Когда говорят о культуре человечества, многие вспоминают то, что мы постоянно пользуемся символами, что наша культура вся может быть названа символической. Весьма убедительно эту тему раскрыл уже Эрнст Кассирер, да и после многие подчеркивали значимость символики в становлении цивилизованного человечества. Отчасти это так, но не будем забывать, что к символичности все формы культуры свести нельзя. Более того, поведение управляется не символами. И здесь мы должны вспомнить про ритуал.
Ритуал - это не просто какой-то обряд, это определенная заданная модель поведения, последовательность телесных актов. До появления письменности ритуал играл господствующую роль, а не символы. Ритуал уходит корнями в поведение животных - уже там мы можем говорить о поведенческих ритуалах, хотя не совсем понятно, как они сложились - в ряде случаев трудно говорить об инстинктивности. Но оставим этот трудный вопрос о ритуалах у животных и попробуем понять место ритуала в ранней человеческой культуре. Ритуал явно предшествует символу. И тут возникает вопрос - а не порожден ли символ, а тем самым и вся символическая культура ритуалом? К примеру в ранних неандертальских погребениях я вижу в большей степени ритуал, чем символ. И в древнейшей наскальной живописи тоже усматриваю больше ритуал, чем символ. Ритуал характеризуется повторением, а иногда ещё и имитацией (животных, к примеру), потому может служить как бы прообразом театра. Возможно, что ритуал предшествовал речи или дополнял её. Расссказ с помощью мимики, жестов, танца известен этнографам. Только ли потому выражает ребенок своё желание жестом и поведением (плач есть не только крик, но и мимическое представление), что ещё не может говорить? Нет ли здесь инстинктивной основы, соответствующей древнейшему поведению людей? Думаю, что вполне может оказаться, что есть. Итак, символ возник как запечатленный ритуал, и в свою очередь со временем стал определять ритуал.
Разберемся же, для чего нужен ритуал и почему он имел такое огромное значение, по сути был стержнем общественной жизни. Ритуал есть способ регуляции поведения. Ранние ритуалы были повидимому близки к природным схемам - они не были задуманы кем-то с конкретной целью влиять на сознание. Только с появлением государства ритуалы, связанные с ним, а также с религией получили идеологический характер, который отчасти сохранился до си пор. Замечу, что если игнорировать ритуал - мы никогда не поймём конфуцианство и китайскую культуру в целом. Конфуцианская доктрина есть утверждение ритуала (ли), причем унифицированного ритуала, даосизм по сути - отрицание ритуала. Ритуал - главная категория в конфуцианской системе. Вся китайская культура последующих двух тысячелетий строилась на ритуале. И здесь видно, что государство вслед за Конфуцием использовало ритуал как способ управления поведением. Отрицание ритуала означало не просто отрицание культуры, но анархию. Человек был не столько "одомашнен" цивилизацией, сколько выдрессирован, и ритуал есть способ дрессировки. Можно считать ритуал ключевым пунктом в создании современной цивилизации, пронизанной подавлением человека.
Помимо других ассоциаций, ритуал напоминает игру - определенные действия по определенным правилам. И здесь мне хотелось бы вспомнить детей. Мы постоянно говорим, что дети играют. Это так, только их игры не похожи на взрослые игры. В чем отличие детских игр и ритуалов? Они не просто принимают правила, они любят когда правил много. Но есть одно но. Принципиальное но. Дети не терпят навязанных правил, они любят сами устанавливать правила игры. И даже это не главное, самое важное то, что они допускают возможность изменения правил прямо во время игры!
Я думаю, что здесь очень много от природного, животного, и раннепервобытного. Сообщества первобытных людей вряд ли были аморфны, хаотичны. Структура и иерархия есть уже в сообществах обезьян, хотя это не аналог структуры и иерархии нашего общества. Детские игры с правилами, подвергающимся изменениям, соответствуют пластичному характеру древних культурных форм. Ритуал как навязанные правила, как застывшая мертвая церемония есть порождение государства и религии. К примеру, у "дикарей" ритуал может быть экзальтическим танцем. Кстати, шаманские танцы не регламентированы, насколько мне известно. Ритуал должен был соблюдать определенные ключевые пункты, но не был прописан как нормативное действо с детальными предписаниями. Армейская дисциплина и всё, что делается в армии - квинтэссенция превращения ритуалов в способ подчинения человека, вытравления из него живого и личного начала. И конечно, важнейшим пунктом подавляющих ритуалов изначально было время, четкий ритм и заданность. Детская игра и здесь показывает полную противоположность: ребенок не может играть по часам, ему нравится нестесненность, неограниченность, отсутствие даже наблюдателей. А уж про отношение детей к взрослым играм я молчу, попробуйте найти ребенка, который принимет добровольно этикет. Собственно, Том Сойер вполне выражает характер нормального ребенка.
Ребенок всегда противостоит "должному", "обязательному", "правильному поведению", и задача социализирующего воспитания - сломать ребенка, задача школы - дисциплинировать ребека, подчинить его с помощью ритуалов. Да, ритуал изначален в человеческих сообществах, но дети показывают нам, что наши ритуалы не имеют отношения к первичным.