Часть 1 Часть 2 Заводской сквер - День
На отшибе главной заводской аллеи в тени деревьев в металлической беседке сидят юноша с дедом. Юноша начинает издалека:
- А что это за здание?
Юноша показывает на левую от аллеи сторону. В запущенном виде кирпичный корпус как будто тает под тяжестью перекрытий и ломает под их весом оконные рамы.
- А, - это - бывший инженерный корпус. Сейчас там никто не работает. И, если хочешь, у меня есть ключи - можем сходить.
- Да, ладно, что там делать? - юноша лениво улыбается.
- Пойдём, посмотришь, как раньше люди работали. Где ещё такое увидишь - там и у меня когда-то стол стоял. Ведь я с заводом всю жизнь. Всех записей в трудовой книжке у тебя сколько? Ты, же, пока учился, где только не работал, а у меня одна - принят на завод. А, да, - армия ещё. Вот и посуди: какое оно было наше поколение, что уже со школы тебе такую опору в жизни давали, что никуда идти не хотелось.
Дед встаёт и направляется к строению с вываливающимися из его углов кирпичами. Тычет пальцем в стену около подъезда:
- Вот, видишь, как строили, - его палец без усилий выскрёбывает раствор из шва между кирпичами, - Один песок - вот, здание и пришло в негодность.
Юноша вдруг ни с того ни сего:
- Я понять хочу, что вы были за люди? Как вы могли сплотиться? Что у вас было такого - чего у нас нет?
Дед распахивает перед юношей железную дверь решётки на лестничной площадке на втором этаже:
- Вот, смотри!
Кабинеты по одну сторону коридора с распахнутыми дверями. В комнате с большими белыми ящиками юноша берёт в руки из горы клавиатур - одну, смотрит, отбрасывает в сторону:
- А это что за компьютерный вычислительный центр. Здоровенные какие - а мониторов не видать что-то - кто -то уже взял что ли.
В следующем кабинете:
- А велики - то тренажёры почти в каждой комнате. Ты тоже на таком педали крутил?
Ещё в одном:
- Во! Да тут, походу, начальник сидел? Ленина портрет забыл?
- Ладно, пойдём - поздно уже - дед выводит юношу за ограждение и запирает на ключ.
- Ну, что понял?
- Нет, на счёт портретов и тренажёров - так и сейчас у многих они стоят. Ну не у инженеров, тем как-то не до баловства сейчас - копейку надо зарабатывать, а работы всё меньше. А про компьютеры - ну им сейчас нет такого поклонения - скорей, наоборот, как для лентяев отдых от работы, а начальству повод попрекнуть.
- Ничего ты не понял. Я в это здание из цеха, за заслуги попал. Меня заприметил главный инженер и чудеса начались. Как я тогда в том коллективе прижился, до сих пор забыть не могу, только ведь мы тогда могли многое. Это уж сейчас никто и ничем не хочет заниматься, а тогда ведь дня не было: задумки всё, придумки всякие. Я для себя тогда чего только не делал - весь стол забивал железками. А как стало тяжко, мы уж само собой брались за любой заказ - даже кастрюли делали. Только сейчас всё это кажется наивным. Какие темпы-то в остальном мире, а мы ещё кастрюли делаем.
- Нет, я кастрюли делать не намерен, и по утрам как вы тоже не хочу вставать. Всё это ваше поколение, вам деваться некуда было. У теперешних предприятий только один недостаток - это что на них надо работать. А если по-серьёзному - ещё не все забыли, как вы трудились до седьмого пота и берутся нас плясать под их дудку заставить, но мы не вы - у нас всё или ничего - главный принцип.
- Зря, ты Лёшенька. Не поработал ещё, а выводы делаешь.
- Вот, ты лучше скажи, где бы такую идею взять, чтоб жилось всем душа в душу.
- Этого я тебе никогда не скажу. Ты сам не понимаешь - чего хочешь. Работать вредно - а жить тебе не вредно. Идею. Иди, копай свою идею - там в граните на самом дне - только не достать тебе её, потому - не каждый её достоин бывает. Всё, можешь не приходить. Расстроил ты меня... - Дед отмахивается от юноши как от назойливой мухи и бредёт уже один в свою сторону, а юноша в свою.
В многоэтажном доме/Деревянной избе - День
Юноша поднимается по лестнице. Доходит до последнего этажа. Там железная лестница. Юноша осторожно поднимает крышку и попадает на чердак. Идёт под невысоким потолком. Потолок становится всё ниже.
Юноша уже ползёт под ним по-пластунски по песчаному полу. Начинает откапывать себе проход, как вдруг проваливается. Всё вокруг меняется.
Юноша лежит на песке, а над ним дощатый потолок. Он поднимается во весь рост. Находит крышку и открывает её.
Юноша оказывается в деревянной избе, из подпола которой только что вылез. Его это не устраивает, и он вновь поднимается наверх.
На этот раз - на чердак деревянного дома. Но выход завален. Юноша начинает разгребать попадающиеся ему в хламе обломки…
Наконец после усилий рука пробивается сквозь толщу завала…
Какое-то заброшенное здание - День
Лестница вниз, заваленная мусором. Из самой глубины слышен какой-то шум. В какой-то момент часть мусора начинает шевелиться, перекатывается и наконец появляется юноша. Отряхивается и озирается.
ЕГО ГЛАЗАМИ: Помещение с высоким потолком. Пол в осколках битого стекла, обломков оконных рам, кирпичей - другого мусора. С улицы за разбитыми и заколоченными окнами слышны голоса.
Юноша прячется за перекрытием между окон. Пытается незаметно выскользнуть из здания.
Улица - День
Возле заброшенного здания несколько ПОДРОСТКОВ играют в какую - то игру. Слышен весёлый смех. В какой-то момент двое из них берут за руки за ноги юную девушку и начинают раскачивать. А потом отпускают. Она падает в сугроб. Видно: как ей зашвыривают в лицо снег в тот момент, когда она пытается встать.
Юноша появляется на улице прямо перед ними. Подростки ни чем не удивлены, продолжают свои забавы. Юноша отходит в сторону и поднимается на заснеженный холм. Оборачивается, как тут же натыкается на юную девушку по имени ЛЕНА:
- Привет, меня Лена зовут.
- Привет… Алексей, - юноша неловко озирается вокруг.
- Я тут давно живу. Мне тут нравится. Ты что не стал с нами играть? Я, быть может, завтра в клуб пойду.
- Понятно.
- Я вижу, понятливый. Слушай, давай с нами в снежки. Хочешь, будем с тобой дружить. Мне с ними скучно. Видишь: всю снегом изляпали. Нет, ты, не хочешь если, тогда твоё дело. Вообще, лучше погляди, как я ногу ушибла. - закручивает штанину на ноге, виден красный след от ушиба.
- Тебе к врачу надо.
- Да, скажешь тоже. Вот прошлый раз по уши в снеге была, когда домой пришла. И хоть бы что, ни одного градусика лишнего. Я очень здоровая. Меня, знаешь, ничто не берёт. Во-вторых, я всегда сама знаю, что мне лучше. Недавно прочитала в интернете, как можно попросту, не выходя из дома заболеть… Тебе не приятно, что я так много говорю - навязалась, думаешь, небось. Да, навязалась, не век же одной шастать. С тобой веселей, ты, молчишь, от себя не гонишь. Так ведь?
- Да, всё замечательно. Могу и послушать. Мне же торопится пока некуда.
- Послушай-ка, а ты видел, как они меня в сугроб швырнули, а потом ещё снегом, снегом на голову. Ты бы не хотел им рожу набить за это. Я позволяю. Давай вон тому в синей бейсболке. Он у них вроде за заводилу… - девушка оборачивается и показывает рукой на подростка. - Ты что испугался. Не бойся, я шучу. Я за себя сама постоять могу. Так что обращайся - всегда помогу. У меня было два случая: первый - это когда я одну девочку возле школы побила за враньё, а второй - ну это вообще пока никто не знает, но тебе скажу - у меня парень был взрослый, так у него так…
Юноша начинает нервно переступать с ноги на ногу и делать осознанные сосредоточенные взгляды в сторону со словами:
- Ладно, хорошо - я всё понял. Пойду-ка я. Пока.
- Пока, ещё увидимся. Ты клёвый. Давай - жду встречи.
Улица у ночного клуба - Ночь
Перед входными дверями стоят охранник и ДЕВУШКА-КОНТРОЛЁР. Со стороны автобусной остановки через дорогу к клубу подходит юноша. Обращается к девушке-контролёру в чёрной юбке и клубном пиджаке:
- А сколько билет стоит?
- А у вас забронировано? Нет. Извините, но у нас сегодня нет входа для обычных посетителей. Сегодня празднуется день рождение клуба, поэтому вход только для приглашённых.
- Так что - никак нельзя пройти? - юноша чувствует, что нет особой радости в голосе у девушки-контролёра при слове «день рождения клуба».
- А вы один? - как бы подтверждает догадки юноши девушка-контролёр.
- Да.
- Подождите, я узнаю.
Девушка-контролёр скрывается за дверью. За ней видна барная стойка - посетители на табуретах загадочно далеки и прекрасны. Наконец возвращается:
- Очень жаль, но вы можете пройти только заплатив за столик на четыре места или всю ночь провести у барной стойки.
- Я согласен.
Ночной клуб - Ночь
Звучит песня из караоке-плеера. По экрану надписаны слова песни. Идут однообразно кадры выступлений разных артистов с повтором предыдущих.
За барной стойкой на высоком табурете сидит юноша вполоборота.
К юноше обращается ДЕВУШКА-АДМИНИСТРАТОР в лёгкой блузке с декальте:
- Здравствуйте. Вы уже знаете, вам сказали, что у нас сегодня праздник. акции, много подарков. - Протягивает два различных формуляра, - Здесь вы можете выбрать напитки, также, у нас для вас есть меню.
- Да, спасибо.
Юноша поворачивается в кресле в сторону зала. Попутно заполняет белесые купоны СЛУЖАЩЕГО, который как змея на жертву бросается с их раздачей направо и налево. Мимо то и дело проносятся ОФИЦИАНТКИ в ковбойских шляпах с ободком из тесьмы.
Юноша слышит за спиной чей-то голос ЗА КАДРОМ:
- А это кто?
- Официант.
Юноша оборачивается с оскорблённым видом - перед ним ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА в жилетке и светлой рубашке с галстуком в компании НОВОГО ПОСЕТИТЕЛЯ (как в клуб вошёл из дверей сразу же на кресло к барной стойке).
Девушка-администратор видит перемену в лице юноши - переглядывается с девушкой-контролёром (та периодически заходит с улицы - справиться как дела). Теперь девушка-контролёр подходит к юноше:
- А что, вы, ничего не заказываете? У нас хорошие бармены. Вы можете бесплатно выбрать себе напиток у них в баре.
За барной стойкой машет рукой БАРМЕН. Справа от него собирается снизу вверх подсветкой пирамидка рекламы пива. За спиной ряды бутылок со спиртным, прямо на стойке бочонок и опрокинутые книзу горлышком бутылки с краниками. Юноша спрашивает:
- А безалкогольное есть что-нибудь?
Бармен мотает головой.
Девушка-контролёр подсказывает:
- Соки. Посмотрите: какие на выбор коктейли. Но всё - алкогольные.
Юноша отказывается со словами:
- Я не алкоголик.
А девушка-контролёр в ответ:
- Ну, почему? - выпячивает обиженно губы и моргает, после чего отходит к дверям встречать посетителей.
Юноша ещё долго сидит в той же позе: одна рука на барную стойку, а вторая на высокой спинке табурета - только его ноги меняют положение: то безвольно свисают, то поджимаются на перекладину с одной и с другой стороны от ножки.
Вокруг юноши толкутся посетители с пивными кружками, общаются через барную стойку с барменами, двигают кресла, но редко присаживаются.
Каждый раз, когда юноша остаётся у стойки в одиночестве девушка-администратор приносит новые купоны. Юноша вписывает своё имя и фамилию - убирает в карман полученный сувенир. Также как и МНОГИЕ ДРУГИЕ после прохода из гардероба за столик.
Бармены тренируются в подбрасывании металлическим шейкером бутылок с напитками - слышны бряцанье и падение приборов на пол.
Ночной клуб - Ночь
КАРАОКЕ-ПЕВЦЫ разминают свои связки. Перед барной стойкой их видно за деревянной загородкой в нижнем зале перед публикой за столиками.
Юноша заполняет очередной купон. Встаёт и движется в глубину заведения. Проходит по узкому коридору мимо гардероба, доходит до лестницы, мимо которой - в дверь напротив - проходит.
За дверью через анфиладу комнат видны: в первой(светлой) - туалет и душевые кабины; во второй с светом из дверей первой комнаты - бассейн с бортиком в кафельной плитке; за следующей дверью в полном мраке - зрительный зал с экраном на стене в конце комнаты и диванами вместо зрительных кресел.
На одном из диванов юноша замечает Лену перед экраном, где показывается фильм. Лена в верхней одежде, как была, прямо с улицы, восклицает:
- Ой, ты тоже здесь! А я хотела сначала кино посмотреть! - встаёт и выходит с юношей из комнат к гардеробу в коридоре. Начинает снимать с себя головной убор. - А потом искупаться в бассейне! Как здорово, теперь и ты со мной! - развязывает шарф и складывает всё на стол гардероба. - Мне теперь не будет так скучно. А, ты, как сюда попал? Ты, уже, наверное, давно здесь? - передаёт свою куртку. - Видишь, как хорошо, что мы встретились, - вдвоём фильм посмотрим, потом бассейн. У нас ещё вся ночь впереди. Сколько щас времени, не знаешь? Кто-нибудь! Люди! Сколько времени?
ГАРДЕРОБЩИЦА показывает часы: на часах 11 вечера. Юноша переспрашивает, задумывается:
- Одиннадцать?.. Блин, мне в одиннадцать уходить пора.
Лена молча забирает свою куртку. Также молча застёгивается. Берёт шарф, шапку и идёт вместе с уже давно одетым к тому времени юношей к выходу.
Задний двор клуба - Ночь
Юноша идёт по направлению к железной решётки забора. Лена следует за юношей. На железных игровых тренажёрах в виде лабиринта юноша замедляет движение. Лена без слов вдруг с разбега бросается к нему на шею, висит на нём, крепко прижимается.
Юноша невольно опускает руки на её спину над джинсами и ниже.
Тут же Лена чувствует неладное - отстраняется со словами:
- Вам только одно на уме.
Со стороны ограды начинает раскачиваться дверь во двор клуба. БЕЗБИЛЕТНИКИ по ту сторону ограды шумят, и в какой-то момент дверь под натиском безбилетников пружинит в сторону - резко открывается.
А - а! Сшибут! - выкрикивает Лена и вновь бросается к юноше.
Безбилетники проносятся мимо. Ворота открыты и юноше с Леной удаётся выйти.
У края оврага - Ночь
На вершине сидят юноша с Леной. Лена:
- Тебе никогда не хотелось иметь девушку? Чтоб она скучала по тебе? Беспокоилась, когда ты не с ней. Хочешь и, я буду этой девушкой? Всё - теперь ты мой друг навсегда. Будем гулять с тобой. Мне ты правда очень нравишься.
Какое-то учебное заведение - День
Коридор. У окна стоит юноша. Перед ним раскрытая тетрадь на подоконнике. Он читает. ЕГО ГЛАЗАМИ:
x` + y` = dy/dx
В этот момент подходит СИМПТИЧНАЯ ДЕВУШКА в вязаном свитере и на правах знакомой заявляет:
- Ну, ты и выбрал себе девушку. Что, значит… - большой а без гармошки. - симпатичная уходит.
Юноша вновь склоняется над тетрадью. Знаки в тетради начинают плыть и перемещаться. ЕГО ГЛАЗАМИ:
y`
x`
=
dy/dx
Юноша делает усилие - сжимает зубы в попытке сконцентрироваться. Буквы вообще смазываются.
Как вдруг, из-за угла появляется Лена. В компании невысокого КРЯЖИСТОГО ПАРЕНЬКА. С наивным детским выражением на лице.
Лена тут же представляет:
- Познакомься, это мой парень.
Кряжистый паренёк держится за спиной Лены.
- А он хороший? - с переживанием за Лену выдаёт кряжистый паренёк.
Юноша видит перед собой Лену. ЕГО ГЛАЗАМИ:
Худощавая, долговязая, с бледным лицом - она выглядит неоднозначно в его теперешнем представлении.
Из дверей класса выбегают наперебой ЖЕЛАЮЩИЕ ВИДЕТЬ ВСЁ СВОИМИ ГЛАЗАМИ МЕСТНЫЕ ДЕВИЦЫ, с косметикой на лице и в руках, приводят себя в порядок и высказываются:
- Опа! Смотри какой! Что он слепой что ли?
На этих словах юноша поворачивает своё лицо к Лене. Лена вытягивает свои длинные в водолазке руки, закрывает за девицами дверь, оборачивается к юноше и улыбается во весь рот - с кривыми и отвратительными зубами.