У меня в семинарии была курсовая работа по апокатастасису у Григория Нисского. Кажется , валяется где-то дома до сих пор. Не к тому, что я "великий ученый", а к тому, что мне пришлось все тексты св. Григория, относящиеся к этому вопросу, читать лично . Мой ИМХО - прав Максим Исповедник. Контекст св.Григория- восстановление природы, а не вечное блаженство. В восстановление природы человека у Григория входит вечное существование и познание истины. Что само по себе не имеет никакого отношения к вопросу о вечном спасении и блаженстве.
Вообще, про Максима Исповедника - учитывая тот факт, что он чуть ли не единственный богослов, который смог разобрать и четко и ясно обосновать ложь и ересь в монофелитизме ( собственно , кроме него, по-моему, до сих пор в этом вопросе - как и в св.Дионисии непсевдоАреопагите - никто ничего не понимает), то я вообще склонен в тонких и спорных вопросах всецело доверять ему.
Во! Отлично! Это же надо вытаскивать на свет, ну никак не соединяется то, что все против, и только один Св.Григорий прямо противоречит Писанию (как там у Серафима было о его встрече с Осиповым: "А, она цитирует Писание! Это же написано в Писании!". А Св.Григорий взирает на все это, как ему приписывают.
Может, это по Божьему промыслу, чтобы труды Св.Григория были переосмыслены более глубоко.
Ну так что? А тут осиповцы бучу поднимают. Или хотя бы список цитат и его трудов, где можно сфокусировать внимание. Вот смотрю "Большое огласительное слово". Вначале, читаешь, кажется, что действительно, пишет даже о чистилище, но когда обращаешь внимание на каждое слово (просто у него очень витеевато и пространно, как у многих Св.Отцов), понимаешь, что он ограничивает определенный контингент, и огонь очищающий, может быть совершенно иной и в конце он пишет, что огонь неугасаемый.
Comments 21
Вообще, про Максима Исповедника - учитывая тот факт, что он чуть ли не единственный богослов, который смог разобрать и четко и ясно обосновать ложь и ересь в монофелитизме ( собственно , кроме него, по-моему, до сих пор в этом вопросе - как и в св.Дионисии непсевдоАреопагите - никто ничего не понимает), то я вообще склонен в тонких и спорных вопросах всецело доверять ему.
Reply
Может, это по Божьему промыслу, чтобы труды Св.Григория были переосмыслены более глубоко.
Reply
Reply
Но нужно больше накопить материала.
Reply
Leave a comment