Мне всегда была несимпатична эстетика. Почему? Я не вижу в ней не только ничего философского, но и ничего достойного серьёзного разговора. Эстетика - попытка осмыслить красоту, попытка дать теоретическое обоснование искусству. Говорю резко и однозначно: эстетика никакого отношения к философии не имеет, это плод фантазии, некое идеологизирование сферы искусства (а в наше время ещё и техники, так как говорят о технической эстетике). Помню, как одна дама разругалась со мной в ЖЖ из-за того, что я в представленном проекте Новой философии отвел эстетике последнеее место, а неодно из первых. Да, я был не совсем прав - эстетику не нужно помещать на последние места, лучше совсем от неё отказаться. Но это не значит, что не нужно говорить о красоте и пытаться её осмыслить, найти её корни. О красоте говорить нужно, только не изолированно от человека. Именно это я сейчас и попытаюсь сделать. Теперь скажу, почему я поставил рядом вкус (ощущение), совсем не перепутав с понятием "художественный вкус": на мой взгляд сопоставление их природных основ и культурных форм выявляет значительную аналогию и взаимно дополняет.
Итак, что такое красота. Красота НИКАК не связана с делом рук человеческих, будь то картины, здания или техника. Напротив, мы оцениваем их уже имея чувство красоты. Общество в рамках культуры создает свои критерии красивости, свои стандарты - на природной основе, как и во многих других случаях. Но это и не относится к "врожденным понятиям", фантому, которые выдумали философы. Это, так сказать, элемент фантастики в философии. Что же такое красота? Красоты не существует. Это важно понять прежде всего. Это, эпитет, характеристика, отвлечение. Но этот эпитет дан не на основе описания, а на основе чувства, вызываемого тем, что можно описать. Значит в разговоре о красоте первичен не сам предмет, якобы являющийся красивым/некрасивым, а наше чувство красоты. Уже ранние даосские мыслители показали относительность красоты как меры вещей, исключительно антропоцентричный характер взгляда на нечто как "красивое". Итак, нам нужно определение красоты как чувства, ощущения. Чувство красоты - это естественное чувство, которое выражает на оценку организмом вещи в плане её полезности, давая сигнал с помощью чувства приятности созерцания. Красивое - то, что приятно для глаз. Уже здесь видно, насколько несостоятельно разделение этики и эстетики, рассмотрение красоты в рамках эстетики. Красота связана с пользой, а польза и вред - то, что лежит в основе понятий добро и зло. И всё же с развитием культуры понятия польза и красота существенно разошлись. Рассмотрим - почему, заодно вам станет понятнее и моё определение.
Мы знаем, какое большое значение имеет красота для выбора пары уже в природе, знаем что то что воспринимается красивым нами - изначально имеет биологической целью привлечение. Вспомним и о том, что красивый происходит от слова красный. Красный в природе есть цвет привлечения внимания, но он отмечает вредное, ядовитое. Ядовитые существа зачастую имеют красную окраску или элементы окраски - чтобы другие существа выделяли их и не съели по ошибке. Но и для привлечения тоже используется красный - как в царстве растений (красные или оранжевые плоды, хорошо контрастирующие с зеленью), так и в царстве животных. Красивое для нас сейчас - это то что приятно видеть, а не то, что привлекает внимание, выделяется. Но корни именно в природности красоты - выделение с целью привлечения внимания, а также с целью возбуждения влечения в половом смысле. Итак, с помощью инстинкта красоты - имеенно так следует говорить - организм дает сигнал для определенной реакции. Но свойственное современному чкловеку чувство красоты намного шире и имеет следы культурных изменений, оно включает всё что приятно видеть, что связано с приятными эмоциями. может ли быть красиво что-либо ужасное? Вы ответите - конечно. Я отвечу - нет. Мы можем восхищаться и любоваться нарисованным крокодилом или рокодилом на фотографии. мы даже можем - хотя уже далеко не все - любоваться им своими глазами, находясь за стеклом или решеткой, или с борта катера. Но оказавшись в воде неподалеку от кракодила вы не сможете ощутить красоту. И дело не в вытеснении всех чувств страхом, а то, что пугающее не может быть красивым. Потому мы испытываем отвращение к некоторым насекомым (часто - паукам), змеям, и не можем воспринимать их как красивых, хотя никаким стандартам они не противоречат. Почему красивы облака и голубое небо? Потому что они вполне безопасны для человека. Извержение вулкана можно назвать красивым по картинке, но мы не будем чувствовать красоты. Конечно, я понимаю, что мои рассуждения кажутся спорными, это потому, что мы чаще всего чувствуем себя в безопасности и природный инстинктивный индикатор у нас не включается.
Теперь о вкусе. Разумеется, для огранизма удовольствие - не самоцель. Удовольствие помогает совершать действие, является мощным стимулятором. Говоря иначе: природное удовольствие есть рупор пользы. Вкусная еда - это полезная для организма, съедобная пища. Может ли быть вредной вкусная еда? Безусловно, но только еда, приготовленная человеком. Между прочим, ложный белый гриб проще всего отличить от настоящено лизнув его - вы ощутите на языке горечь. Совершенен этот природный механизм или нет - не мне судить, но он очень важен для животных. Для человека, покупающего еду в магазине, в подписанных баночках - он не имеет значения. Для нас вкусная еда есть самоцель, мы прямо гонимся за вкусом. Кстати, интересно, что природное предназначения вкуса всёже проглядывает в приготовлении еды и веё потреблении. К примеру - сладкое - однозначно вкусное, но мы не едим сахар, а добавляем его в еду. То есть еда может быть слишком сладкой, соленой, кислой, горькой. Естественно, что для организма вредна и повышенная концентрация полезных веществ, потому и не полезны витамины в таблетках, организм не настроен на переработку чистых веществ.
Итак, вкус еды изначально так же показывает её полезность, как и красота. Мы наделены от природы множеством необходимых инстинктов, которые почему-то принято сводить к бедному набору в пределах десятка, причем говорить о существовании несуществующих инстинктов (инстинкт самосохранения). Чувство красоты и вкус еды - относятся к этому множеству. Изменив условия своей жизни, человек сделал оба инстинкта ненужными, но так как они сильно влияют на его сознание, создал художественное искусство, где стал воплощать свое предствавление о красоте, и кулинарное искусство, созданное для щекотания нас оттенками вкуса. Эти искусства бесполезны, и могут считаться искусствами излишества, искусствами роскоши. Как любое искусство, эти искусства противостоят простоте и естественности. А ведь эти качества нужны для жизни, естественной жизни. То же восхищение красотой природы есть искусственное, когда постоянно погружен в неё - не видишь этой красоты и ущерба в том никакого нет, а то можно сказать, что следует всю жизнь прожить в бетонном бункере, и тогда однажды увиденная красота природы, красота неба будет просто божественным откровением. Да, ценить начинаешь когда теряешь, но лучше здоровая умеренность, чем крайности. Сама яркость наших чувств и восторженность говорит не о здоровье, а о болезни. При естественном порядке вещей красота, удовольствие, вкус имеют место быть не часто, и не осознаются в полной мере, просто составляют особые моменты общего течения жизни.