В комментариях к предыдущему посту уже накопилось немало ответов на тему того, что именно первым у человека всплывёт в голове, когда ему скажут слово «взыковать».
Мало того: человек, столкнувшись с таким знакомым «а сейчас я буду взыковать», будет не только чувствовать, думать, вспоминать и ассоциировать. Он будет ещё и что-то делать - напоминаю, что словом «взыковать» в посте называлась такая специальная работа, и на ней человек что-то же делал. Удивится ли кто-нибудь, что столкнувшись со словом «взыковать» снова, человек бросится повторять привычные по прошлому опыту действия? Те, которые он уже много раз делал, как-то проходя и как-то проживая эту ситуацию?
А теперь представьте себе, что никто не говорил, отправляя человека взыковать, что это называется взыкованием.
Вместо этого ему сказали, что он будет, как предлагалось в комментариях:
- работать в госконторе, на совершенно нормальной и обычной чиновничьей работе;
- служить в армии, совершенно нормальной и обычной армии;
- учиться школе, самой обычной средней школе, там все учатся.
Понятное дело, что человек не будет бросаться и по словарю проверять, что на самом деле означает «служить в армии» или «учиться». Зачем бы ему? Чем ему поможет инфомрация про «осваивать навыки» или информация о том, что армия вообще-то для боевых действий предназначена, а не для укладки асфальта? Он получает практический опыт, который ему гораздо актуальнее и который в гораздо большей степени определит для него смысл слова «работать», «служить», «учиться», чем какие-то там зафиксированные значения в литературном языке, и уж тем более - определения соответствующих терминов. Если «учиться» лично для него было «сидеть замерев и не привлекать внимания - будьте уверены, в любой новой ситуации типа «учиться» его тело будет точно помнить, что надо делать! И вот эта память тела и будет тем навыком, который он на самом деле приобрёл в этой ситуации. Если в школе/ВУзе люди массово выучиваются замирать и не шевелиться, чтобы не заметили и не дёрнули - значит, школа ставит именно этот навык. Если в школе/армии люди массово выучиваются быстро выполнять бессмысленные для них приказы, прекращая активность, как только их перестанут подгонять - значит, школа/армия ставит именно этот навык.
… Разумеется, подобный опыт редко бывает единственным: слово «учиться» - не экзотический термин, и многим в жизни случалось оказываться в ситуациях, где для них учёба вовсе не была похожа на то, что я описывала как взыкование. И называлась при этом учёбой, что важно. Кто-то ходил в интересные кружки, многим повезло с ВУЗом, некоторым - даже со школой, ещё кому-то - с частным преподавателем… я вот встречала человека, который рассказывал, что сделанные им на уроках труда вещи использовались потом много лет. То есть всякое бывает, и на слово «учиться» у всех наслоено значительно больше опыта, чем уложилось в несколько абзацев, взыкованию посвящённых.
Вот только наличие отличающегося опыта само по себе не является решающим. То есть человек может прекрасно знать, что пришёл учиться в своих же собственных интересах, у него может быть опыт кружков, ВУЗа и обучения в условиях производства, он может видеть очевиднейшие отличия текущей ситуации от тех признаков, что многие перечисляли в комментариях про взыкование… и всё-таки заниматься взыкованием.
То есть страус знает, что бояться нечего, что опасность ненастоящая. Он даже прекрасно видит, что пол бетонный. И всё равно, всё равно!
…Разумеется, ничего случайного в этом нет. Ждите продолжения )
This entry was originally posted at
http://yutaku.dreamwidth.org/320091.html. Please comment there using
OpenID.