У еретиков, адептов А.Осипова, только один серьезный аргумент в поддержку всеобщего спасения (т.е. отрицают вечность мук) - Св.Григорий Нисский. Честно, меня всегда смущало, действительно ли мог так говорить Св.Григорий. В общем, есть три мнения в Церкви:
1. Эти места у Св.Григория исказили гностики.
2. Это его ошибочное мнение, которое противоречит Православному Учению.
3. мнение Св.Максима исповедника, что Св.Григорий Нисский говорил совсем о других вещах, (возможно, что скорее всего, так оно и есть (нужно читать первоисточник)).
Юрий Максимов подробно:
"Святой Григорий Нисский
Прп. Варсануфий Великий, будучи спрошен о таковом мнении св. Григория, которое он перед тем осуждал как явное отступление от православия, отвечает: «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии... Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекали из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие» [44]. Св. Герман Константинопольский также высказался отрицательно, но с допущением при этом поврежденности творений св. Григория оригенистами: «Те, кому нравилась та нелепость, что будто для демонов и для людей, подверженных вечному наказанию, нужно некогда ожидать избавления... приступили к чистым и здравым его творениям и примешали темный и гибельный яд оригеновых бредней». Св. Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из св. Григория, восклицает: «Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова св. Григория Нисского, считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоречащие Писаниям и общим догматам?» [45]. Прп. Максим Исповедник, отвергая мысль об апокатастасисе, считал, что у св. Григория этот термин «употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя» [46].
Общее же церковное отношение в одной фразе выразил свт. Фотий Константинопольский: «...то, что у св. Григория, епископа Нисского, сказано о восстановлении, Церковью не принимается» [47]. Не принимается вне зависимости от того, интерполяции ли это еретиков, собственные ли это мысли древнего святителя или же неправильные трактовки его настоящих мыслей. Примеры другой позиции кого-либо из Св. Отцов по отношению к эсхатологии св. Григория Нисского не известны, и это не оставляет места ни для каких спекуляций".
http://www.blagogon.ru/articles/119/ Т.е. как бы видно, что все вышеупомянуты Св.Отцы ни в коей мере не принимают апокатастасис.
Оригинал взят у
artem_ryzhov в
Православная Энциклопедия об эсхатологии святителя Григория Нисского Православная Энциклопедия об эсхатологии святителя Григория Нисского
«ГРИГОРИЙ
[греч. Γρηϒόριος ὁ τῆς Νύσσης] (331/5, г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) или г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, там же) - ок. 394, г. Нисса (совр. Невшехир, там же)), свт. (пам. 10 янв.), еп. Нисский, отец и учитель Церкви.»
1 «Вместе с тем отдельные богословские мнения Г., не принятые Церковью, в частности, представление о временном и очистительном характере адских мучений и о всеобщем апокатастасисе, не могли остаться незамеченными (Несмелов. С. 620-622; Оксиюк. С. 559-591). Одни считали их безусловно ошибочными, как, напр., в VI в. прп.
Варсонофий Великий (Doctrina circa opiniones Origenis // PG. 86. 900-901), в XIV в.
Нил Кавасила, митр. Солунский, а в XV в. свт.
Марк Евгеник, оправдывая, однако, его тем, что в его время эти вопросы еще не были соборно рассмотрены Церковью (Филарет (Гумилевский). Т. 2. С. 153; Оксиюк. С. 562-563). Другие видели в них интерполяции оригенистов, как, напр., в VIII в.
Герман I, патриарх К-польский, написавший по этому поводу специальное сочинение ᾿Ανταποδοτικός, или ᾿Ανόθευτος (Phot. Bibl. Cod. 233). Наконец, третьи полагали, что те места в творениях Г., где говорится об апокатастасисе, не следует понимать буквально, поскольку в них содержатся особенно возвышенные, философские умозрения Г. (Несмелов. С. 620-621; Оксиюк. С. 574). В частности, прп. Максим Исповедник считал, что у Г. термин «апокатастасис» означает не всеобщее спасение, а восстановление поврежденных сил человеческой души в отношении одного лишь познания блага, но не причастия ему (Maxim. Confess. Quaest. et dub. 19. 1-21; ср.: Theod. Stud. Ep. 160).»
2 Фокин А. Р.
1Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2006, том 12, стр. 480
2Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2006, том 12, стр. 520
Источник