Постапокалиптика, как известно, полностью относится к литературе, причем фантастической. Если утопия напрямую связана с философией, то постапокалиптики философы не касались. Впрочем и создавать антиутопии они были не склонны, им были милее утопии. Это и понятно, однако такой перекос вызвал такие особенности постапокалиптики, как недостаточная прорисованность картины, акцент на сюжете, а не на изображении постапокалептического мира. К сожалению, сам мир зачастую не более чем декорация действия. Нет ощущения реальности мира, который фантасты вполне способны создать, вспоминая того же Толкиена. Постапокалиптикой, или изображением мира после катастрофы не занялись и футурологи, что совсем уж непонятно: ведь вариант катастрофы - вполне реален даже для оптимистов. В конце концов, катастрофа может быть вызвана и астероидом или другими космическими причинами, а не только человеком. Но примем как данность: постапокалиптика есть область фантастической литературы, хотя и интеллектуальной литературы. Тесно связанными с литературой, и однако в целом самостоятельными представляются изображения постапокалиптического мира в фильмах. Фильмы отличаются наглядностью, наличием деталей, что делает их особенно интересными.
Вариантов мира после катастрофы много, но прежде всего хотелось бы обратить внимание на характер катастрофы и классифицировать исходя именно из этого. Постапокалиптический мир во многом определяется именно характером катастрофы. И ещё: желательно, чтобы катастрофа упоминалась в тексте, или она была бы показана (минимум - последствия), если это фильм. Говорю потому, что встретился с фильмом, который я могу назвать псевдопостапокалиптическим - "Остров" (2005, Режиссер Майкл Бэй), этот фильм заслуживает отдельного разговора. И миры, существующие через много тысячелетий после катастрофы (как у Стерлинга Ланье), на мой взгляд, к постапокалиптике могут быть отнесены условно и совсем не отнесены - у них мало общего с нашей рельностью, наш мир для них - только сюжетная предыстория. Есть и другие произведения, где действуют боги, потосторонние силы, магия и т.д. Это сразу ставит их вне нашего рассмотрения при всех возможных литературных достоинствах. Дальше следуют книги/фильмы, где катастрофу вызывает нашествие инопланетян. Они могут быть интересны, так как затрагивают многие темы будущего человечества, и если игнорировать "инопланетный" элемент - из них можно многое извлечь. Оговорюсь - описания нашествия и самой катастрофы не входят в данном случае в круг интереса, так как описывают собственно катастрофу, возможно продолжительную во времени (как "Война миров" Уэллса). Собственно главный интерес представляют всевозможные варианты катастрофы, связанные с действиями человека и последствиями этих действий. природные катастрофы, включая космические, тоже интересны, но они во многом близки к инопланетной теме - здесь от человека изначально меньше зависит, он борется с последствиями, не будучи виноват, не будучи причастен.
Могу выделить условно три категории:
- Человечество порабощено техникой, взбунтовавшимися машинами (варианты: программами, порождениями машин и т.д.).
- Кризис наступает вследствие глобальной войны, третьей мировой. Часто фигурирует ядерное оружие.
- Катастрофа имеет экологический характер в широком смысле слова. Один вариант (часто встречающийся, но на мой взгляд менее реальный, хотя и более впечатляющий читателя и зрителя) - распространение смертельного вируса через воздух или воду. Вариант б) - который я описываю последним, но считаю самым важным - собственно катастрофа вследствие нарушения природы Земли, вариантов здесь весьма много. Ещё как вариант можно было бы рассматривать изменение самого человека, его вымирание вследствие самоизменения. Но это можно считать близким к варианту б).
Постапокалиптика, как ни странно, родилась не в 20-м, а ещё в 19-м веке, раньше первых антиутопий. Вот что пишут про одну из первых таких работ: "В последние годы жизни тяжело больной Джеффрис, под влиянием мрачных размышлений о будущем, написал знаменитый роман "После Лондона: или, Дикая Англия" [After London: or, Wild England] (1885) - один из ярких ранних примеров разработки темы мир после катастрофы; причины ее остаются неясны, но можно догадаться, что автор, убежденный сторонник сельской пасторали (в противовес ненавидимому им городу), имел в виду засорение отходами промышленной цивилизации". О Джеффрисе есть в английской вики, весьма интересный человек:
http://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Jefferies Как мы видим, тема цивилизации есть ключевая в постапокалиптике, относится ли автор к ней положительно или отрицательно, и появляется весьма рано.
Эти произведения (последней группы) будут выявляться с особой тщательно, возможно потом получится сделать содержательный обзор. Литература, посвященная самому жанру постапокалиптики, мной пока не обнаружена, не исключено что она вообще отсутствует, а потому в отличие от списков по утопии и антиутопии будут перечислены только сами фантастические произведения. А фантастика будет представлена только строго по теме, минуя близкие по сюжету и жанру сочинения, не дающие изображения постапокалиптического мира.
Структурирование списка соответствует данной условной классификации постапокалиптики, только в порядке убывающей значимости. Сначала - мир после экологической катастрофы, затем после войны, после бунта машин. Затем - мир после природного катаклизма, и в заключение - мир после вторжения инопланетян. Фильмы перечисляются после литературных произведений. Список открытый, будет постоянно пополняться. В день публикации поста (сегодня) даю, можно сказать, только зародыш. Вы не просто можете - а должны поучаствовать, давая свои дополнения. Не обещаю, что всё буду вносить и делать это оперативно (хотелось бы посмотреть упомянутые произведения). Литература на данном этапе учитывается только переведенная на русский язык, хотя желательно дополнить её позже англоязычной.
Подчеркну, этот список в отличие от других есть в первую очередь список сочинений, а не публикаций, что повлияло на его структуру и тип описания. Итак, приступим.
А. Мир после экологической или технологической катастрофы.
- Баллард Д.Г. Затонувший мир (1962) Пер. с англ. http://www.vopona.com/2724-zatonuvshij-mir.html
- Йоуд С. (псевд - Джон Кристофер) Смерть травы (1956). Пер. с англ. http://lib.ru/INOFANT/KRISTOFER/death.txt (роман экранизирован в 1970 году режиссером Корнелом Уайлдом.)
- Лем С. Профессор А. Донда (рассказ, 1976) Пер. с польского. http://oldsf.ufacom.ru/ZF/Donda.htm Лем С. Профессор А. Донда. // Лем С. Из воспоминаний Ийона Тихого. Пер с польского. М.: Книжная палата,1990. с.90-115.
- Воннегут К. Галапагосы (1985) Пер. с англ. http://lib.ru/INOFANT/WONNEGUT/galapagosy.txt
- "Водный мир" (англ. Waterworld, США,1995) Реж - Кевин Рейнолдс /Земля после изменения климата ушла под воду, прослеживается аналогия с романом Балларда/
- "Двенадцать обезьян" (англ. Twelve Monkeys, 1995) Реж. - Терри Гиллиам. /Человечество после распространения по всей земле смертельного вируса/
- "Фантастические дни" (англ. Wonderful Days, Южная Корея, 2003). Анимационный фильм. Реж. - Ким Мун-Сенг /Земля отравлена токсичными отходами/
Б. Мир после глобальной войны.
- Брин Д. Почтальон (1985) Пер с англ. http://lib.ru/INOFANT/BRIN/postman.txt /Причина катастрофы в романе не уточнена: "Теперь уже в общем-то не имело значения, что было всему причиной - падение гигантского метеорита, извержение чудовищного вулкана или ядерная война..." Это несколько странно, так как последствия падения метеорита и ядерной войны - неодинаковы. / Экранизация: Почтальон (англ. The Postman, 1997), реж. - Кевин Костнер.
- Глуховский Д. Метро 2033. (Печатная публикация - 2005) http://lib.rus.ec/b/102773 /произведение слабое в плане прорисовки картины постапокалиптического мира, многие отмечают существенные ляпы, в список включаю в силу его известности и любопытности самой идеи жизни в метро/. Продолжение: Глуховской Д. Метро 2034. (2009) http://lib.rus.ec/b/142919
- Дик Ф. Человек, который высмеивал (= Тот кто пошутил, 1956). Пер с англ. http://lib.ru/INOFANT/DICKP/japed.txt
- Мерль Р. Малвиль (1972) Пер. с фр. http://webreading.ru/sf_/sf_social/rober-merl-malvil.html /постядерная фантастика/
- Толстая Т. Кысь (2000) http://www.lib.ru/PROZA/TOLSTAYA/kys.txt
В. Победа машин.
- Матрица ( Трилогия). Реж. - Энди и Ларри Вачовски. (Матрица (англ. The Matrix) 1999; Матрица: Перезагру́зка. (англ. The Matrix reloaded) 2003 ; Матрица: Революция. 2003)
Г. После космической катастрофы.
Д. Постцивилизация и пришельцы.
- Йоуд С. (псевд - Джон Кристофер) Триподы: Тетралогия / первоначально - трилогия, 1967-1968, позже добавлен роман: «Когда пришли триподы» (1988), к постапокалиптике относятся первые три. Трилогия была экранизирована британским телевидением в 1980 году. / Пер. с англ. Белые горы (1967) http://webreading.ru/sf_/sf/dghon-kristofer-belie-gori.html Город золота и свинца (1967) http://webreading.ru/sf_/sf/dghon-kristofer-gorod-zolota-i-svinca.html Огненный бассейн (1968) http://webreading.ru/sf_/sf/dghon-kristofer-ognenniy-basseyn.html