Часть первая. Часть вторая. Часть третья.Сцена 13.
Новый джингл: «Маша-Маша, Саша и Саша!». Соответственно - новые Радиоведущие. И плюс к ним - очередной Гость студии. Очевидно, мы встреваем где-то посередине разговора. Радиоведущая водит пальцем по газете.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А вот что такое «способность ориентироваться в условиях экономической турбулентности»? Требование такое у вас тут в вакансии…
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Ну, это…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Перестаньте, она все равно не поймет. Зато звучит, согласен, очень красиво: экономическая турбулентность! А скажите, работодатели сами такое придумывают - или тут как раз вы им очень усердно помогаете?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Тут как раз я очень даже могу помочь. Работодателям важно найти нужного человека. А уж как составить текст и уж тем более из массы откликнувшейся толпы выбрать действительно того, кто им подходит - это уже, согласитесь, наша забота.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Соглашаюсь. Так что, вот эта самая «экономическая турбулентность» - это как бы такой тест, да?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Ну разумеется.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Ничего опять не поняла.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Так ты же дура. Дурою быть - тяжелая работа, только вот тебе она почему-то дается легко. Так что неси это звание гордо. Что, имеется голос народа? Говорите, мы слушаем.
Дозвонившийся сидит у себя на диване с развернутой газетой в руках.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (очень вежливо). Здравствуйте. Я хочу спросить у гостя студии. Давно уже сижу без работы, слежу за вакансиями, десятками посылаю резюме… И всё нет никакого ответа. Что я неправильно делаю? Спасибо.
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Во-первых, по поводу массовой рассылки - вот то, что вы сказали, что резюме десятками отсылаете. Скорее всего, это свидетельствует о том, что вы и сами не очень уверены, какую именно работу вы желаете получить. Если вы откликаетесь на вакансию лишь потому, что у вас в мозгу зародилась мысль «а вдруг возьмут», будьте готовы сразу к тому, что вас не возьмут. «Могу попробовать» - тоже, как говорится, не прокатит, потому что, как говорится, пробуйте фрукты на рынке. А вас что, даже ни разу на собеседование не приглашали?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Почему, приглашали. И однажды честно, глядя в глаза, сказали, что акселератором моей карьеры…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Как-как?!.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Акселератором моей карьеры…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Ах, какая интересная формулировочка! «Акселератором карьеры»! Красиво. Прям на языке словосочетание тает!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Что ты человека перебиваешь! Вы не смущайтесь, продолжайте, мы вас внимательно слушаем.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Хорошо. И мне сказали, что отнюдь не помешает степень эм-вэ-а…
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Эм-би-эй, надо полагать. Master of Business Administration.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. О как красиво! Надо будет тоже запомнить. Перепишите мне, что ли, куда-нибудь, буду щеголять теперь в прямом эфире…
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. …Или членство в «Единой России».
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Прям так и сказали?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Так и сказали.
ГОСТЬ СТУДИИ-2. А что вас смущает?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Как что? Получается, если я беспартийный - мне и дорога теперь везде закрыта?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. А вы вступите - и шлагбаум откроют.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. А вы сами?.. Как?.. Уже?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Разумеется. И вам рекомендую.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Тьфу-тьфу-тьфу, я ж пока и так при исполнении. Но надо будет, наверное, об этом на всякий случай задуматься.
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Надо задуматься. (Радиоведущую.) Вы, я надеюсь, вступите?
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Конечно, у меня вот мама уже давно в «Единой России»…
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. А если дедушка фашист?..
Тут же встревает джингл: «Маша-Маша, Саша и Саша!», за время которого радиоведущие дружно успевают погрозить звукорежиссеру кулаками - мужским толстосложенным и женским малюсеньким.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. …И как это ты умудрился забыть его отключить?!. Что, мы да?.. Тогда я вот что хотела у нашего гостя спросить: «work-life balance» - что это такое? Тут так написано…
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Ну, это…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Об этом нам тоже надо будет как-нибудь задуматься, но пора, кажется, уже на музыкальную паузу переходить…
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Постой, постой, у меня классная есть идея! Смотри, вот тут объявление: «Пою по телефону. Минута - двадцать рублей». У нас есть лишних двадцать рублей?
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Ты предлагаешь?..
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А что, давай попробуем! (Гостью студии.) Вы ведь позволите?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Я сам, с удовольствием…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Сами споете?.. Погоди, а как мы потом перед бухгалтерией отчитаемся? Бюджет-мюджет, дебет-кредет - всё это ведь очень серьезно…
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Да ладно, я тогда из собственного кармана оплачу.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. А ты в курсе, Саш, как это обычно бывает? Пишут: «двадцать», а в уме - надбавки там всякие, НДС, проценты… И выходит в итоге…
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. По-моему, ты сейчас, Саш, профессиональные тайны на всю страну разоглашаешь!.. Ну что, мы дозвонились?
Звукорежиссер согласно кивает.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (молодым девичьим голосом). Добрый день! Вам спеть по телефону?
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Ой, здрассьте!.. А вы всё это серьезно? Взаправду?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. А почему же нет? Минута - двадцать рублей. Чего желаете услышать?
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Ой, а я ведь и не придумала еще!.. Что же, что?..
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Говори уже, деньги-то капают!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А давайте что-нибудь на ваш вкус, что-нибудь такое… лирическое.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. О’кей. (Запевает звонко и задорно.) «Не зови меня с собой, не приду сквозь злые ночи. Не отправлюсь за тобой - ты мне путь так наморочил! Не приду туда, где ты не нарисуешь в небе солнце…»
ГОСТЬ СТУДИИ-2. По-моему, там в тексте немножко всё по-другому было…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. А и правильно - нечего чужой рекламе доверять! Давайте лучше нашу, родную рекламу послушаем!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Спасибо, девушка!.. Как там будет насчет оплаты?..
Звучит джингл «Радио «Маша», я всегда ваша! Я всегда ваша на радио «Маша»!»
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Пока тут всё это дело звучало, я листал вашу газету… Напоминаю нашим слушателям, что у нас в гостях человек…
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Прекрасный человек!..
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Да, который может решить вашу судьбу и в кратчайшие сроки найти вам работу. Можете?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Могу. Это как раз и есть моя собственная работа.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Отдел кадров, короче, на выезде. Никуда не надо вам ходить, вот, сидите спокойно себе дома и только газету листаете…
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Можно зайти на наш сайт в интернете.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Обязательно. Мне вот интересно, продублирована ли там следующая вакансия. Саш, я пока читаю, ты глянь там, может быть, на глаза попадется. Так вот, дорогие слушатели, газета «Работа», последняя страница, нормальный кегль, красивые желтые, синие и красные буквы, завлекательная звездочка сверху: «Хорошая оплата»… Читаем: «Приглашаются: семейные пары и одинокие девушки в качестве актрис-актеров для эротических фильмов…»
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Да ты что?!.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Ага, тебе уже интересно? Неужто здесь тебе недоплачивают? Тогда давай пойдем туда вместе, потому как - читаю дальше: «Нормальные мужчины без партнёрш, к сожалению, не требуются». То есть, для меня одного подобная перспектива, к сожалению, навсегда закрыта. Хотя: «Также приглашаются юноши-геи: активы и пассивы», конец цитаты.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Было «Интим не предлагать», стало - ровно наоборот. Про партийность ни слова?
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Про партийность - молчок, но это, глядишь, потом на собеседовании наверняка вскроется... Вот вы, наш гость уважаемый, как подобное объясните?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Наша газета называется «Работа», и в наших интересах предоставить читателю максимальный круг имеющихся на сегодня вакансий.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А то, что ваша газета лежит прям в продуктовом магазине - а там ведь и бабушки, и дети!.. У нас есть какой-нибудь гневный звонок по обсуждаемой проблеме?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Добрый день. Я, признаться, как сейчас такое по радио услышал, еле челюсть обратно задвинул…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Своя челюсть-то, или вставная?..
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. А?.. Не расслышал… Так это… Я… В общем… А еще твердят, что в кино попадают только по блату! А вон оно как - профессионалы всегда требуются! Брям бери - и звони!..
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. То есть, вы считаете, что это удобно?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. А то как же! Девушкам! В особенности!.. Да и обратно - как просто теперь с их стороны… Этих, как её, киностудий! Не надо прятаться, искать по темным углам, тщетно уговаривать… Элементарно теперь подали объявление в газету - и народ сам подтянется!..
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Вот это тоже, к слову, плюс нашего издания. Мы не только ищем тех, кто хочет работать, но и находим таковых, кто эту работу у себя имеет.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. «Имеет» - какое бы правильное в данном случае подобрать значение этому слову?.. Новый звонок?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (новым голосом). А я вот лично не пойму, куда смотрят ветераны?.. Почему молчат питерские коммунисты?!. И хочу сказать, как это неправильно, что мужчины одни там не требуются! Это ж дискриминация по половому признаку!
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Факт! Налицо!
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Одинокая девушка им, понимаешь, нужна, а я, простой нормальный русский мужик им, какая ж неприятность, им я не нужен!..
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Но я так понимаю, что не сделай рекламодатель эту ремарку, отбоя от желающих вообще бы, наверное, не было бы. А штат ведь, как правило, не резиновый.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Главное, чтоб они там в целом на резине не экономили. А вам, дорогой наш дозвонившийся, остается либо обзванивать школьных подруг, либо прикидывать, плюс вы или минус…
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Кстати, Сильвестр Сталонне похожим образом, говорят, начинал. И ведь что - потом пробился…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Говорите, вы в эфире.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (еще одним голосом). Я немного про другое, но тоже так-то близко, по теме. И по общей теме, и по данной, в частности…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Эка вы намудрили! Ну, давайте уже!..
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Представляете, меня однажды на собеседовании взяли и спросили: «А какие порнофильмы вам нравятся?» Честно скажу, упал от такого вопроса в осадок.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Вы лучше честно скажите, какие порнофильмы вам нравятся, раз уж зашел вдруг такой разговор…
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Не, ну а как? Они ж все без названия, нет разве?.. Или это вот «Парень жарит двух девиц» - это что, название и есть?..
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. А, ну да, я понимаю, о чем вы говорите. Я тоже как-то всегда считал, что это просто синопсис.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. И так что, они жанр имеют в виду?.. Или географию съемок?.. Задействованных актеров?.. Что конкретно?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. На самом деле, ваш ответ в этом случае - совершенно не главное. Главное - это реакция на вопрос.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Мда, в общем. Какая подстава-то неприятная…
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Но тогда интересно, а почему работодатели не спрашивают, чьи фильмы больше нравятся соискателям: Пазолини или Антониони?..
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Еще раз?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Ответ ведь и в данном случае - не главное. Главное - реакция на вопрос.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А я тут пока другое объявление из мира киноискусства нашла. Профессиональное.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Ого, отлично, как раз в тему! Читай!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. «Кинокомпания приглашает к сотрудничеству…» Ля-ля-ля… Ищут композитора… Ля-ля… «Для работы над легкими ритмичными мелодиями»… Ля-ля-ля… «Нам нужны неэксклюзивные права на предоставленную музыку»… Ля-ля-ля… И здесь же - поиск визажиста-гримера, осветителя… Ах, да. «С собственным оборудованием»…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Всё это прекрасно, но увы - им вряд ли подойдет моя настольная лампа…
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Телефон… Ой…
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Дай-ка взглянуть… Ого. Я не ошибся?
ГОСТЬ СТУДИИ-2. Боюсь, что нет. В семи цифрах заблудиться, на мой взгляд, довольно-таки проблематично. Вы правы - этот номер идеально идентичен тому, что был указан на вакансии, процитированной выше.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. «Work-life balance» тот самый. У нас звоночек.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (противненьким голоском). Але? Але? Можно говорить уже?
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Говорите.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Телефончик-то… Того… Продиктуйте!
Музыка, джингл, как обычно.
Сцена 14.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я как-то тут слышал, что большие философы жили долго… А маленькие, получается?.. Ужасная судьба!.. Что там?.. А, я тогда сейчас выступлю по религиозному вопросу... Надо ж, это, осветить… Чтобы, это… Я, как говорится, не верю в Бога, но я его боюсь. Это я не о себе сейчас - это так говорится. (Пауза.) У меня, если открыто карты тут выложить, серьезные на весь этот счет сомнения. Ну, во-первых… Не может же один человек родиться и умереть по два раза!.. Два раза родиться, два раза отойти - это немного чересчур, лично мне так кажется. И про второе рождение - это ведь в данном случае не метафорическое выражение, а первая смерть - она же не клиническая. Нет, тут мы имеем дело совершенно со странным феноменом. Сперва одна половина мира… Хотя нет, не всего мира, уточним для порядка - одна половина христианского мира дружно празднует Рождество 25 декабря. Прекрасно, я не против, традиции - это святое. Но никак не пойму: чем мотивирует другая половина этого же мира свое неотступное желание праздновать день рождения отнюдь не другого, а ровно того же самого Иисуса Христа двумя неделями позже? А? Две недели! Не все гости к сроку съехались?.. Но так-то обычно минут пятнадцать только вежливо ждут. Что ж тогда? Не успели наготовить хлебов?.. И ведь ни одна из этих сторон не говорит: сегодня мы празднуем «как бы день рождения», на самом деле оно чуточку позже, но мы к тому времени отдыхать уже уедем и не все тогда соберутся, так что мы лучше уж так, загодя, предварительно. Или: извините, Рождество так-то уже прошло, но мы подарков просто не купили, да и нечего скулить, лучше поздно, чем просто забыть… Нет. Решительно же нет. Все в свой собственный срок отмечают именно тот момент, когда Иисус вылез материнского чрева! Но рассуждая логически - как ж он мог, наглец, вылезать из него дважды с перерывом в две недели?!. Логически! И вот этот вот момент, когда все верят вроде бы в одного и того же, соглашаются как с его учением, так и практически со всеми аспектами его личной биографии, но не могут элементарно друг с другом договориться всего лишь о датах!.. Вот этот момент меня во всей этой религиозной байде немножко смущает. Чуточку. Но кардинально. Получается ведь, что если даже на счет такой малюсенькой, но принципиально важной детали нет взаимоустраивающей договоренности - о чем же тогда вообще тут идет речь?.. (Пауза.) Потом, воскрешение. Религия многим, наверное, хороша, но все ее плюсы не отменяют того факта, что в своей основе это поклонение - это поклонение сказке. Только вот не всем сказкам с живою водой, а одной только избранной, почему-то со святым духом. Красная Шапочка так-то тоже воскресла. И бабушка ее. И Иван-дурак, после того, как его разрубили на части дорогие кровинушки-братья. Так что, их портреты продают в церковной лавке? Заходил, но ни разу не видел. Или вот американцы - говорят, что не были они на Луне. Мол, раз тогда слетали - отчего же сейчас не летают? А между тем вот уже почти две тыщи лет - ну и я как бы не сказал, что воскрешение приняло такой уж массовый характер… (Пауза.) Другое совсем дело - вера сама по себе. Так-то да. Вера должна быть. Но не по Библии, и вера не в воскрешение Христа, и не в жизнь после смерти, а элементарная вера в то, что всё это - не зря. Потому что если всё зря - тогда для чего же? Для чего тогда жить? А если не зря - значит, для чего-то всё это нужно. Значит, не напрасно?.. Иначе говоря, поиски веры и поиски смысла жизни - это понятия одного толка, это об одном и том же. Это вопрос о вере в то, что смысл есть, имеется, и кто-то его знает. И вера в бога, таким образом - это вера в этого самого «кого-то», того, кто знает. Наверняка знает. Ну, или предположительно… (Пауза.) И чтобы как-то подытожить… Грубо говоря… Нечего, пожалуй, сидеть и ждать конца жизни, чтобы понять, оправдает ли он, этот конец, затраченное на жизнь время. Надо, как бы, это… До него… Того… Стараться.
Джингл и снова песня.
Сцена 15.
После джингла «Радио «Маша», я всегда ваша! Я всегда ваша на радио «Маша»!» радиоведущие с ходу бросаются в азартную словесную пикировку с Дозвонившимся.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Бритни Спирс!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А кто круче: Бритни Спирс или Алсу?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Бритни Спирс!
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. А кто круче: Бритни Спирс или Земфира?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Бритни Спирс!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А кто круче: Бритни Спирс или Кристина Агилера?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Бритни Спирс!
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. А кто круче: Бритни Спирс или Леди ГаГа?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Бритни Спирс!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. А вот и неправильно! Увы, не так-то долго вы и продержались… Следующий!
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Привет!
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Привет!
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: Шон Пенн или Брэд Питт?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Брэд Питт.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Кто круче: Брэд Питт или Том Хэнкс?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Брэд Питт.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: Брэд Питт или Джонни Депп?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Джонни Депп.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Кто круче: Джонни Депп или Том Круз?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Том Круз.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: Том Круз или…
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Том Круз.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Поздравляем победителя! Подробности о том, как получить свой заслуженный приз, вы узнаете у нашего звукорежиссера, не отключайтесь! А мы продолжаем наш марафон со следующим участником забега!
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Привет!
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Привет!
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: вы или ваш сосед?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Кто круче: вы или ваш одноклассник, с которым вы сидели за одной партой?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: вы или ваш школьный учитель труда?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: вы или ваш физрук?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Кто круче: вы или ваш лучший друг?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: вы или худший враг?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Кто круче: вы или ваш самый близкий коллега по работе?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: вы или ваш начальник?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я. Я сам себе начальник.
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Как мы рады-то за вас, эх!..
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: вы или ваша жена?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (не сразу). Я.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Кто круче: вы или ваша теща?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (не сразу). Я.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. Да вы просто измором нас берете!
РАДИОВЕДУЩАЯ-4. Тогда вот! Кто круче: вы или Президент?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Я.
РАДИОВЕДУЩИЙ-4. А вот такого, простите, уже не бывает. Следующий звонок!..
Песня.
Сцена 16.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Про президента если… Не, не совсем про него. Где-то рядом… Знаете… Я вот как-то не очень понимаю всех этих криков про патриотизм. Когда бьют себя в грудь, разрывают рубашку… «Я, на хрен, патриот!» Патриот чего? Вот этой страны?!. Но как же это возможно? В каком же состоянии ума должен пребывать человек, если зная всё то, что можно сегодня знать о России, искренне любить ее и уверять, что другой такой страны он не знает и вольно дышится ему именно здесь?.. Не, еще можно понять, когда в подобном разговоре подразумевается некое географическое понятие. Вот, допустим, я патриот такого-то кусочка земли, широта такая-то, долгота такая-то, это моя земля, я на ней вырос. Можно любить гору, реку, тот лес, что виднеется позади деревенского дома. Что-то сугубо свое, действительно родное. Но когда все вокруг говорят о патриотизме - они же имеют в виду совершенно другое. То есть, они могут прикрываться тем, что имеют в виду как раз это, но по сути-то, по сути - совершенно ведь другое. Они, в принципе, прямо говорят: «Я патриот этой страны с этой вот, такой ее историей». Часто даже уточняют: «Страны-победительницы». Победительницы чего?!. Войны?!. Давайте тогда уточним: ты патриот той страны, что победила фашизм? Или той страны, что в первые годы мировой войны была союзницей фашизма? Или той страны, что сама по себе была фашистской, только под другими, под красными знаменами? И которая победила чужой фашизм, но сохранила в итоге свой собственный? И которая потом, после войны, посадила тех, кто сражался за ее свободу, на долгие годы в лагеря по одной только той причине, что они не застрелились, попав в окружение, а продолжали жить, понимая, что их предало собственное безграмотное начальство?.. А где, кстати, было прежнее, квалифицированное руководство? Кто его посадил и расстрелял еще до начала войны? Фашисты? Ну да, ну да. Только звались они тогда по-другому. И это были те же самые советские люди, которые с той же самой пылкостью кричали, как любят они свою страну и какие они, на хрен, все патриоты. Точно так же кричали. И шли - и сажали тех, кто не кричал, и расстреливали тех, кто кричал, потому что было, по большому счету, без разницы, патриот ты или нет, и если патриот, то это даже еще куда хуже… Сколько людей тогда вообще сидело? Треть страны, четверть?.. Есть же цифры. В школе же начали проходить «Архипелаг ГУЛАГ». Там же все ясно достаточно сказано. Да и не только там! Человек получил пять лет строгого только за то, что однажды неосторожно вздохнул: «Ой! Когда же это кончится?..». Пять лет - за один вздох. А могли напаять и все десять. А за рытье тоннеля Москва-Бомбей - расстрел безо всякого особого обсуждения. Как после этого можно жить без стыда? (Постепенно переходит с карикатурного голоса на обычный.) Как можно теперь, зная всё это, говорить, что страна, в которой мы живем - это хорошая страна, это прекрасная страна, это лучшая страна на свете? Как можно не осознавать, что вся история прошлого века откровенно и самым наглядным образом показывает, в какой отвратительной, ужасной, несчастной и больной стране жили все наши люди? Бабушки и дедушки, мамы и папы, мы сами и наши дети, которые родились еще тогда, еще не при Путине… И вот как раньше говорилось «лишь бы не было войны», так сейчас только и хочется повторять и повторять: лишь бы не было того, что у нас здесь уже было!.. И я опять же не пойму, как же можно, зная всё это, щеголять теперь званием «патриота»?.. И интересно, это вот кто так громче всего говорит - потомки тех, кто сажал, или потомки отсидевших и замученных в застенках?.. А ведь в каждой семье есть такие - либо с одной стороны вертикали, либо с другой. Ты либо внук «врага народа», либо правнук того, что помог нашей стране от этого «врага народа» избавиться. Но как вот только в нашей ситуации сегодняшней разобрать, потомок ты героя или мученика?.. Это знаете, как есть грибы разные - есть ложные, а есть настоящие. Опята там, лисички, рыжики… Ну, грибники это всё лучше знают. Суть только в том, что выглядят-то они одинаково, только одни вкусные и полезные, а после других - или два пальца в рот, или «скорую», и вообще надейся, что пронесет, если много не накушался. Так ведь и эти самые «патриоты». Умный человек не станет ведь так об этом кричать. Да, он может продолжать любить свою землю, но признавая при этом не только все ее немыслимые достижения, но и все ее глубочайшие горечи и ошибки. И поэтому он скорее заткнет свою любовь у себя где-то внутри, а не будет кричать о ней на каждом перекрестке… Патриоты, на хрен… В «Короле Лире», вы помните, дочери тоже так кричали: «Люблю, ценю, дорогой вы наш и родимый папаша!» А та, которая не кричала так, отказалась кричать, потому что не сочла нужным вслух высказывать то, что и без слов должно быть яснее ясного понятно, ту дочку, как известно, с глаз долой, из сердца вон, высылка из страны в двадцать четыре часа без права наследования и возвращения… Ну и помним тоже, чем все кончилось. Кто не помнит, те перечтите.
Джингл. Затем второй джингл. И еще джингл. Все прозвучавшие по ходу действия джинглы смешиваются друг с другом, в результате чего вся их звучная мелодика превращается в невнятную и плохо воспринимаемую кашу.
Сцена 17.
ДОЗВОНИВШИЙСЯ (другим голосом). Голоса, голоса, голоса!.. Дозвониться на радио - это как к тому же президенту на прием попасть, так же круто, наверное. Столько же воспоминаний потом остается. Даже если всего одно слово сказал - год потом пересказывать можно, как всё было, как всё прошло. И вся страна тебя слышала. Или весь город, не важно. Главное, что не один человек, не только тот, с кем ты живешь или спишь, или с кем постоянно треплешься по телефону. Вот в телевизор не так просто попасть. Просто, очень просто - но все-таки не так просто, как на радио. На радио лежишь на диване, взял - и набрал преспокойненько номер. «Але», - говоришь, и тебе тоже в ответ: «Алё, говорите». И - на всю страну. Прямой эфир. Хоть в жопу всех пошли - уже не успеют вырезать. А в телевизор из дома уж точно ты никак не попадешь. Если только, правда, телевизор… Как это у них там называется? Сам к тебе не приедет. Вдруг у тебя, там, пожар. Или перепись. Или ты парализованный ветеран - и тебе из соцчасти медаль очередную добрые люди принесли. Или ты слепой - а тебе губернатор телевизор вдруг крутой подарил. Или у тебя дома коллекция марок на миллион. Тут да, тут телевизор сам тебя найдет, если постарается. И тоже можно будет потом год вспоминать. Даже два. Или все три. А лучше - всю жизнь, если на кассету или даже на диск записать получится!.. С радио, правда, тут тоже поудобнее, получается. Сейчас ведь что - прогресс! Цифра! Интернет! Радио ведь в сеть как-то там загнали, уж не знаю и как, так оно там, в сети, каждый вздох, каждый всхлип, каждый пук сохраняет! Хоть по сто раз на дню потом слушай, хоть всем на свете потом на полную громкость включай: вона, глянь, я на радио позвонил, вона, слышь, что там, «привет», говорю, круто, да?!. А телевизор пока не стопроцентно такое удобство дает. Это пока лучше заранее спрашивать, когда тебя, милого, по экрану покажут, а потом ловить, ждать, ждать, ждать - и как бы еще не упустить, а то обидно ведь будет. И еще родственникам всем рассказать, чтобы тебя по телевизору смотрели!.. Да. Но скоро и тут попроще с этим будет. Меня ведь вот что всегда сейчас поражает. Как бы это… Ну вот… Что мы знаем о древнем человеке?.. Древний человек мог оставить после себя только наскальные рисунки. Задумывался ли он вообще, что после себя надо что-то оставлять?.. Как он с этим жил - с мыслью, что после него ничего не останется?.. По фиг ему было - или как?.. Потом картины пошли, живопись, искусство. Богатеев всё рисовали - вот те уже хотели остаться, и могли соответствовать зарплатой… И на религиозные темы полотна. Простой народ - уже исключение, но зато именно такие исключения чаще всего в учебники попадают. Но этот период весь мы пропустим. Уж очень большой. В двух словах обрисовали - и пока хватит. Девятнадцатый век - фотография! Еще бы чуть-чуть - и мы бы имели настоящего Пушкина. В смысле, как бы не рисованного. Но самый прорыв - это рождение кино. Артисты получили бессмертие. Пусть и не сразу, пусть и не все. Но сам факт - мы и сейчас прекрасно знаем Чаплина, Монро и Хамфри Богарта. Они как друзья входят к нам в дом по первому же нашему желанию. Сказать, что они умерли - покривить душой против правды. Вот же они - в телевизоре!.. Но дальше - больше. Страшный итог… Хотя нет, еще не итог… Эх, прогресс-то!.. Видеокамера! Которая обессмертила уже каждого своего владельца! То, о чем даже не мог помыслить ни древний человек, ни какой-либо еще вплоть до самого недавнего времени! Я - бессмертен! Пусть и не телом - но рожа моя застрянет в веках!.. И с каждым годом - да что там, теперь уже с каждым месяцем - это процесс увековечивания всех и каждого становится всё проще, всё доступнее, теперь он - для всех! Дошли до того, что видео можно снимать в телефоне! Теперь, чтобы остаться, чтобы увековечить себя, достаточно стало одной ладони!.. Это ж как представить себе, как вообразить?!. И вершина пирамиды - ю-тьюб. Ну, сам принцип, а так - где угодно. «Одноклассники», «Однопарточники», «Односкамеечкины»… Человечество всего за пару часов производит о себе больше информации, чем все наши предки разом за тысячи лет от сотворения мира!.. Кому это всё о нас изучать?.. Кому смотреть? Кому слушать?..
Долгая пауза. Слабым светом освещается радиостудия. Стол с микрофонами пуст. Уборщица, скрючившись, моет полы. За выключенным пультом одиноко сидит Звукорежиссер. Надпись «Вы в эфире, говорите!» давно уже потухла.
ЗВУКОРЕЖИССЕР (устало). Эй, ты. Ты здесь еще? На связи?
ДОЗВОНИВШИЙСЯ. Да.
ЗВУКОРЕЖИССЕР. Тут все уже спят давно, эфир-то закончен. Микрофон отключен, а ты всё быр-быр-быр, гур-гур-гур… И не надоело?..
Дозвонившийся не отвечает.
ЗВУКОРЕЖИССЕР. Мне тут передать просили… Когда ты успокоишься… В четверг, в общем, приходи за зарплатой. И не опаздывай, как в прошлый раз… (Зевает.) Мда!.. Хорошая у нас все-таки с тобою работа… Непростая, вродь как, но и непыльная…
Звукорежиссер встает, задвигает за собой стул и выходит из студии. Уборщица не обращает на него никакого внимания, продолжает возиться с ведром и тряпкой.
Дозвонившийся кладет трубку на телефонную базу. Садится на свой диван. Укрывается пледом. Звучит очередная, теперь уже последняя песня. Вряд ли длинная. Скорее короткая. А впрочем, тут уже на усмотрение Театра.