Актуальная икона в свете нынешних событий на Украине и вообще противопоставления России и буржуйскому воронью, об явлении Богородицы при защите Пскова от польской-литовской армады: «Видение старца Дорофея» [3-я четверть 18 века]. Видение старцу было 27 августа 1581 года, Псков освободили (главный натиск) в День Рождества Богородицы - в этот день литовцы предприняли нанести решительный удар [все западные вурдалаки, почему-то особо любят творить свои беззакония в праздники, связанные с Богородицей; к примеру, 7 апреля 2009 на Благовещение, в Молдавии прозападными либерастами оппозиционерами (Филат, Киртоакэ, Гимпу - пусть история не забывает эти имена) была организована варварская попытка государственного переворота с забиванием молодых курсантов в упор булыжниками (т.е. в Кишиневе уже отрабатывались сценарии украинского майдана; эта банда все-таки дорвалась до власти и до сих пор, ходит безнаказанно, ввергнув страну в тотальное разорение, при этом широко раскрыв ворота педерастам, исламу и всяким оккультным сектам].
Какие еще будут интересные моменты в цитатах (для тех, кто не любит много букв):
- - Богородица руководит защитой города (указывает, где устанавливать пушки, и даже, кто именно должен стоят у пушек (прим.: в заметке последний момент не включен) и даже определяет цели;
- - святые угодники спешат на помощь (буквально) жителям города;
- потрясающий пример веры и упования на Бога защитников города, когда враг уже ворвался в город, люди выходят к нему с крестным ходом, неся мощи святых;
- просто невероятное героическое участие женщин в защите Пскова и добивания врагов;
- - свидетельство из вражьего стана;
- все тот же хитрый Папа-миротворец и его легионеры;
- - немного пепла на головы радикальных уранополитов антипатриотов (квази-сектантов, как их уже называют);
- - другие иконы этого типа;
икона Псково-Покровской Богородицы
История Псково-Покровской иконы. Неизвестно, чья рука писала икону Псково-Покровской Богородицы. В средние века не принято было ставить свое имя под святыми образами. Доподлинно известно другое. Поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Богородицы старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма города польскими войсками.
События тех давних пор действительно развивались драматически. Самая мощная европейская армия (по русским источникам - до 100 тысяч человек), руководимая лучшим полководцем своего времени Стефаном Баторием, надвинулась на город, в котором, не считая жителей, было всего 7 тысяч человек гарнизона. Царь Иван Грозный держал основные войска вблизи столицы и в новгородских землях. Брошенным на произвол судьбы псковичам оставалось либо сдаться, либо умереть, сражаясь. Псковичи выбрали второе...
В эту трудную минуту на помощь осажденному городу и пришла сама Богородица. Неудивительно, что уже в пору осады из уст в уста, с мельчайшими подробностями, псковичи передавали друг другу рассказ о дивном видении старца Дорофея, которое позднее оформилось и на бумаге, как литературный памятник, и на иконе.
26 августа 1581 года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Незадолго до этого псковский владыка отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося его прийти во Псков с чудотворными иконами Богоматери «Успения» и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались.
Наступило 27 августа. До решительного штурма Баторием Пскова оставалось несколько дней. В это время в сенях своей кельи сидел благочестивый старец Дорофей, прежде занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием - начальником Киевских пещер, а по правую - Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Выйдя из церкви и став вместе с преподобными на стене города, Богоматерь спросила: «Где Мирожский строитель Нифонт епископ Новгородский?» При этих словах святитель предстал пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «О Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не было литургии». На эти слова Пресвятая Богородица отвечала: «Сыну моему и Богу тако изволившу». Вслед за этим Она громким голосом воззвала: «Где избранные Божии, пребывающие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади их стал блаженный Николай и преподобные Евфросин с Саввой, и все они с великим благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». В это время игумен Корнилий, Евфросин с Саввою и блаженный Николай пали перед Нею и со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После этого и все благоверные князья припали к ногам Богородицы и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.
Между тем приближался день штурма... 7 сентября от сильной пальбы по городу в стене его образовался большой пролом, около которого загорелась жестокая битва. 8 сентября в 5 часов утра начался генеральный штурм. Поляки, немцы, венгры бросились превосходящими силами и, потеснив отчаянно сопротивлявшийся гарнизон, ворвались в пролом. Враги завладели уже двумя башнями, на которых и водрузили свои знамена. Псковский воевода князь Иван Петрович Шуйский был в этой схватке ранен, и силы защитников начали ослабевать. В эту роковую минуту по приказу воевод к пролому принесены были мощи псковского князя св. Гавриила с чудотворными образами, и произошло неслыханное чудо. Когда св. мощи и иконы были подняты из собора, то впереди них к пролому приехали на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий. Родом они были бояре и в мире слыли за храбрых воинов. Приблизившись к ослабевающим и падающим духом гражданам, они громким голосом воскликнули:
- Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.
Это неожиданное ободрение окрылило упавших духом воинов и воевод. Все граждане с радостью восклицали:
- Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя и не предадим города Пскова.
Показалось церковное шествие. Зрелище крестного хода воодушевило ослабевших воинов, и все они дружно устремились на врагов, восклицая:
- Не предадим Богоматери и св. Всеволода.
До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен.
В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Ведь победа у стен Покровского монастыря была одержана 8 сентября (21 сентября по новому стилю) в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назвали Псково-Покровским.
В 1601 году был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 года, он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, чудотворную Богородицу Псково-Покровскую.
Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов. Изображено на иконе было чудесное видение Дорофея и в соответствии с текстом «Сказания» написаны: Богородица со святыми князьями Василием-Владимиром Киевским, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем Псковскими, архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом, преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, Николой Блаженным Псковским, а также святыми преподобными Евфросинием Псковским и Саввой Крыпецким, а также сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе же помещено описание чудесного явления Богоматери. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня - центр событий, самое важное место обороны. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы Сама же Богородица Псково-Покровская не покидала храм Покрова и Рождества до 20-х годов XX века. В ходе изъятия церковных ценностей с нее сняли драгоценный серебряный оклад, который затем исчез. Существуют свидетельства, что настоятель храма Покрова и Рождества священник Троицкий передал чудотворную икону в музей, чтобы она не была уничтожена ( по другим источникам икона до 1944 года находилась в церкви Богоявления с Запсковья).
В 1944 году, в последние дни немецкой оккупации Пскова, икона была вывезена немцами из России. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой её старой фотографии или прориси.
В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Берхтесгадене со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков (Плескау) и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Но все эти годы ее владелица - госпожа Хильда Карбахер желала, чтобы икона возвратилась в Россию.
С 1970 года местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале девяностых годов Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941-1944 годах оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона Богородицы Псково-Покровская.
Во время визита Президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году канцлер Герхард Шрёдер символически подарил ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана Русской Православной Церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000 года икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йоргом фон Штудницем.
«Для нас это в первую очередь духовная ценность, которую невозможно измерить никакими материальными критериями», - сказал Святейший Патриарх. Также Святейший Патриарх сообщил, что будет установлено, в каком из псковских храмов прежде находилась эта икона, и при условии, что «храм действует и святыне будет гарантирована безопасность, образ будет возвращен этой церкви».
7 сентября 2001 года в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Эта икона - живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим. Теперь икона Богородицы Псково-Покровская находится в Троицком соборе Пскова.
В январе 2005 года икона замироточила. По словам настоятеля Троицкого собора о. Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдается впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально.
В настоящее время в храме Покрова и Рождества Богородицы находится список с чудотворной Псково-Покровской иконы (на фото внизу).
----
[Официальный сайт Псковского Епархиального Управления]:
История Псковской Епархии: Икона «Видение старца Дорофея» Весьма любопытное и интересное повествование свидетеля и участника тех событий, художника с именем "единица дважды, с единицей, пятьдесят удвоенное дважды, и четверка удвоенная, и три десятки, с пятеркою, заканчивается же десяткой, а всего букв в имени - семь" - "Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков". В этом историческом документе наиболее полное и красочное повествование, из него, кстати, узнаем, что литовцы не сразу угомонились после поражения и еще долго пытались осадить город. Некоторые выдержки из повести:
"Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков"
Упование на Божью помощь и заступничество Богородицы
Тогда разъярился король, послал приказ к тем, кто был в Покровской башне и по всему пролому, строго веля всем ротмистрам и градоемцам во что бы то ни стало взять град Псков. Государевы же бояре и воеводы, видя упорный и беспрестанный огонь, решительные приступы врага, множество своих воинов, погибших и изнемогших от ран, все равно неослабно надеялись на бога. Посылают они в соборную церковь живоначальной Троицы за великим и надежным избавлением, за святыми чудотворными иконами и чудотворными мощами благоверного великого князя Гавриила-Всеволода, псковского чудотворца и избавителя от врагов, и повелевают принести их к проломному месту. Так принесли в царствующий град Москву чудотворную святую икону пречистой богородицы из Владимира для спасения от нашествия царя Темир-Аксака, здесь же, в богоспасаемом граде Пскове, - от нашествия польского короля. Там - от знаменитого Колтыря, здесь - от прославленного Обатура, там посылали за Владимирской иконой, здесь - за Печерской иконой. Там была принесена пресвятая икона из Владимира в Москву в день праздника успения богородицы, и в этот же день Темир-Аксак был посрамлен, образом пречистой невидимо устрашен и со всем воинством побежал от Москвы и с Русской земли. Здесь же, в преименитом и славном граде Пскове, в день праздника богородицы, честного и славного ее рождества, была принесена к проломному месту из соборной церкви живоначальной Троицы святая чудотворная икона успения пречистой богородицы Печерского монастыря вместе с другими чудотворными иконами и мощами благоверного князя Гавриила-Всеволода и другими святынями; и в тот же час невидимо пришло спасение граду Пскову на этом месте. [374]
Крепко билась литва с русским воинством на стенах города у Покровской башни и на всем проломе, государевы же бояре и воеводы со всем христианским псковским воинством так же крепко против них стояли и не давали сойти в град Псков. Когда же, как говорил уже, пошли к проломному месту со святыми иконами, то в тот же час, будто по воле святых икон, вестники примчались на конях, не обычные воины, но Христовы воины против невидимых врагов, черных ликом и делами. Один из них - Арсений, именуемый Хвостовым, келарь Печерского монастыря, где и была чудотворная икона пречистой богородицы; с ним же второй - казначей Снетогорского монастыря Рождества пречистой богородицы Иона Наумов; третий же с ними был Мартирий-игумен, и этот был известен в Пскове всем. Эти упомянутые выше монахи, по плотскому рождению - дети боярские, когда жили в миру, то были искусными воинами. Потому, умудренные богом благодаря вере и честным своим молитвам, они, прибежав к проломному месту, где совершалось для обеих сторон кровопролитное торжество, громкими голосами государевым боярам и воеводам и всему христианскому воинству будто от имени святых икон (как я уже прежде сказал) милость возвестили: «Не бойтесь, станем крепко и устремимся все вместе на литовскую силу! Богородица с милостью и защитой идет к нам на помощь со всеми святыми!»
И услышали государевы бояре и воеводы и все христианское воинство эти слова, что богородица со всеми святыми идет на помощь, и одновременно с этой вестью осенила богородица все православное христианство своей милостью и помощью; и сердца немощных окрепли и стали тверже алмаза, и все вместе приготовились к подвигу. Тогда все, единым сердцем восприняв богородицы милость и ее помощью вооружившись, едиными устами богородицу на помощь призвали, и государевы бояре и воеводы, с ними же упомянутые выше монахи и все воинство христианское в один голос вскричали: «Сегодня, друзья, за христианскую веру и за православного государя нашего, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси умрем все вместе от руки литовцев, но не отдадим государя нашего града Пскова польскому королю Стефану!» Также великого заступника псковского, князя Гавриила-Всеволода, с ним же князя Довмонта и Николая, Христа ради юродивого, в сердцах своих призвав на помощь, все [375] христианское воинство в едином порыве устремилось на литовскую силу, на стены города, на проломное место. И так божьей милостью, молитвою и заступничеством пречистой богородицы и великих святых чудотворцев сбили литовскую силу с проломного места, и по благодати Христовой там, где на псковской стене стояла литовская нога, в тех местах вновь христианские воины утвердились и со стены били литву уже за городом и добивали оставшихся еще в Покровской башне.
Подвиг женщин
В то время, когда по предначертанию бога одолели христиане литву и сбили литовских воинов, ротмистров и Гайдуков с проломного места, тогда благодать Христова не утаилась от всех оставшихся в граде Пскове жен. И по всему граду Пскову промчалась весть? «Всех литовских людей бог помог с городской стены сбить и перебить, а вам, оставшимся женам, велено, собравшись у пролома, идти за литовскими орудиями и оставшуюся литву добивать».
Тогда все бывшие в Пскове женщины, по домам сидевшие, хоть немного радости в печали узнали, получив благую весть, и забыв о слабости женской, и мужской силы исполнившись, все быстро взяли оружие, какое было в доме и какое им было по силам. Молодые и средних лет женщины, крепкие телом, несли оружие, чтобы добить оставшихся после приступа литовцев; старые же женщины, немощные телом, несли в своих руках короткие веревки, собираясь ими, как передают, литовские орудия в город ввезти. И все бежали к пролому, и каждая женщина стремилась опередить другую. Множество женщин сбежалось к проломному месту, и там великую помощь и облегчение принесли они христианским воинам. Одни из них, как уже сказал, сильные женщины, мужской храбрости исполнившись, с литвою бились и одолевали литву; другие приносили воинам камни, и те камнями били литовцев на стене города и за нею; третьи уставшим воинам, изнемогшим от жажды, приносили воду и горячие их сердца утоляли водою.
Было это в пятницу, в праздник рождества пречистой Богородицы, уже близился вечер, а литовские воины все еще сидели в Покровской башне и стреляли в город по христианам. Государевы же бояре и воеводы вновь Бога на помощь призвали, и христианский бросили клич, и в едином порыве все, мужчины и женщины, бросились на оставшихся в Покровской башне литовцев, [376] воoружившись кто чем, как бог надоумил: одни из ручниц стреляли, другие камнями литву побивали; одни поливали их кипятком, другие зажигали факелы и метали их в литовцев, и по-разному их уничтожали. Под Покровскую башню подложили порох и подожгли его, и так с божьей помощью всех оставшихся в Покровской башне литовцев уничтожили, и по благодати Христовой вновь очистилась каменная псковская стена от поправших ее поганых литовцев. Когда наступила ночь, свет благодати воссиял над нами по божьему милосердию, и отогнали их от стен города.
И побежала литва от города в свои станы.
Папа "миротворец"
Пока литовский король Стефан все еще стоял под Псковом, благоверный царь-государь на Литовскую землю послал воевод своих с войсками, и там, в Литовской земле, государевы воеводы многие литовские города завоевали и пленили и невредимыми возвратились на Русскую землю с большим богатством и пленом. И потому король должен был призадуматься.
В это время приехал к нему лютеранской веры римского католического папы протопоп Антоний. Король же, увидев его, сильно обрадовался. Первым призывает его к себе на совет, открывает протопопу Антонию крушение своих желаний и, чтоб покрыть свой позор, просит у него помощи, вместе они советуются, как заключить мир с государем нашим. О премудрость и милость божия, ибо гордых господь смиряет, а смиренных возносит! Некогда литовский король говорил, что о мире с русским царем даже мысли не допускает, ныне же сам советуется, как бы ему с государем нашим мир заключить. Решение это король с радостью принимает, а также посылает гонцов своих к государю царю и великому князю, чтобы договориться о съезде послов.
Протопоп же Антоний, усвоивший Ихнилатово лукавство и льстивость хитрой лисы, является к государю до съезда послов и по желанию обеих сторон берется помирить их, и говорит, что он послан от римского папы для примирения государя и короля. Король же по его совету для начала так поступает: сам король от Пскова в свою Литовскую землю уходит в тот же семь тысяч девяностый год (1582), декабря в 1 день, на память святого пророка Наума. Под Псковом же оставляет пана канцлера, польского гетмана, и с ним множество людей для продолжения осады великого града Пскова, страша и угрожая город осадой вымотать или голодом уморить, надеясь, что беды, охватившие город, вынудят град Псков сдаться. Такой совет король поляку [387] канцлеру оставляет, сам же король в Литву отъезжает. Поляк же канцлер тоже похваляется длительной осадой взять Псков-град.
---
["Восточная литература"]:
"Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков" Богородица руководит обороной и выставляет цели
"Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне..."
"Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу..."
---
из статьи Н.Ткачевой "Псковская хроника"
а также:
[Псковский гос.музей-заповедник]: "
Образ Пскова"
Свидетельство из вражьего стана
секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записывает в своем "Дневнике": "Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В Королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бросились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стражу, напали на нас... Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. ... Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмет...". [прим.: см. "Заметки по теме"]
---
[там же]
Доп.ресурс: блог
"В гостях у кудесницы" --------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
25 марта 2014г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com
Рубрика:
"Икона" Заметки по теме:
"Чудеса: Кресты в небе. Почаево. Скит Святого Духа". Икона: Израненные румынские иконы Богородицы Икона: "Невьянская икона". Иконы из музея Евгения Ройзмана. [персоналий]: Богородица и Буденный доп.теги:
Богородица добро&зло