У нас в Православной Церкви превалирует такое мнение, что Бог забирает преждевременно многих людей, зная, что они могут впасть в зло. Но вот что говорит по этому поводу известный современный богослов А.Осипов: :
- Можно ли судить о невинной смерти детей по такому критерию, что Бог избавляет этих детей от последующих их злых проступков, избавляет их от вечного наказания?
- Нет, ни в коем случае нельзя так судить. Хотя эта точка зрения встречается многократно в разных сочинениях, что Бог в предвидении того, что из этого человека может вырасти злодей какой-нибудь, забирает его в детстве. В таком случае, почему он Иуду не забрал, скажите? Почему Каина не забрал? Почему Пилата, Анну, Каиафа? Несправедлив Бог? Забрал бы их сразу младенцами, правда, какая красота?! Иуды бы не было! Ничего подобного. Это неверная точка зрения, глубоко неверная.Тому младенцу, который совсем не способен воспользоваться опытом других людей, для того, чтобы вечно потом жить в Боге и не возгордиться - нельзя дать умереть младенцем. Он возгордится Там, и последнее будет горше первого.
Умирают только те, кто способен на основании опыта других людей, приняв этот опыт, затем жить в вечной жизни. Только эти люди. У каждого есть данные свои. Одни способны к этому, другие - нет. Так что есть все уже задатки, видимо духовного порядка, личностные моменты. Далеко не каждый может умереть ребенком и таким образом избавиться от таких поступков. А неверная точка зрения сразу загоняет человека тупик.
Источник:
http://www.memoriam.ru/main/life_death?id=63
Другой современный богослов о.Даниил Сысоев, как-то предпочитает держаться несколько иной традиционной точки зрения и православного Предания:
И этой же причиной объясняется то, что Бог попускает смерть некрещеных младенцев. Он знает, кем бы выросли некоторые из них и как они попрали бы небесный дар. Впрочем, здесь мы сталкиваемся с бездной Божьего Промысла, который нам до конца понять пока не возможно. Но есть вещи, которые мы знаем. Мы знаем, что происходит по учению Церкви с некрещеными детьми: «Нужно знать и то, что младенцы крещеные приобщены к наслаждению, непросвещенные же и дети язычников не пойдут ни к наслаждению, ни в геенну».
(о.Даниил Сысоев "
Могут ли спастись некрещеные")
Но это было так к слову, о.Даниил тоже современный богослов и пока не канонизирован, поэтому его мнение, скажем так, того же уровня А.Осипова. Но посмотрим, что же все-таки говорят Св.Отцы по этой проблеме, к примеру св. Григорий Нисский:
"Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелею; потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле" (Ч.4.стр.359,изд.1862г.).
(Св.Григорий Нисский"О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию.")
Т.е. налицо явное противоречие. Вообще, к слову, нужно отметить, что богословие А.Осипова а-ля "Бог есть ТОЛЬКО любовь", трещит по швам именно в вопросах о детях (их страданиях) и постоянно спотыкается почему-то именно на этих вопросах, к примеру, он постоянно рьянно выступает против того, чтобы крестили детей, что тоже противоречит святоотеческому Преданию. (Вообще, чтобы не подумали чего - для основ Православия, на самом деле, он замечательный профессор, но многие его высказывания и позиции вызывают часто удивление).
Что интересно, А.Осипов сам часто ссылается на слова Св.Григория Нисского, из того же, упомянутого выше труда, об участи некрещенных детей, поэтому, весьма странно, что в данном вопросе он почему-то ему противоречит... складывается мнение, что он вообще не читал труд Св.Григория Нисского и, как часто делает, он просто переворачивает цитаты Святых Отцов под свое мировоззрение и понимание. А на вопрос А.Осипова: "В таком случае, почему он Иуду не забрал, скажите? Почему Каина не забрал? Почему Пилата, Анну, Каиафа?" Св.Григорий Нисский тут же отвечает дальше:
"А что некоторые из злых живут долго, сие не опровергает высказанной мысли; потому что по милости к родившим не допускается до них зло. Но теми, которые не имели от родителей какого либо дерзновения пред Богом, не передается этот род благодеяния и происшедшим от них. Или тот, кому смерть воспрепятствовала сделаться худым, оказался бы гораздо худшим приобретших известность порочностью, если бы невозбранно стал жить дурно. Или, если некоторые дошли до самой крайней меры порочности; то апостольский взгляд на сие успокаивает пытливость тем, что Творящий все с премудростью умеет и посредством зла соделывать нечто доброе. Если же кто достиг крайности в дурной жизни, и по приведенному нами примеру, ни на что полезное не выкован художеством Божиим, то си е служит к приращению веселья живших хорошо, как дает разуметь пророчество, чего да не вменяет кто-либо в маловажное из благ и в недостойное Божия промышления.
Обсуждение:
http://vkontakte.ru/note4257773_11445882