Часть 1
Часть 2
Знаешь, если говорить медицинскими терминами, то частота сердцебиения и сила сокращения сердца регулируются симпатическими и парасимпатическими нервами. Когда сердце бьется быстро и сильно - доминирует симпатическая система. Это такой своеобразный акселератор, заставляющий организм прибавлять скорость. Все, что нам надо сделать, это убрать ногу с газа и надавить на тормоз. Включить более мягкую парасимпатическую сеть, стимулировать вагусный нерв, запустить нужный химический процесс - и сердце начнет биться медленнее.
(нервно смеется)
Вот видишь. Все очень вульгарно и прозаично. Обычная химия. Запустил процесс, сердце заколотилось, кровь быстрее потекла по венам - и ты уже влюблен, безумен, счастлив. Ну или напуган, разозлен… А захотел покоя и нирваны - запустил другой процесс. И сердце почти остановилось, кровь прекратила свой бег, и сознание стянулось в одну точку. Ты убежал ото всех! И ты опять счастлив!
Как мало, оказывается, нужно человеку для полного счастья! Просто надо уметь в нужный момент надавить на газ или на тормоз. (снова слушает свое сердце. Смотрит на часы. И говорит жалостно-удивленным тоном) А я, вот, не умею… Никак не могу подловить момент, когда разгоняться и когда тормозить. Все невпопад. То бегу не тогда, куда нужно, то стою не там, где можно…
(кричит после паузы) Ну почему, черт побери, я не могу бежать туда, куда хочу, и тормозить там, где мне не хочется нестись вперед?! (так же неожиданно успокаивается и говорит спокойным тоном. Прямо обращаясь к ней). Почему я все время пробегаю мимо самых красивых вокзалов и торможу около каких-то богом забытых полустанков? Нет, я не жалуюсь. Там, на этих полустанках хорошо. Там все очень похоже на тот, мой, прошлый мир. Там играет музыка, которую я когда-то любил, там люди улыбаются друг другу просто так, потому, что отличное настроение, здороваются друг с другом, даже если виделись до этого всего один раз, в кинотеатрах там идут фильмы, которые я обожаю и готов смотреть по нескольку раз. Там женщины…
( пауза, смотрит на нее)…
Такие, какой ты была в нашу первую встречу. Они не матерятся, не пьют пива, не жалуются на то, что все мужики сволочи. И все, как одна, красивые! И у всех есть родинки. (смеется) И там всегда весна или ранняя осень! (восторженно замолкает, представляя этот описанный им идеальный мир.) Мне бы нажать на этом полустанке на газ, влюбиться, (стук сердца, постепенно убыстряющийся) потерять голову, сойти с ума, понаделать кучу глупостей! Или притормозить! (стук резко прерывается) Остановиться. (снова стук, но уже медленный) Оглядеться. Понять. Найти…
(резкая тишина)
Но нет… Из меня, наверное, плохой поезд. Я двигаюсь без расписания. И я оставляю очередной полустанок позади. Потому, что мне хочется людных и шумных вокзалов, хочется человеческих особей в масках, без отличительных особенностей. Мне хочется толпы - уезжающей и приезжающей. Жующей, снующей, испражняющейся, сквернословящей, обманывающей, играющей в любовь, верность, дружбу, талант… Ведь в этой толпе так легко затеряться. Спрятаться. Забиться в угол и жалеть себя. Себя, такого умного! (с сарказмом) Да просто гениального, талантливого, неповторимого, единственного! Но непризнанного, недооцененного!
Почему?! Почему кого-то на этих вокзалах встречают с оркестром?! Сажают в лимузины? Селят в самых дорогих отелях?! А меня…
(кричит) А я даже затормозить тут не могу!! Я либо промахиваюсь мимо педали, либо тормоза отказывают!
Вот ты, женщина, которая делила со мной постель, и которой по утрам я варил кофе. Вроде как, ты должна знать меня. Так ответь мне: почему?! И почему, черт возьми, я после этого ни капельки не жалею?! Где же мое тщеславие? Где моя непризнанная гениальность? Где моя уникальность?! Почему мне не хочется посадить дерево, а еще лучше - лес? Почему я не хочу построить дворец?! Наплодить кучу наследников?!
(звонит телефон. Он хватает трубку. Говорит, по инерции, сначала возбужденно, но потом профессиональная привычка берет свое - успокаивается, и переходит на деловой тон)
Да! Да, Наташа! Да. Не надо ничего делать. Просто сбейте ему температуру. Да. Одного кубика достаточно. Я скоро подойду. (вешает трубку, поворачивается к ней и говорит уже спокойным тоном)
Так о чем мы? Хочешь кофе? А.. ну да… Тогда, может, коньяку? Хотя, нет. Тебе нельзя, ты за рулем. А я вот выпью.
(начинает ковыряться в столе в поисках припрятанной бутылки. Достает всякое барахло, которое бывает у мужчины в рабочем столе: губку для чистки обуви, бритву, толстый справочник, что-то, в целлофановом пакетике завернутое газету. Разворачивает - это старый бутерброд. Нюхает и с выражением отвращения на лице снова пакует и выбрасывает в ведро для мусора. Теперь уже роется в столе с интересом, так сказать, проводит ревизию. Достает еще шарф, флакон туалетной воды, брызгает на себя, потом еще один пакет, который сначала хочет развернуть, а потом, подумав, сразу выбрасывает. Следом появляется небольшая бутыль с надписью «ЯД». Удивленно смотрит на него, открывает, нюхает… Как правило, в таких бутылках врачи хранят спирт. Но… Он снова удивленно заглядывает в него. Берет со стола длинный хирургический зажим - такие валяются в больницах везде - и осторожно вытаскивает из бутылки... пакетик с чаем.)
О, вот и чай! А я и забыл, что когда-то припрятал его здесь!
(Подходит к столику, кладет пакетик в чашку, заливает водой и следом зажимом же берет три кусочка сахара и кладет в чашку)
Тебе три кусочка, я помню. Вот! (гордо) С бергамотом! Угощайся! (ставит чашку на свой стол, и снова лезет в него, вытаскивает из стола початую бутылку коньяка, наливает в полстакана и залпом выпивает)
Хороший коньяк. Подарок благодарного пациента. Хотя, лучше бы, конечно, деньгами отблагодарил… Но, с другой стороны, как-то надо же пополнять запасы. (наливает еще немного, теперь уже пьет не сразу. Нюхает) Говорят, хороший коньяк должен пахнуть клопами. Как хороший сыр - носками. Чушь! Хороший коньяк должен пахнуть шоколадом, дубовой бочкой и виноградной косточкой…
(Потом делает маленький глоток)
Да, хороший коньяк. (допивает остальное) Ты не думай. Я не пью. Даже с горя. Так.. Иногда, если надо расширить сосуды. (пауза)
Ты знаешь, чего я боялся всю жизнь? Я боялся, что умру дома. Нет. Сама смерть не так страшна, как о ней думают. Нет в ней ничего мистического и таинственного. Обыкновенное прекращение жизненных функций организма.
Я боялся того, что умру, а никто и не заметит. И никто не забеспокоится. Некому. И буду я лежать день.. два.. неделю.. месяц! Пока соседи, обеспокоенные запахом, не вызовут милицию… Представляю, какое тошнотворное зрелище им откроется, когда взломают дверь.
(С улицы доносится вой милицейской сирены)
О! Что-то случилось. По ночам менты редко включают сирену. Только, если что-то экстраординарное. Очень надеюсь, работы сегодня ночью мне не прибавится. А то ведь, иногда бывает… Вроде бы, обычный день. Тихо-спокойно, а ночью вдруг - раз! И везут - одного за другим. То авария, то поножовщина, то самоубийцы друг за другом…
С этими тяжелее всего. Они ведь упорные. Некоторых по второму-третьему разу привозят. Это чушь: мол, если самоубийцу в последний момент вытащить из петли, отговорить, он больше не будет делать попыток. Делают! Еще как делают! Не вышло таблетками, под поезд кидаются. Там не получилось - вены режут. Кухонными ножами харакири себе делают, с крыш прыгают, вешаются…
Под новый год чаше всего зрелый люд идет. Подводят итоги, так сказать… Жизнь не удалась: не построил дом, не посадил дерево, сына не вырастил, или вырастил, но такого монстра, что лучше бы и не растил.
(понимает, что говорит о самом себе, потому начинает говорить эмоциональнее) А все вокруг несут чушь, типа: давай, ты еще молодой, у тебя все впереди, успеешь по второму кругу! Но ты-то знаешь, что времени уже нет, да и силы не те. Не построить тебе дом - никогда! И дерево не вырастить! И сына - даже в первый класс можешь не успеть отвести!
(пауза. Дальше уже спокойно и обреченно) Да и не от кого этого сына рожать. Нет такой дуры, которая захочет от тебя, неудачника, ребенка…
Нет, конечно, прямо они этого не говорят. В лицо тебе они улыбаются. С радостью спят с тобой. Шепчут на ухо, какой ты нежный и ласковый, как с тобой хорошо. Говорят, что ты умный. Что с тобой интересно. Некоторые, которые помоложе, даже расщедриваются на особый комплимент: ты - прикольный! Интересно, что значит «ты прикольный» по отношению к голому седеющему мужику из уст нимфетки? Ты глупый? Ты смешной?
Не знаешь? Вот и я не знаю. (улыбается) После таких слов не остается ничего другого, как слезть с очаровательной дамы, встать, подойти к зеркалу и заново вглядеться в знакомую рожу. Черт возьми, так что же она имеет в виду под ласковым «прикольный»? (пауза)
И вот тут, если смотришь на себя не привычно самовлюбленным взглядом, а хотя бы, бесстрастным, все становится понятно.
Думаю, этот комплимент, как правило, и добивает: все, финиш! Над тобой можно оборжаться! Именно после «прикольного» и лезет народ в петлю…
Ни одна не говорит: «я хочу от тебя ребенка»… Или просто: «я хочу жить с тобой»… Нет, все дружным хором напоминают, что сегодня опасный день, ты должен быть осторожен, должен помнить, куда можно, а куда нельзя… А потом снова шепчут: «ты классный». (поворачивается, подходит к ней, смотрит в упор на нее, как бы обвиняя ее)
Но, как только восстанавливается дыханье, добавляют: «ты знаешь, я не вижу нас вместе»…
(улыбается. Продолжает пафосно) Ты, можно сказать, из кожи вон лезешь, стараешься не ударить лицом в грязь, показать себя удальцом-молодцом. И у тебя это, вроде как, получается, хотя тебе уже ой как за сорок. А она: «не вижу вместе»! Очень дипломатично. В переводе с женского: «на фиг ты мне, старый козел, сдался, когда вокруг столько молодых и успешных?»
(смеется) Ясное дело: как тут «старому козлу» не наложить на себя руки?
Хорошо, хоть в предсмертных записках не пишут: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Понимают, что дело не в этой самой Клаве. А в тебе самом и в твоей чертовой никому не нужной клонированной жизни. Которую ты прожил так, что теперь-то как раз и мучительно больно за бесцельно прожитые годы. И ты с завистью смотришь на молодых, у которых на самом деле все впереди. Им все это еще предстоит. И поиск смысла, и его потеря, и бесцельное копошение, и две пачки сигарет в день, и запои по выходным…
А вот тебе совершенно невероятный случай. Несколько лет назад один пациент рассказал мне свой сон. Гуляет он по парку с маленьким сыном. Вдруг их окружает компания отморозков. И лезут на них с ножами. А он… Он, вместо того, чтобы закрыть собой сына, бросает его и убегает… Вот такой вот сон. Ужасный, если честно. Не дай бог такое увидеть во сне никому. А уж, тем более, пережить в реальности. А этот взрослый и неглупый мужчина из этого сна сделал вывод, что он трус, что он бросил сына в беде и убежал. Несколько лет этот мужик жил с такими мыслями. Что он трус, что не защитил собственного сына, а сбежал. И в итоге он решил застрелиться из охотничьего ружья. Снял носок и нажал на курок большим пальцем ноги. Стрелял в сердце, но промахнулся. Тогда его и привезли ко мне. Откачали…
Жена его сюда приходила. Красивая обаятельная женщина, плакала, расхваливала мужа. Сын - умненький такой тинэйджер, воспитанный, культурный. Да и он сам - очень интересный персонаж был. Мы с ним много беседовали на самые разные темы, тогда он мне про свой сон и рассказал. Почему был? Потому, что чувство вины так его и не оставило. Через месяц после выписки он сделал вторую попытку, которая оказалась успешной. Сел в машину, разогнался и врезался в стену.
(зло, обвиняя этого мужчину) Тоже мне, оригинал! Пижон и позер! Ведь не таблетками травился, не в петлю. Решил хоть в смерти приблизиться к великим. Ногой на курок ружья нажал Хемингуэй, в машине об стену убил себя Хельмут Ньютон… И он туда же! В эту компанию! Смешно… Оборжаться можно…(замолкает)
Хотя, и у молодых все не слава богу. Вот они-то сплошь и рядом винят в своих бедах клав, маш, наташ… Правда, молодняк с попытками суицида прет чаще всего весной. (иронично) Солнце, видишь ли, зелень, парки-скамейки, тестостерон, сердце хочет любви! А клава-маша-наташа, будь она неладна, не дает и не дает! Или витя-вася-петя сел на лекции рядом с другой, а не с ней… И всё! Теперь только под электричку или с моста - в реку.
Вообще, несчастная любовь - страшная штука, скажу тебе. Из-за нее народу в мире мрет не меньше, чем из-за денег или власти…