Месяц назад, как-то д.Андрей Кураев
дал очередное свое интервью по поводу суда над бесноватыми девками. Не хотел его пиарить, т.к. по мне оно похабно - уже стало доброй традицией у д.Андрея, называть всех идиотами и припечатывать словечками, не только простых мирян и православных миссионеров, но и самих священников, при этом, ЕСТЕСТВЕННО, интеллектуально изворачиваясь, что это не есть оскорбление, а чуть ли не комплимент. (Верх пилотажа, было конечно в случае с Мадоной - назвал все своими именами, а потом, когда это приобрело огласку, решил от греха (проблем) по дальше, и бросился шуршать страницами словаря древнерусского языка.
Нужно сказать, что последнее время, д.Андрей Кураев, как действительно верующий человек, предполагаю постоянно исповедующимся (как честно признавался, что его больше всего волнует тщеславие), обеспокоился теми плодами своего злостно-жесткого миссионерства в постоянной войне с еретиками, которая с определенного момента, стала переходить уже за рамки дозволенного. И вот, наверное, понимая, что уже не есть все так хорошо, как раньше, стал теперь продвигать имидж смиренного доброго самаритянина, который тут же полюбился рьяным антиклерикалам, богохульникам и хулителям Церкви. Даже в этом интервью, он называет себя смиренно "сранью" и смиренно считает, что это ему позволяет оправдать кощунственные пляски бесноватых девиц на амвоне, а всех, кто против этого - также смиренно, опустив ресницы долу, "идиотами".
Нужно отметить, смиренность его стала какая-то однонаправленная в сторону внешних по отношению к Церкви, но зато, поднатарев в полемике с еретиками и привыкнув давить их своим интеллектом (в Православии это не сложно, ибо каждый православный знает, что Истина за нами) - теперь развернул свои боевые оглобли резко против православной братии, которая решается критиковать его. Все-таки нужно признать, критику д.Андрей воспринимает очень болезненно.
Но речь не об этом - это была лишь присказка. Речь именно об амвоне.
Цитата из интервью:
- Еще в экспертизе есть отсыл на 15 правило Лаодикийского собора «в части запрета кому-либо, кроме церковных певчих, осуществлять пение на солее»…
- Врут, просто наглая ложь. Это запрет на пение не на амвоне, в вообще пение в храме всем, кроме певцов. Это правило у нас, Слава Богу, давно забыто, и поэтому есть всенародное пение некоторых молитв - например, Символа веры и Отче наш, например. А в балканских православных церквах на солею входят все желающие поцеловать иконы в иконостасе или лично передать поминание в алтарь.
Ваха-ваха... как непростительно для церковного служителя, который давит всех своим интеллектом и поучает, и как понятно для того, который когда-то сказал, что каноны нужно поставить на полку под толстый слой пыли.
Смотрим канон:Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви.
(Лаодикийский Собор, правило 15)
Вроде бы, не разобравшись, с первого взгляда кажется, что прав д.Андрей. Но тогда возникает недоумение, т.к. по уставу, запрещено пение некоторых клиросных песен (дабы не превращалось все какафонию из-за отсутствия музыкального слуха у некоторых мирян), но ответ на возгласы ектений и самые важные молитвы возглашаются и поются всей церковью, т.к. это и есть смысл общего богослужения. Поэтому это не есть "Слава Богу забытый канон", а нормальная уставная практика (тем более, что в церквях Аляски, в арабских странах и прочих - вся литургия поется строго всенародно).
Но что нам смертным, то православного интеллектуального светоча... Церковь, Слава Богу, научила свою паству в вероучительных вопросах, обращаться строго к толкованию, так сказать, церковных авторитетов (к которым д.Андрей пока не причислен ни в каком лике).
Для начала пока откроем "Настольную книгу священника":
перед началом пения певцы восходили на амвон, куда не посвященные в клир не имеют права входить по правилам Лаодикийского Собора (правило 15), VI Вселенского Собора (правило 33) и VII Вселенского Собора (правило 14). ( "Настольная книга священника", стр.344,
Издание Московской Патриархии, М о с к в а · 1977
Странно, но руководство для священников явно противоречит нашему светочу. Но это всего лишь настольная книга, которая не имеет особым, исключительным авторитетом, хоть и изданна по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПИМЕНА.
Смотрим комментарии авторитетов церковного права:правило сие запрещает мирянам только восходить на амвон и предначинать пение
Вальсомон
Опять, оказывается речь идет не о пении в храме, а именно о восхождении на амвон. Все сговорились против д.Андрея.
Смотрим труд епископа Григория Граббе "Каноны Православной Церкви" (так понимаю, он просто перевел на русский язык греческий Пидальон):
Певцы в данном правиле имеются в виду посвященные для этого, как чтецы и включенные в клир. Они упомянуты в 26 Апостольском правиле. Правило не запрещает пения прочим молящимся в храме, но требует, чтобы на амвоне стояли только принадлежащие к клиру.
Но, что стоят две цитаты против такого современного богослова? д.Андрей, сказал "ложь", значит ложь. Но идем дальше и смотрим, упомянутые выше, в настольной книге, каноны:
<...>Такожде никому да не будет позволено с амвона возглашать Божественныя словеса народу, по чину сопричтенных к клиру, разве кто будет удостоен посвящения с пострижением, и получит благословение от своего пастыря согласно с правилами. Если же кто усмотрен будет творящим вопреки предписанному: да будет отлучен. (Шестой Всел.6:33)
комментарии:
Зонар: "...
Но при сем, говорит правило, восходить на амвон и возглашать народу божественное писание да не будет позволено никому, кто не получил пострижения волос, по обычаю священническому, с каноническим благословением от своего пастыря, то есть принявши обычное запечатление. А поступающих иначе против определенного правило отлучает".
Аристен: " не дозволять никому читать или петь с амвона, если он не получил канонического благословения от своего епископа и не имеет священнослужительского пострижения; а поступающего против постановленного здесь отлучать".
Да, в Румынии, Сербии, действительно люди поднимаются на амвон, дабы, как отметил смиренный д.Андрей "поцеловать иконы в иконостасе или лично передать поминание в алтарь", НО... НЕ ПЕТЬ И, тем более, ДЕРГАТЬСЯ В БЕСНОВАТЫХ ТАНЦАХ.
Что можно сказать на:
- Врут, просто наглая ложь. (с) д.Кураев
Просто смиренно:
Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд. (Прем.Сол.1:8)
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44)
P.S. А как вы назвали себя д.Андрей?