[читальня]: "Моя жизнь со старцем Иосифом". Великий Пост.

Mar 12, 2014 18:10



«Дети, сейчас Великий пост,
не балуйтесь слишком много,
не шумите, не смейтесь.
Сейчас - святое время».

"Моя жизнь со старцем Иосифом"


Этот разговор со Старцем произошел в Неделю Сыропустную. Я готовился к первой для меня здесь Великой Четыредесятнице. Старец мне сказал:
- Иди сюда, недотепа! Ты знаешь, что начинается пост?
- Да, Старче, знаю, с завтрашнего дня.
- Ты в курсе, что значит Великая Четыредесятница здесь, на Святой Горе?
- Нет, Старче, но все буду исполнять.
- Выдюжишь?
Я, хоть еле ноги таскал, ответил ему:
- Вашими молитвами. Когда я был в миру, я постился вместе с матерью.
Действительно, ее пример всегда помогал мне в посте, бдении, слезах и плаче. Эта праведная женщина постилась три раза в неделю без растительного масла, принимая пищу только после девятого часа. А по вечерам, часами, на коленях, в темноте с зажженной лампадкой, она молилась, плакала и рыдала, живя при этом в миру, с мужем и детьми.
- Оставь ты свой мир, несчастный! Здесь-то что ты будешь делать? Здесь придется делать не то же самое, что ты делал там. Ты будешь поститься не так, как в Волосе.
- Как бы ни было, меня это не пугает.
- Здесь не будет приготовленной еды, не будет хлеба, здесь только сухари по субботам и воскресеньям. Здесь только мучная болтушка, и больше ничего.
- Пусть будет мучная болтушка!
- Да, и двойное правило, двойные обязанности, более продолжительное бдение. Первые три дня мы совсем не будем есть. Затем у тебя будет двадцать пять драми [34] муки в день, с водой, без сахара, только с солью. Мы будем есть раз в сутки, и только по субботам и воскресеньям будут сухари. Но и сухарей будет не сколько хочешь, а ограниченное количество.
- Я не боюсь.
- Ладно, посмотрю на тебя, не окажется ли это только словами.




Итак, мы начали. Еды - никакой, о готовке и речи не было.
А днем - очень тяжелая работа. Все это, безусловно, доставляло нам душевную пользу. А я был такой, что пальцем тронь - упаду. Дунь на меня - и полечу кувырком. Но я, беря пример со Старца, постился без всяких проблем.
И, по милости Божией, у нас среди камней, на скалах, выросла какая-то травка, очень аппетитная на вид. Старец повелел:
- Нарвите этой травы, которую послал нам Бог.
Но так как она была горькая, он ее варил, обваливал в муке и говорил:
- Будешь это есть всю неделю.
В первый день эта еда была свежей. На второй день мы ее положили в алюминиевую кастрюлю в подпол. На третий - она забродила. Когда я ее разогревал, она пенилась. Эта трава прокисла, потому что уже стояла жаркая погода. Старец говорил:
- Пенится-перепенится! Ты это съешь!
И я это ел.
Каждый день мы служили Преждеосвященную. Заготавливали два Агнца в субботу и три в воскресенье. Служили пять Преждеосвященных, чтобы причащаться каждый день.
А по ночам совершали бдение, тянули четки, выходили во двор, так как ночи были теплыми. Я - у своей каливы, другие - у своих, с большими четками-трехсотницами.
Старец, видя, насколько я юн, подумал: «Он, должно быть, голоден». Подозвал меня и сказал:
- Малой! Смотри, послезавтра у нас Торжество Православия. Мы поедим немного маслица. Так что имей в виду и подготовься к празднику. Затем, в третье воскресенье - поклонение Кресту. Значит, уже приближаемся. И тогда мы поедим немного масла. Затем наступает Лазарева Суббота - первое Воскресение. [35] Ну а затем уже скоро Великий Четверг, когда мы будем красить яйца. А после этого уже Великая Суббота, когда мы опять причастимся. А затем и Пасха - будем тогда биться яйцами.
Старец сказал все это, чтобы поднять мое настроение. Он думал, наверное, так: «Расскажу-ка я ему, что Великий пост пройдет быстро». Но я и не думал об этом. Все это меня не волновало. Я все принимал так, как мне говорил Старец.
Все старые продукты - и с плесенью, и с жучками - Старец откладывал на Великий пост, видимо, из тех соображений, что Великим постом съедят все. Поэтому мы знали, что если Старец хранил червивую фасоль, то, значит, Четыредесятница у нас будет скоромной. Желудку было тяжко. По ночам - бдение с двойным правилом, а днем - работа. Мы таскали доски, пшеницу, цемент. Даже животные не стали бы переносить тяжести, если их не покормить, а мы и воды не пили. Однажды мы сказали:
- Старче, у нас подкашиваются ноги.
И он нам дал немного сухарей и воды.
Когда же наступила Страстная седмица, у меня не было сил ее пережить. Болел желудок, часто случалась рвота. Я еле держался на ногах. А ночью я должен был исполнять свои обязанности: тысячи поклонов, стояние на ногах целыми часами, десять часов келейного бдения с четками, чтением, поклонами. Таково было правило. И молчание. Ни с кем не разговаривать.
В конце концов мой желудок не выдержал. Всю Пасху была рвота. Старец, увидев это, сказал:
- На следующий год будет тебе снисхождение, с понедельника по пятницу один раз в день будешь есть фасоль.
В мою первую у Старца Великую Четыредесятницу установленный им пост мне показался очень строгим. Но в предыдущие годы, в предыдущие Четыредесятницы, он держал еще более строгий пост. Мы же теперь, будучи очень слабыми душой и телом, не можем и помыслить о такой аскезе.

* * *
Как-то в один из великопостных дней Старец позвал отца Афанасия и сказал ему:
- Отец Афанасий, разыщи-ка мне бурдюк.
Отец Афанасий обошел всю Святую Гору, раздобыл-таки бурдюк, не помню уже, свиной или козий, и принес его Старцу. Старец бросил туда все остававшиеся у нас кусочки сыра, затем вскипятил концентрированное молоко и вылил его туда же.
- Хлопцы, после Пасхи у нас будет бурдючный сыр, вы с ума сойдете! Пахнуть будет на всю округу!
Он регулярно чистил бурдюк, потому что червячки поднимались к горловине. И он их счищал ножом.
- Не смотрите на то, что снаружи, увидите, каков он внутри.
И когда он открыл на Пасху этот бурдюк, я убежал далеко. Как ракета. Запах, который сразу распространился на всю округу, и червячки, полезшие из бурдюка с сыром, - все это было слишком для моего желудка, ослабевшего от поста. Мне это было не под силу. Разве возможно было, чтобы из остатков сыра с кипяченым концентрированным молоком бурдючная кожа сделала нормальный сыр? Но тем не менее Старец поставил этот сыр на стол и вместе с отцом Арсением съел его полностью.

***
Когда наступила Пасха, мы совершали все то же бдение. Мы и не заикались о том, чтобы ради такого праздника сделать что-то другое. Устав! Бдение, наше обычное бдение! Никакого отдохновения ни на один день. У нас ничего не изменилось. Как мы поем, «постом, бдением, молитвою небесная дарования приим». [36] Старец мне говорил: «Если мы не будем этого исполнять, не жди обретения дарований». И сам он в этом шел впереди. Старец был для нас примером.
Наша Пасха была чудесна: во дворе перед церковкой, под нашими апельсиновыми деревьями. Мирно, тихо мы служили литургию. Вокруг пустыня, никого, кроме нас. Я видел, как сияет Старец, как он от радости не может удержаться от слез. Слез не о грехах, слез от света Воскресения! Не могла удержаться его душа. Переполненная чувствами, она рождала слезы. Мы говорили: «Христос воскресе!» - а он плакал, словно малое дитя. Как все это было прекрасно!
Когда кончилась служба и все разошлись по келлиям, я размышлял о благодати Воскресения, которую каждый из нас получил. Затем я лег спать. Проснулся рано, пошел на скалы и тянул четку. Какая красота! Как прекрасно Воскресение Христово! Били монастырские колокола обителей Святого Григория и Святого Дионисия, бил в Русском монастыре колокол, который в два раза больше, чем наш двор. Шумели волны, и они звучали, как гимн, как фортепиано, как орган, как что-то Небесное, создавая некую прекрасную мелодию. Я размышлял о том, как совершается Пасха на Небе, как там тогда поют ангелы, как они исполняют Небесные гимны. И я приходил в созерцание. Я сидел и наслаждался, творя Иисусову молитовку. Это было и Воскресение Христово, и благодать Божия, и некий прекрасный духовный пир, который не выразишь словами. Я один среди скал, и никого рядом. Лишь птички.
Старец, проснувшись, позвал меня:
- Вавулис! Вавулис! Быстро иди сюда, обормот!
- Благослови, Старче.
- Иди сюда, чтоб тебя! Где ты был, сорванец? А ну-ка, принимайся за готовку! Отцы есть хотят.
- Буди благословенно. Сию секунду, Старче.
- Спишь ты там, что ли? Где тебя носит?
Я принес вязанку, разжег огонь из веточек, принес воду и сам приготовил рыбку. Готовил я во дворе, рядом с каливами отцов. Затем накрыл на стол. Когда совсем рассвело, пришли отцы. Трапеза в пустыне проходила молча. Отцы поели и ушли, а я принялся мыть тарелки.
На следующий день нам готовил Старец. Он сказал: «Я вам приготовлю магирицу!» Магирица - это суп с овечьими потрохами. И что он сделал? Послушайте, что это была за магирица. Мы покупали рыбу. Когда он готовил эту рыбу, потроха он не выбрасывал. Теперь он их промыл, порезал на кусочки, добавил рис и немного зелени. Добавил и одну луковку. И приговаривал: «Сейчас будет вам магирица». Ох, Боже упаси! Что мне было делать? Я подумал: «Раз это готовит Старец, это будет хорошо». Как ни пахли рыбьи потроха, я это съел и пошел спать. И не успев проснуться, извергнул все это. Старец спросил меня:
- И почему это у тебя случилась рвота?
Желудок у меня был слабый.


В этот период жизни они [старец Иосиф и Арсений] ели так мало, что это может показаться невероятным современному человеку: каждый день только по семьдесят пять граммов сухарей после девятого часа. Оба они желали ради подвига питаться только хлебом и водой. Их правилом было всегда понуждать себя. Только по субботам и воскресеньям они ели пищу с растительным маслом.
Позднее Старец умерил суровость подвига, добавив к хлебу и другую пищу, например вермишель и фрукты. Они ели все дозволенные монаху виды пищи ради смирения и для того, чтобы не было искушения осуждать других. При этом у них были весы, на которых они взвешивали хлеб и другие продукты. Их тарелочки вмещали лишь несколько ложек еды. Пищу они принимали только один раз в день, даже если это была Пасха, или Рождество, или масленица. Ели они ровно столько, чтобы иметь силы стоять на ногах и подвизаться. Старец говорил: «Чтобы приобрести свободу от страстей, человек должен сгноить свое тело и презреть смерть». [130]
Он тщательно соблюдал положение устава о питании только один раз в день, чтобы не беспокоил желудок. Ибо при таком беспокойстве нарушался бы телесный, а следовательно, и душевный мир, что принесло бы большой ущерб. Поэтому, желая во всем иметь меру и рассуждение, в три первых дня Великого поста они не соблюдали полного воздержания от пищи, но после девятого часа, когда вечерело, ели немного хлеба или сухарей и пили горячую воду.
Кроме Великого поста, Старец часто совершал и другие «четыредесятницы». В конце каждой он, как правило, имел какое-нибудь видение.
Однажды после длительного поста ему было видение некоего стола с тремя ножками. Одна ножка полностью отвалилась и лежала внизу, а другая покосилась, готовая упасть в любую минуту. Третья же стояла прямо, и лишь на нее одну почти полностью опирался стол. И некто, показывающий ему этот стол, сказал: «Это - Святая Гора». Это видение он имел около 1930 года.
После другой «четыредесятницы» Старец имел такое видение. Перед ним было поле, усеянное ловушками, и все святогорские отцы в какую-нибудь да попадались, главным образом в ловушку рукоделия и ловушку денег. Тогда Старец получил извещение, что происходит это по причине безрассудного рукоделия.

***
«Как-то раз, - рассказывал отец Арсений, - я пошел в один монастырь, чтобы взять немного сухарей. Служитель мне вынес целый мешок.
- Это много, - сказал я ему.
- Ничего, бери.
Представьте себе, каково нагрузить себя полным мешком и торбой с разными другими вещами и от этого монастыря подняться на вершину горы, где располагался скит Святого Василия. Наконец я добрался. Открываем мы со Старцем мешок и что же видим? Все сухари червивые. Я по немощи человеческой возроптал:
- Ну что за человек! Не мог он это дать мулам? Была нужда мне напрасно столько трудиться!
Тогда Старец сказал:
- Почему напрасно, отец Арсений?
- Так что же мы будем с этим делать?
- Что делать? Съедим их! Бог нам дал это. Если бы мы были достойны лучшего, Он послал бы нам лучшее.
- А как же быть, Старче, с червями?
Подумал немного Старец и ответил:
- Нашел решение! С сегодняшнего дня и впредь мы будем есть, когда стемнеет, - и не увидим червей.
Так и было, пока мы все это не съели. Поначалу, врать не буду, я испытывал затруднение. Но что было делать? Ведь так сказал Старец! А потом, поверьте мне, Бог сделал эти сухари такими вкусными, что они казались нам лучшими сладостями».
Таким был один из плодов крайнего послушания отца Арсения.
«В другой раз, чтобы меня испытать, Старец, как только завечерело, сказал мне:
- Иди, отец Арсений, поедим сухарей. Читай молитву.
Я прочитал „Отче наш“ и только собрался поесть, как вдруг Старец сказал мне:
- Давай представим, отец Арсений, что мы уже поели. Читай благодарственную молитву.
Хорошо. Но то же самое повторялось три-четыре дня. На четвертый день силы мои закончились, ибо днем я много трудился, а ночью еще больше трудился в бдении. Тогда я сказал Старцу:
- Прости, Старче, я больше не могу. Что мне делать?
- А, ну тогда сегодня вечером давай поедим, - ответил он мне».

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

12 марта 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Рубрика:
"Читальня"

Заметки по теме:
Читальня: Игумен N "Сокровенный Афон". (Осиповрангелие).
"Читальня: "Воспоминания "смертника" о пережитом". part2. Отрывки из книги".
Читальня: Св.Игнатий Брянчанинов "Полное собрание творений" ("Цитата из Библии")
Читальня: Ревностное служение священников прошлых времен.
Читальня: о.Рафаил Карелин "На пути из времени в вечность" (современный патерик)
Мысли вслух: Семь верст до яблони.

доп.теги:
пост

старец Иосиф & старец Ефрем

читальня, старец Иосиф & старец Ефрем, юмор, Афон, пост

Previous post Next post
Up