все! И вас всех с праздником!

P.S. Заметил, что в субботу, в канун Крещения Господня, как раз все проходит весьма мирно и спокойно - приходят в основном, действительно, православные, т.к. в основном только воцерковленные люди знаю, что в этот день вначале освящается вода. Никакой толкучки - все мирно общаются, смиренно ждут своей очереди, да и людей не так много. А вот в воскресенье... просто все преображается - люди готовы лезть по головам и переворачивать столы, лишь бы им быстрее набрать воды и не стоять в очереди - о заповедях Христа, никто не вспоминает - главное магия! Некоторые дерзают даже недовольно бурчать, сколько этот священник может, что-то там служить в церкви - народ мерзнет, а он все не выходит и эти нудные и долгие молитвы. Какое там еще проповедь?! Воду давай. Все просто превращается в вакханалию, если жестко не организовывать массы движущейся толпы народа.

А еще сколько случаев, что просто умыкнут чужие бутыли или выливать из чужих больших канистр - вот так и проявляется вся наша ветхость - мелочам не радуемся, в мелочах не можем потерпеть. Поэтому и пришел Господь спасать нас таких никчемных, ибо весьма и весьма больны и без Него, нет и невозможно спасение души. Аминь!

Базилик в легендах, суевериях и колдовствеВ качестве общей информации, перевел одну интересную румынскую заметку о базилике, опустив некоторые абзацы, где описаны различные никчемные заговоры. Насколько оказывается базилик, в народе считается магической травой. Особо обратите внимание, с каким трудом язычество выходит из народа, мимикрируя под христианство, и крепко входя в обиход. Кстати, во многих народах, заговоры, приурочены именно к определенным Церковным праздникам - интересно, что под Пасху, как-то не припоминаю ни одной такой глупости - словно бесы затихают.

Неправославным читателям, которые случайно забрели на эту заметку, особо оговариваю и предупреждаю: все гадания, заговоры, приговоры, суевереия - большой грех! Церковь выступает против этого маразма, не потому, что боится конкурентов и она невежественна, а потому, что это БОГОПРОТИВНО! На протяжении всей Библии Бог прямым текстом говорит, что кто будет заниматься этой бякой, будет наказан со всей строгостью. ОСОБО это касается тех, кто считает себя христианином (при этом еще обставит себя иконами (см.статью)). Это есть прямое обращение к нечисти и упование на нее - не гневите Бога, в Его глазах, это есть настоящее блудодейство, измена; сами подумайте вы изменяете Тому, Кто создал все, и этих шавок бесов и нечистых духов (точнее они так пали, превратившись в них), изменяете Всемогущему Вседержителю, т.е. не уповайте на Него, не верите Его, не доверяете Ему. У них одна участь - а у вам, если вы уже прибегали к таким глупостям, Бог еще дает возможность покаяться (исповедаться) и не идти за ними в вечную погибель.



Базилик в легендах, суевериях и колдовстве

Базилик обладает магическими свойствами с древних времен, он породил вокруг себя многочисленные суеверия, легенды и поверья мира, будучи часто используемым в ритуалах, амулетах, заклинаниях и колдовских заклятиях, главным образом, связанных с любовью.

Название базилик происходит от греческого «basilikon / basileus», что означает «царь» или «король». Легенда гласит, что базилик вырос на месте, где Святая Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос.

С другой стороны, греческие и римские античные врачи, верили, что эта трава прорастет лишь в том случае, если при посадке семян, будут кричать грозные проклятия.

В древних суевериях, базилик был тесно связан со скорпионами. Иным словом, утверждалось, что лист базилика, оставленный под каким-нибудь сосудом, неизбежно превращался в скорпиона. Более того, считалось, что если имеешь неосторожность понюхать базилик, то в мозге непременно появится скорпион! В Африке все было ровным счетом наоборот, это растение ценилось, как хорошее и надежное защитное средство против скорпионов.

Согласно одной легенде, Саломея спрятала голову Иоанна Крестителя в сосуд с базиликом, чтобы устранить запах разложения. Боккаччо оставил нам историю о горькой любви одной женщины, чьи слезы орошали горшок с базиликом, в который она положила голову своего убиенного любовника. Китс продолжил эту тему в поэме "Isabella or the Pot of Basil» («Изабелла или горшок с базиликом»).

В Италии базилик считался травой любви. Говорилось, что та девушка, которая вытаскивала на подоконник горшок с базиликом, давала знак, что готова к приему своего кавалера. В этой же стране, базилик в волосах какой-либо женщины, намекал на то, что она в поисках любви, в то время как та же трава, в прическе мужчины, придавала ему привлекательность в попытке завоевать сердце девушки.

В странах Средиземноморья, базилик, посыпанный на пол, обладал даром очищать дом. Подарок, состоящий из горшка с базиликом, рассматривался как знак удачи для тех, кто переезжал в новый дом.

Странное суеверие, которое сохраняться до сих пор в некоторых европейских странах, утверждает, что не хорошо мужчине есть базилик. Почему? Потому что он ассоциируется [связан] с чаями, которые используется женщинами, страдающими от болезненного менструального цикла!

В Индии это растение считается священным, особо ценится в индуистских домах, будучи посвящено богам, Кришне и Вишне. Кажется, что каждый истинно верующий индус, похоронен с листом базилика на груди, представляющий собой действительный паспорт в рай.

С другой стороны, в Египте и Греции, базилик был наделен силой открывать врата ада. В некоторых регионах Азии и на Ближнем Востоке его высаживали возле могил, как знак любви.

Для древних греков, базилик был знаком бедности, ненависти и несчастья, многие из них даже полагали, что это растение может быть ядовитым. На Крите, было поверье, что базилик является символом дьявола, вследствие чего, размещался подальше на подоконниках, чтобы отдалить его злое влияние.

В магии, базилик используется в различных заговорах, любовных заклинаниях и в гаданиях о будущем в любви. В "Энциклопедии магических трав", Скотт Каннингем заявил, что два листка базилика, брошенных на раскаленные угли, могут открыть вам правду о вашем будущем в браке. Если листья быстро сгорают, означает, что вы будете иметь брак, полный гармонии; если, наоборот, горят медленно, тлеют - отношения с вашим партнером по жизни, обещает быть омраченными.

Базилик ассоциируется с огнем и с Юпитером, и рассматривается как источник защиты, очищения, любви, богатства и процветания.

<...>
Считается, что базилик имеет способность отгонять зло. Смешанный с розмарином и рутой, обеспечивает очищающую и защитную баню.

<...>
Базилик во сне является знаком любви и нежности. Если вам снится, что вы нюхаете или едите базилик, это означает привязанность, доброту и любовь.


Базилик в легендах и суевериях римлян
В популярных в народе ересях, сохранились сказания о том, что, когда Иисус крестился, люди принесли с собой базилик и покрыли Младенца листьями этого растения. [прим.перевод.: Иисус крестился во взрослом возрасте] С этого времени базилик и остался в церкви, будучи используемым священниками, для приготовления святой воды. Именно по этой причине, это растение является как бы славой Иордана, т.к. посредством ее освящается вода.

Базилик появился из слез Богородицы или из капающей крови с Распятия Иисуса Христа.

Лучше всего сеять базилик в понедельник, до рассвета, потому что день понедельника самый чистый. Если вы помоетесь росой с него, то можете быть уверенными, что будете почитаемы всем миром. После того, как он выбирается, базилик помещается в чистое место, за иконами или ригелем дома.

<...>
Базиликом хорошо мыть голову, для роста волос и славы.
Грех выбрасывать базилик в мусор.
В борщ, приготовленный в понедельник, необходимо добавить немного базилика, чтобы нечистый не испробовал его.

<...>
Однозначно, не стоит игнорировать роль базилика в колдовстве, заклятиях или любовных заклинаний. Как поется в одной песне:

«Вставила себе в волосы базилик, мэй
Чтобы стать заманчивой и привлекательной,
Чтобы стать глазастой и норовистой,
Чтобы меня тискали и любили парни!»

Базилик сеется с любовью, опрыскивая его изо рта в день Св.Георгия. Все для того же, чтобы насладиться любовью, девочки украшали им головы или у пояса, перед тем, как пойти на хоровод (хору).

Для удачного брака, невеста, перед венчанием, брала базилик из-за икон и три раза обводила им себя, и затем прятала у себя на груди.

Согласно одному любовному ритуалу, девушки Буковины [прим.перев.: область в Румынии], желающие стать любимыми, шли на реку, держа над собой букет из базилика, павлинье перо, серебряную монету, ломоть хлеба, немного соли и кувшинчик. Когда они доходили до места, где вода бурлила и пенилась, делали там три поклона, бросали в реку соль и хлеб, и пропевали:

«Вода тихая, текучая,
Я даю тебе хлеб и соль,
А ты окажи мне честь,
Дай удачи и большой любви».

После этого девочки набирали воду из реки, выше по течению, в кувшинчик, в котором до этого был ранее букет из базилика, и тихо, крадучись направлялись домой, заботясь о том, чтобы их никто не видел и чтобы не пролить ни одной капли воды. Вторая часть ритуала, уже имела место дома, где проговаривалось второе заклинание у окна, с кувшинчиком в руках.

Одно из заклинаний, которое могло проводиться только в День Крещения, в канун Рождества или Св.Василия, предполагало то, что заклинательница должна была пойти к реке, обмочить в реку букет базилика, и окропить им того, кого привораживали, проговаривая:

«Утром я встала,
По тропинке собралась,
По нехоженой тропинке,
По нетронутой росе,
Тропку наступая,
Любовь настигая».

После приворота, эти двое должны были вернуться домой, не оборачиваясь, чтобы не разрушить заклинание.

В древнем привороте Западных Карпат, в один из вторников, четверга или субботы, при убывающей луне, девушка шла после заката солнца к реке, и набирала в кувшинчик воды и клала в него три веточки базилика. После чего направлялась к дому, и останавливалась перед дверью, делала три глотка из кувшинчика и проговаривала следующий заговор:

«Как не может поп делать агиасму,
Без базилика,
Так не могут начать парни,
Без меня ни один жок [прим.перев.: рум. танец]»
источник: Blogul Dianei "Busuiocul in legende, superstitii si farmece", 16 iunie 2012
перевод: Дрэничеру Александр, специально для "Записки мирянина"

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

22 января 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Рубрика:
"Чудесные совпадения"
"Интересные факты"

Заметки по теме:
"Свидетельствую - крещенская вода, остается свежей в течении года"
"Мы часто творим Божью волю, сами того не ведая"
"Интересные факты: День Рождения и день смерти Моисея. Моисей и его коровка".

доп.теги:
святая вода
праздники

страна/Румыния, интересные факты, Православие, чудесные совпадения, святая вода, колдуны, природа, статья, святыня, праздники, язычники, приход Св.Харлампия, мой перевод

Previous post Next post
Up