Фантастическая постапокалиптика: попытка каталогизации (литература и кино).

Jun 20, 2009 20:05

       Постапокалиптика, как известно, полностью относится к литературе, причем фантастической. Если утопия напрямую связана с философией, то постапокалиптики философы не касались.  Впрочем и создавать антиутопии они были не склонны, им были милее утопии. Это и понятно, однако такой перекос  вызвал такие особенности постапокалиптики, как недостаточная прорисованность картины, акцент на сюжете, а не на изображении постапокалептического мира. К сожалению, сам мир зачастую не более чем декорация действия. Нет ощущения реальности мира, который фантасты вполне способны создать, вспоминая того же Толкиена.  Постапокалиптикой, или изображением мира после катастрофы не занялись и футурологи, что совсем уж непонятно: ведь вариант катастрофы - вполне реален даже для оптимистов. В конце концов, катастрофа может быть вызвана и астероидом или другими космическими причинами, а не только человеком.  Но примем как данность: постапокалиптика есть область фантастической литературы, хотя и интеллектуальной литературы.  Тесно связанными с литературой, и однако в целом самостоятельными представляются изображения постапокалиптического мира в фильмах. Фильмы отличаются наглядностью, наличием деталей, что делает их особенно интересными.

Вариантов  мира после катастрофы много, но прежде всего хотелось бы обратить внимание на характер катастрофы и классифицировать исходя именно из этого.  Постапокалиптический мир во многом определяется именно характером катастрофы.  И ещё: желательно, чтобы катастрофа упоминалась в тексте, или она была бы показана (минимум - последствия), если это фильм.  Говорю потому, что встретился с фильмом, который я могу назвать псевдопостапокалиптическим - "Остров" (2005, Режиссер Майкл Бэй), этот фильм заслуживает отдельного разговора. И миры, существующие через много тысячелетий после катастрофы (как у Стерлинга Ланье), на мой взгляд, к постапокалиптике могут быть отнесены условно и совсем не отнесены  - у них мало общего с нашей рельностью, наш мир для них - только сюжетная предыстория. Есть и другие произведения, где действуют боги, потосторонние силы, магия и т.д. Это сразу ставит их вне нашего рассмотрения при всех возможных литературных достоинствах.  Дальше следуют книги/фильмы, где катастрофу вызывает нашествие инопланетян.  Они могут быть интересны, так как затрагивают многие темы будущего человечества, и если игнорировать "инопланетный" элемент - из них можно многое извлечь.  Оговорюсь - описания нашествия и самой катастрофы не входят в данном случае в круг интереса, так как описывают собственно катастрофу, возможно продолжительную во времени (как "Война миров" Уэллса).  Собственно главный интерес представляют всевозможные варианты катастрофы, связанные с действиями человека и последствиями этих действий. природные катастрофы, включая космические, тоже интересны, но они во многом близки к инопланетной теме - здесь от человека изначально меньше зависит, он борется с последствиями, не будучи виноват, не будучи причастен.
Могу выделить условно три категории:
-  Человечество порабощено техникой, взбунтовавшимися машинами (варианты: программами, порождениями машин и т.д.).
-  Кризис наступает вследствие глобальной войны, третьей мировой. Часто фигурирует ядерное оружие.
-  Катастрофа имеет экологический характер в широком смысле слова. Один вариант (часто встречающийся, но на мой взгляд менее реальный, хотя и более впечатляющий читателя и зрителя) - распространение смертельного вируса через воздух или воду. Вариант б) - который я описываю последним, но считаю самым важным - собственно катастрофа вследствие нарушения природы Земли, вариантов здесь весьма много.  Ещё как вариант можно было бы рассматривать изменение самого человека, его вымирание вследствие самоизменения. Но это можно считать близким к варианту б).
        Постапокалиптика, как ни странно, родилась не в 20-м, а ещё в 19-м веке, раньше первых антиутопий. Вот что пишут про одну из первых таких работ: "В последние годы жизни тяжело больной Джеффрис, под влиянием  мрачных  размышлений о будущем, написал знаменитый роман  "После Лондона: или, Дикая Англия" [After London: or, Wild England] (1885) - один из ярких ранних примеров разработки темы  мир после катастрофы; причины ее остаются неясны, но можно догадаться, что автор, убежденный сторонник сельской пасторали (в противовес ненавидимому им городу), имел в виду засорение отходами  промышленной цивилизации". О Джеффрисе есть в английской вики, весьма интересный человек:  http://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Jefferies   Как мы видим, тема цивилизации есть ключевая в постапокалиптике, относится ли автор к ней положительно или отрицательно, и появляется весьма рано.
Эти произведения (последней группы) будут выявляться с особой тщательно, возможно потом получится сделать содержательный обзор. Литература, посвященная самому жанру постапокалиптики, мной пока не обнаружена, не исключено что она вообще отсутствует, а потому в отличие от списков по утопии и антиутопии будут перечислены только сами фантастические произведения. А фантастика будет представлена только строго по теме, минуя близкие по сюжету и жанру сочинения, не дающие изображения постапокалиптического мира.

Структурирование списка соответствует данной условной классификации постапокалиптики, только в порядке убывающей значимости. Сначала - мир после  экологической катастрофы, затем после войны, после бунта машин. Затем - мир после природного катаклизма, и в заключение - мир после вторжения инопланетян. Фильмы перечисляются после литературных произведений.  Список открытый, будет постоянно пополняться. В день публикации поста (сегодня) даю, можно сказать, только зародыш. Вы не просто можете - а должны поучаствовать, давая свои дополнения. Не обещаю, что всё буду вносить и делать это оперативно (хотелось бы посмотреть упомянутые произведения).  Литература на данном этапе учитывается только переведенная на русский язык, хотя желательно дополнить её позже англоязычной. 
Подчеркну, этот список в отличие от других есть в первую очередь список сочинений, а не публикаций, что повлияло на его структуру и тип описания.  Итак, приступим.

А. Мир после экологической или технологической катастрофы.
  1. Баллард Д.Г. Затонувший мир (1962)  Пер. с англ.  http://www.vopona.com/2724-zatonuvshij-mir.html 
  2. Йоуд  С. (псевд - Джон Кристофер) Смерть травы (1956). Пер. с англ.   http://lib.ru/INOFANT/KRISTOFER/death.txt   (роман экранизирован в 1970 году режиссером Корнелом Уайлдом.)
  3. Лем С. Профессор А. Донда (рассказ, 1976) Пер. с польского. http://oldsf.ufacom.ru/ZF/Donda.htm    Лем С. Профессор А. Донда. // Лем С. Из воспоминаний Ийона Тихого. Пер с польского. М.: Книжная палата,1990. с.90-115.
  4. Воннегут К. Галапагосы (1985)  Пер. с англ.  http://lib.ru/INOFANT/WONNEGUT/galapagosy.txt
  5. "Водный мир" (англ. Waterworld, США,1995)  Реж - Кевин Рейнолдс /Земля после изменения климата ушла под воду, прослеживается аналогия с романом Балларда/
  6. "Двенадцать обезьян" (англ. Twelve Monkeys, 1995)  Реж. - Терри Гиллиам. /Человечество после распространения по всей земле смертельного вируса/
  7. "Фантастические дни" (англ. Wonderful Days, Южная Корея, 2003). Анимационный фильм. Реж. - Ким Мун-Сенг /Земля отравлена токсичными отходами/
Б. Мир после глобальной войны.

  1. Брин Д. Почтальон (1985) Пер с англ. http://lib.ru/INOFANT/BRIN/postman.txt   /Причина катастрофы в романе не уточнена: "Теперь уже в общем-то не имело значения,  что  было  всему  причиной  - падение гигантского метеорита, извержение чудовищного вулкана или  ядерная война..." Это несколько странно, так как последствия падения метеорита и ядерной войны - неодинаковы. /  Экранизация: Почтальон (англ. The Postman, 1997), реж. - Кевин Костнер.
  2. Глуховский Д.  Метро 2033. (Печатная публикация - 2005)   http://lib.rus.ec/b/102773 /произведение слабое в плане прорисовки картины  постапокалиптического мира, многие отмечают существенные ляпы, в список включаю в силу его известности и любопытности самой идеи жизни  в метро/. Продолжение: Глуховской Д. Метро 2034. (2009)  http://lib.rus.ec/b/142919 
  3. Дик Ф. Человек, который высмеивал (= Тот кто пошутил, 1956).  Пер с англ. http://lib.ru/INOFANT/DICKP/japed.txt 
  4. Мерль Р. Малвиль (1972)  Пер. с фр.  http://webreading.ru/sf_/sf_social/rober-merl-malvil.html /постядерная фантастика/ 
  5. Толстая Т.  Кысь (2000)  http://www.lib.ru/PROZA/TOLSTAYA/kys.txt 
В. Победа машин.

  1. Матрица ( Трилогия).  Реж. -  Энди и Ларри Вачовски.  (Матрица (англ. The Matrix) 1999;   Матрица: Перезагру́зка. (англ. The Matrix reloaded) 2003 ;   Матрица: Революция. 2003)
Г. После космической катастрофы.
Д. Постцивилизация и пришельцы.

  1. Йоуд  С. (псевд - Джон Кристофер) Триподы:  Тетралогия / первоначально - трилогия, 1967-1968, позже добавлен роман: «Когда пришли триподы» (1988), к постапокалиптике относятся первые три.  Трилогия была экранизирована британским телевидением в 1980 году. /      Пер. с англ.  Белые горы (1967)  http://webreading.ru/sf_/sf/dghon-kristofer-belie-gori.html   Город золота и свинца (1967)  http://webreading.ru/sf_/sf/dghon-kristofer-gorod-zolota-i-svinca.html  Огненный бассейн (1968)    http://webreading.ru/sf_/sf/dghon-kristofer-ognenniy-basseyn.html

библиография

Previous post Next post
Up