(Окончание серии постов про обучение)
Когда вопрос ставится таким образом, большинство людей довольно легко могут, хотя бы на словах, выбрать, что им больше нравится и что актуальнее в их ситуации.
Многие даже в состоянии реализовать выбор на уровне действия, хотя повлияет на него много что. Например, человек, который взыковал сильно дольше и чаще, чем учился или работал, может соскальзывать на взыкование в силу привычки. Хорошо напуганный, до травмы, страус может соскальзывать на взыкующее поведение, как только увидит один-единственный признак знакомого ужастика. Неважно, что пол бетонный! Важно, что кто-то произнёс слово «взыкование». «Учиться». «Работать». «Армия». Словесного сигнала вполне достаточно! Уберите всю ситуацию сразу!
Но когда кто-то задал вопрос, то сама формулировка уже предполагает момент выбора, и выбора самим взыкующим. Взыковать или работать? Взыковать или учиться? Взыковать или всё-таки прибраться уже наконец в квартире?
В жизни, как правило, на ситуации подобный вопрос не написан. Вместо этого на ней написано бывает обыденное «учиться», «работать», «армия» - или даже «семья», «младенец», «детский сад». То же самое, что было написано и в период первичного обучения взыкованию. И вместо постановки вопроса «взыковать или не взыковать?», или любого иного вопроса, предполагающего выбор, человек начинает просто… вести себя совершенно нормально. Нормально для школы. Нормально для детского сада, нормально для работы. Не в соответствии со своими интересами и планами, ради которых он вообще на работу пришёл, или там учиться - а как нормально.
Собственно, вся суть взыкования, которое он так много лет отрабатывал, именно к этому и сводится: выключить свои потребности, выключить связь с собой, выключить свои тактические и стратегические интересы… Условия-то помните? Основные параметры «потребности нельзя, смыслы нельзя, результаты нельзя, можно выполнять приказы» - помните?
Естественно, что после того, как страус в этот режим перейдёт, он может сколько угодно видеть бетонный пол: биться об него он не перестанет, и даже головную боль учитывать будет только теоретически. Он же именно свою готовность о себе позаботиться и выключил первым делом! Он привычно запретил себе всё: ведь с этого взыкование и начинается.
Именно поэтому хорошо обученный страус будет так легко во взыкование сваливаться - и так тяжело из него выходить. Каждый, каждый раз. Вручную, сознательно переназначая слову «учиться» или «работать» смысл «получать полезный мне результат» - вместо всего того, что было навешено на это слово во взыковательный период.
Нет, САМО взыкование не отваливается. Там ручной переключатель. Ручной и многоразовый.
Выглядящий как "Стоп, зачем я здесь вообще! О, точно! Я же собирался полочку повесить!"
Будете смеяться, но полочки и эльфиевы башни действительно работают. И чем конкретнее полочка, тем проще :)
This entry was originally posted at
http://yutaku.dreamwidth.org/320377.html. Please comment there using
OpenID.