Перепост: Св.Григорий Нисский и учение о вечных муках (апокатастасис).

Dec 06, 2012 17:14


У еретиков, адептов А.Осипова, только один серьезный аргумент в поддержку всеобщего спасения (т.е. отрицают вечность мук) - Св.Григорий Нисский. Честно, меня всегда смущало, действительно ли мог так говорить Св.Григорий. В общем, есть три мнения в Церкви:

1. Эти места у Св.Григория исказили гностики.
2. Это его ошибочное мнение, которое противоречит Православному Учению.
3. мнение Св.Максима исповедника, что Св.Григорий Нисский говорил совсем о других вещах, (возможно, что скорее всего, так оно и есть (нужно читать первоисточник)).

Юрий Максимов подробно:

"Святой Григорий Нисский
Прп. Варсануфий Великий, будучи спрошен о таковом мнении св. Григория, которое он перед тем осуждал как явное отступление от православия, отвечает: «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии... Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекали из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие» [44]. Св. Герман Константинопольский также высказался отрицательно, но с допущением при этом поврежденности творений св. Григория оригенистами: «Те, кому нравилась та нелепость, что будто для демонов и для людей, подверженных вечному наказанию, нужно некогда ожидать избавления... приступили к чистым и здравым его творениям и примешали темный и гибельный яд оригеновых бредней». Св. Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из св. Григория, восклицает: «Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова св. Григория Нисского, считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоречащие Писаниям и общим догматам?» [45]. Прп. Максим Исповедник, отвергая мысль об апокатастасисе, считал, что у св. Григория этот термин «употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя» [46].

Общее же церковное отношение в одной фразе выразил свт. Фотий Константинопольский: «...то, что у св. Григория, епископа Нисского, сказано о восстановлении, Церковью не принимается» [47]. Не принимается вне зависимости от того, интерполяции ли это еретиков, собственные ли это мысли древнего святителя или же неправильные трактовки его настоящих мыслей. Примеры другой позиции кого-либо из Св. Отцов по отношению к эсхатологии св. Григория Нисского не известны, и это не оставляет места ни для каких спекуляций".

http://www.blagogon.ru/articles/119/

Т.е. как бы видно, что все вышеупомянуты Св.Отцы ни в коей мере не принимают апокатастасис.

Оригинал взят у artem_ryzhov в Православная Энциклопедия об эсхатологии святителя Григория Нисского

Православная Энциклопедия об эсхатологии святителя Григория Нисского
«ГРИГОРИЙ
[греч. Γρηϒόριος ὁ τῆς Νύσσης] (331/5, г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) или г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, там же) - ок. 394, г. Нисса (совр. Невшехир, там же)), свт. (пам. 10 янв.), еп. Нисский, отец и учитель Церкви.»1

«Вместе с тем отдельные богословские мнения Г., не принятые Церковью, в частности, представление о временном и очистительном характере адских мучений и о всеобщем апокатастасисе, не могли остаться незамеченными (Несмелов. С. 620-622; Оксиюк. С. 559-591). Одни считали их безусловно ошибочными, как, напр., в VI в. прп. Варсонофий Великий (Doctrina circa opiniones Origenis // PG. 86. 900-901), в XIV в. Нил Кавасила, митр. Солунский, а в XV в. свт. Марк Евгеник, оправдывая, однако, его тем, что в его время эти вопросы еще не были соборно рассмотрены Церковью (Филарет (Гумилевский). Т. 2. С. 153; Оксиюк. С. 562-563). Другие видели в них интерполяции оригенистов, как, напр., в VIII в. Герман I, патриарх К-польский, написавший по этому поводу специальное сочинение ᾿Ανταποδοτικός, или ᾿Ανόθευτος (Phot. Bibl. Cod. 233). Наконец, третьи полагали, что те места в творениях Г., где говорится об апокатастасисе, не следует понимать буквально, поскольку в них содержатся особенно возвышенные, философские умозрения Г. (Несмелов. С. 620-621; Оксиюк. С. 574). В частности, прп. Максим Исповедник считал, что у Г. термин «апокатастасис» означает не всеобщее спасение, а восстановление поврежденных сил человеческой души в отношении одного лишь познания блага, но не причастия ему (Maxim. Confess. Quaest. et dub. 19. 1-21; ср.: Theod. Stud. Ep. 160).»2

Фокин А. Р.

1Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2006, том 12, стр. 480 
2Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2006, том 12, стр. 520

Источник

Св.Марк Эфесский, ересь, Св.Григорий Нисский, Святые Отцы, Св.Варсануфий Великий, маргиналы, Православие, эсхатология, Св.Максим Исповедник, перепост, цитата, апокатастасис, Осипов

Previous post Next post
Up