Если первые две статьи были по большей части рассказом об амишах, то данная - попытка осмыслить феномен амишей в соседстве с цивилизованным миром, оценить их современное положение и наметить возможное будущее. Многим показалось, что я идеализирую амишей, однако это не так. Просто они не могут не вызвать симпатии - и у тех, кто с ними общался, и у тех, кто о них читал. Но положительная оценка не означает автоматически искажение действительной картины. Достоинства по сравнению с положением человека в современном мире и его образом жизни очевидны. Размеренная, спокойная жизнь, уверенность в своём будущем, опора на близких, доверие, простота в быту и в общении. И конечно, что мне видится особенно важным - близость к природе. Возможно, этнографическое изучение сохранившихся племен и народностей, находящихся на ранних ступенях развития - интересно и поучительно, но эти общности сложись стихийно, исторически, а не были плодом целенаправленных действий и принятых решений. Амиши же есть социальный эксперимент, попытка жить так, как люди считают нужным, некоторым образом реализованная консервативная утопия. Но несмотря на все привлекательные черты, будущее амишей кажется мне очень сложным, возможно их самобытности недолго ещё существовать и радовать нас тем, что мир ещё не стал полностью однообразным.
АМИШИ И АМЕРИКА
Народ амишей сложился из небольшой группы, отделившейся от меннонитов, сейчас его численность подходит к четверти миллиона человек, а к 2026 году по оценкам демографов, удвоится, то есть достигнет полумиллиона. Как вы понимаете, цифры весьма значительные, особенно на фоне демографической стабилизации в одних странах и падения рождаемости в других (Германия, Россия и т.д.). И самое главное для становления и сохранения амишей - их принципы: непротивления, простоты, труда, свободы личности. Принципы не голословные, типа лозунгов Французской революции «свобода, равенство, братство», а принципы, строго воплощающиеся на практике. Амиши не только не несут военную службу, они вообще не служат государству. И готовы пойти в тюрьму, но не нарушить свои принципы. США во внутренней политике не является таким диктатором и агрессором, как во внешней, и в этом сильно напоминает Рим. Римский гражданин - уже отличался от всех, имел особые права. Так и с гражданами США. Амишам повезло - они приехали в Америку ещё на заре формирования государства, и их «американство» несомненно. Пока амиши живут спокойно, им никто не мешает, государство не делает ничего, что привело бы к конфронтации. Есть ли повод для беспокойства о будущем? Есть. Государство может в любой момент изменить своё отношение, и амиши окажутся в безвыходной ситуации. Эмигрировать двести-триста тысяч человек не могут так легко, как в начале 18 века двести-триста человек. Особенно учитывая, что амиши - фермеры. Для наглядности приведу пример. Амиши живут и в Канаде, а потому нередко американские амиши ездят в Канаду к родственникам. Паспортов у амишей нет, документов нет (ведь у них нет ни водительских прав, ни медицинской страховки). Как же они проходили таможню? В виде исключения их пропускали по записке, поданной от старейшины церкви амишей, написанной от руки! Такая уникальная привилегия сохранялась определенное время, но вот в 2001 году была отменена, и амиши теперь оказались в затруднении - или нарушать свои принципы, или отказаться от поездок. Но точно так же можно ужесточить порядки внутри страны - и возникнет непреодолимая проблема. А учитывая пацифизм амишей - им кроме своих принципов нечего противопоставить силовому государству, они очень уязвимы. Итак, амишам хорошо только пока их не трогают, то есть они существуют под защитой сильнейшего государства, в тепличных условиях. Сомнительно, что амиши спокойно могли бы жить и в других государствах. Та же Россия (точнее - Российская империя) оказалась не для них, а ведь у нас тоже могло бы возникнуть аналогичное американскому общество амишей. Итак, амиши существуют по милости американского правительства. Но с увеличением количества амишей они могут начать представлять проблему, и правительство начнет давить на них. Выдержат ли они? Сомневаюсь. В сравнительно непродолжительное время (20-30 лет) они могут полностью потерять свою самобытность и раствориться в государстве.
Второй важный момент - отношение американцев. И то, что можно прочесть в прессе, и то, что говорят путешественники и русские, живущие в США, свидетельствует, что отношение к амишам далеко не всегда доброжелательное. Некоторые считают их безобидными забавными чудаками, а некоторых они явно раздражают. Иначе и не может быть - ведь они явно счастливее и здоровее, у амишей не встретишь толстяков, они не пьют и не употребляют наркотики, у них нет преступности. Человек раздражается и недоумевает - как же эти клоуны живут лучше его, который ездит на хорошей машине и ходит на выборы? Конечно, это относится далеко не ко всем, но ведь многие своё недовольство и раздражение не проявляют. Издевательский ролик про амишей получил значительное распространение:
http://www.youtube.com/watch?v=xo74Dn7W_pA Вы можете подумать, что это просто мои догадки, или преувеличение на основе незначительных случаев или безобидных насмешек.. Но факты показывают, что недоброжелательство существует и переходит в прямые действия. Амиши время от времени сталкиваться с дискриминацией и враждебностью со стороны окружения. Во время двух мировых войн амиши подвергались многочисленным случаям притеснения, так как отказывались служить в армии. В наше время антиамишские настроения проявляются в том, что иногда в проезжающих мимо амишей кидают камнями или другими предметами. В 1988 был сделан фильм для телевидения, основанный на подлинной истории, связанной с одним из таких инцидентов, в котором девушка была ранена в голову камнем и умерла спустя непродолжительное время. В 1997 году Мэри Каупфер была поражена в лицо пивной бутылкой из проезжавшего автомобиля (в Милвертон, Онтарио, Канада). Экипаж вез новобрачных со свадьбы, и бутылка попала в невесту, в результате чего лицо этой 22-хлетней девушки было изуродовано и она вынуждена была делать дорогостоющую хирургическую операцию. Жуткий случай, что тут говорить. И уверен, что подобных случаев было бы больше, если бы амиши проявляли признаки ответной враждебности, имели оружие, машины и т.д. Но этого нет, да и всё же США можно условно назвать правовым государством - полиция не будет смотреть сложа руки, по крайней мере самоуправства не допустит (о правовом я говорю именно в этом смысле).
Но самым наглядным примером отношения к амишам американцев и ответного отношения амишей был трагический случай, произошедший в 2006 году и получивший широкую огласку во всем мире. Вкратце событие было освещено и в русскоязычных новостных лентах (например:
http://www.nm.md/daily/article/2006/10/04/0302.html ) Для сравнения можно почитать о том же на сайте амишей:
http://www.800padutch.com/amishshooting.shtml Мужчина, водитель молоковоза, ворвался в здание школы амишей и захватил 11 в заложники одиннадцать девочек в возрасте от 7 до 13 лет. Полиция подъехала оперативно, но забаррикадировавшийся преступник расстрелял девочек и покончил с собой. Половина девочек умерло на месте, остальные с тяжелыми ранениями поступили в больницу, не знаю, выжила ли хоть одна. То, что преступник выбрал именно школу амишей, объясняют тем, что она не охраняется, в отличие от других школ, там некому было оказать сопротивление. Но я думаю, что тут причина не только в этом. Чарльз (так звали убийцу) был знаком с амишами, забирал у них молоко. Объяснять всё желанием насиловать (есть основания считать что у него были такие планы) убивать мне кажется неверным. Сами амиши могли его раздражать, а остальное наложилось на этот фон. Ведь и нацист не сможет убивать направо и налево, но такая банда запросто может убить негра, к примеру. У нас в последнее время такие явления достаточно известны. Подобное чувство могло возникать и к амишам, а их спокойствие и терпимость - только подогревать эмоции. Трагедия потрясла Америку, но ещё больше потрясло то, как амиши отреагировали на событие. Об этом за пределами США говорили очень мало, а в Америке вышла книга, посвященная именно отношению амишей к этому убийству, книга, получившая огромный общественный резонанс. У убийцы осталась вдова - одна с тремя маленькими детьми. Так вот, амиши не только не проклинали его и его семью. Они не только простили убийцу (как человека, конечно, а не то, что он сделал), но ещё и всей общиной собрали значительную сумму денег для помощи вдове! Для обычных американцев такое поведение просто не укладывалось в головах. В отзывах - весьма живых и эмоциональных - на книгу, которые можно прочитать на Амазоне
http://www.amazon.com/Amish-Grace-Forgiveness-Transcended-Tragedy/dp/0787997617/ref=pd_sim_b_9 , а их более 50-ти, часто подчеркивается, что амиши могут служить примером всем христианам. То, что христиане только декларируют - амиши осуществляют на деле. Это соответствие между принципами и поведением, между словами и делами является поразительным для нас. И всёже, при всем том, что амиши только стали выглядеть лучше в глазах общественности после этого трагического события, я вижу в этом сюжете проявление скрытой вражды американцев к амишам и уязвимость пацифистского ненасилия в обществе насилия. Ведь амиши есть общество в обществе, и внешнее общество весьма агрессивно. Итак, я показал, что угроза амишам исходит от государства, но и от людей, которые могут поддержать государство, либо напротив явиться инициаторами конфликта. Боюсь, что рано или поздно расширяющееся общество амишей столкнется с государством, которое захочет положить конец их автономии и самобытности. Способов сделать это немало.
ВНУТРЕННИЕ ОПАСНОСТИ
Основные проблемы амишей в будущем связаны с внешним миром. Но и с внутренним устройством - тоже. Собственно, разделить эти два фактора весьма сложно, я провел это разделение только для удобства изложения, условно. Первая угроза самобытности амишей достаточно очевидна, и о ней немало писали в Америке. Это вкратце описанный мной институт «румспринга». В прошлом такой обычай был вполне оправдан и более чем разумен. Но в настоящее время это не так. Юноша или девушка 16-20 лет, попавшие в мир современной цивилизации, в мир дискотек, выпивки, секса, наркотиков, легко могут сломаться. И не только психологически, приобрести зависимость - совсем несложно. Мир изменился, и такой выход за пределы амишской пасторальной общины может обернуться личной трагедией. Тем более амиши не дают детям образования, которое могло бы позволить им устроиться во внешнем мире. Да и если они останутся после этих лет в сообществе и примут крещение - они испытывают намного более сильное влияние, чем их предки. Этот обычай, являвшийся источником силы амишей на протяжении длительного времени - может обернуться их слабостью.
Второй момент, про который нельзя забывать - демографический. На мой взгляд, у амишей слишком много детей. До определенного момента это благоприятный фактор - позволяет народу увеличиваться, что способствует его самосохранению, упрочнению позиций. Но сейчас не 19 век, земля стоит денег и немалых. Амиши с неизбежностью отходят от земледелия. Да, можно производить мебель, одеяла на продажу - но перспективно ли это? Сколько людей может быть занято подобным трудом? Уверен, что скоро амиши столкнутся с проблемой - чем заниматься и как прокормить себя. Это та главнейшая причина, которая может подорвать общество амишей изнутри. Бесконечное расширение невозможно, есть внешние условия. Многодетность в мире цивилизации есть недостаток - невыгодно экономически. Рано или поздно амиши с этим столкнутся. И боюсь, что они пойдут по пути заимствования новейшей техники, а не уменьшения семей. Тем самым начнется растворение народа в общей массе, поглощение их глобализирующимся миром. Третий момент, тесно связанный с демографическим - экономический. Амишам нужны деньги - они ведь далеко не всё производят сами. Да, у них есть кузницы и они шьют одежду. Но покупают инструменты, материалы (те же ткани, для строительства и многое другое). Экипаж стоит около 3 тысяч долларов. Лечение в госпитале требует немалых денег. Да и часть налогов они всё же платят. Понятно, почему продукты и вещи амишей стоят немалых денег. А в случае резкого падения доходов (такой кризис как нынешний - не может на них не повлиять) возникнут серьёзные проблемы. Ускоренный демографический рост в сочетании с экономической зависимостью от окружающего мира является бомбой замедленного действия. Общество амишей не самодостаточно - и это его главный минус.
АМИШИ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Гибкость амишей, их приспособленность к миру - достоинство, но оно же является недостатком. В конце концов, цивилизация изначально тоже есть успешный способ приспособления к среде. В ходе такого приспособления либо если группа сильная - она будет менять окружающее, если слабая - будет подстраиваться под других. Если природа пассивна, то цивилизация - активна. У амишей нечего противопоставить цивилизации, хотя они до времени сохраняют своё общество. Замкнутость, отсутствие прозелитизма есть их сила, уникальная особенность данного социального проекта среди обществ и народов современного мира. Но замкнутость и следование принципам не могут решит всех проблем. Опасности будущего я вкратце указал, не думаю, что их можно преодолеть без изменения основополагающих принципов. В любом случае, особых перспектив у амишей, как это ни жаль, нет. Но я бы проявил лукавство, если бы сказал, что очень уж заинтересован в их сохранении. Мне они симпатичны, но я не считаю их общество лучшим вариантом. Оно многократно лучше по отношению к цивилизации, но не является оптимальным. Так же нельзя рассматривать общество амишей как альтернативное по отношению к цивилизации - оно замкнуто, и не является независимым.
В чем же вижу полезность амишей для анархо-примитивизма, для попытки влияния на сознание людей, для создания альтернативного общества? Первое - тем, что большие группы людей могут жить по-своему, не участвуя в общем процессе, и не имея при этом внутри себя власти. Во-вторых, наглядно убеждает, что жизнь без чудес современной цивилизации может быть вполне благополучной и радостной, и это не только идея, но реализованная практика. В-третьих, нельзя призывать людей вернуться в пещеры, даже если я приму первобытную естественную жизнь за норму, это не значит что стоит всех призывать к полному отказу от любой техники и комфорта. Амиши показывают, что главное - простота жизни, отсутствие искусственных потребностей. Это - первый и самый главный шаг от цивилизации. Прежде чем отказаться от ложных форм - следует отказаться от ложных принципов. Многим бы понравилась жизнь амишей и немногим - жизнь Робинзона или Тарзана (метафорически говоря). Следует приветствовать все формы отхода от цивилизации, начиная с самых мягких, если только это является новым образом жизни, а не формой сезонного эскапизма (летний отдых в деревне). Мы - люди, выросшие в цивилизации, и если мы понимаем её ложь и её опасности - возможно, стоит использовать опыт амишей для выработки разных промежуточных и переходных форм. Если говорить не о технике, амиши демонстрируют достоинства общинности, жизни и хозяйствования небольшими группами. А самое, может быть, главное - достоинства общительности и доброжелательности. Критику цивилизации нельзя воспринимать как критику техники. И амиши - один из немногих примеров общественного эксперимента, лишенного черт религиозного сектанства, насилия, принудительности образа жизни, внутренних конфликтов в общинах. Не весь их опыт можно повторять, но рассматривать как позитивный - вполне. Сопоставление общества амишей и всего современного общества заставляет о многом задуматься, по сути само существование этого народа есть вызов цивилизации, немой упрек. Стоит помнить о них и изучать их более тщательно.
UPD. Довольно подробное и убедительное изложение отношения амишей к технологиям можно найти здесь:
http://www.shawcreekgeneralstore.com/amish_article1.htm