Реклама и репутация.

Jul 06, 2009 21:30

      Есть одна тема, которая в той или иной степени касается всех - это реклама. Причем неважно, смотрите ли вы её специально, или наоборот, всячески избегаете - она наполняет нашу жизнь помимо воли.  Рекламу называют "двигателем торговли". Но так ли это? Действительно ли люди верят рекламе и покупают только рекламируемые товары? Уверен, что нет. Я чаще всего намеренно не покупаю товар, который рекламировался в СМИ, потому что считаю рекламу видом насилия.  По большей части рекламируются совершенно ненужные мне вещи и продукты, начиная с автомобилей.  Думаю, многим реклама неприятна. Помимо навязчивости и агрессивности рекламы, сами рекламируемые товары как правило либо не соответствуют обещанному по своему качеству, либо стоят втридорога. 



Малорекламируемые и нерекламируемые вещи и продукты, произведенные фирмами второго плана, и не в странах-лидерах часто оказываются не только дешевле, но и лучше. К примеру, большинство вещей известных спортивных марок (Адидас и прочие) делается ныне в странах Дальнего Востока, причем ладно бы в Корее или Китае, а то вовсе во Вьетнаме. К этим странам и их жителям я отношусь с глубоким уважением, но вещи, которые там производятся, обычно низкого качества - таков заказ, таков спрос. Все хотят дешево и ярко. Что самое интересное, мода на дешевое и некачественное пришла из Япониив Китай, а не наоборот. На эту тему мне встречался один очень интересный рассказ о разорившемся торговце тканями.  Итак, вернемся к теме. Реклама не гарантирует качества, более того - вводит в заблуждение. Об этом свидетельствует сам язык рекламы, строящей фразы так, чтобы они завлекали, но при этом чтобы к ним нельзя было придраться в суде. К примеру, компания или товар характеризуется как "№1 в мире". Звучит как гимн, а на самом деле пустые слова - №1 где и в чем, по каким спискам и для кого именно? Помимо подобных бессмысленных или расплывчатых эвфемизмов, используются разные хитрые трюки. Например, на пакете сока пишется крупно 100%... качество. человек сразу обращает внимание на крупно напечатанные 100% и лишь изредка бросает взгляд на то, что ниже и на состав - ему предлагают напиток, а не сок. Большинство пожилых людей не обращает внимания на эту разницу, это идет не на пользу их здоровью, а компании зарабатывают большие деньги.  Так же производят 75-грамовые шоколадки и крупно пишут в 100 гр. далее мелко: "содержится...". Люди покупают, будучи уверены, что крупно напечатанные 100гр. - это вес, хотя вес - 75. При этом размер шоколадки сохранен, как у 100-грамовой. Самое неприятное, когда начинают выпускать продукт, а потом постоянно снижают его вес, сохраняя цену. 
     В области рекламы и обжуливания покупателей множество трюков. И всё же, есть ли обман и пускание пыли в глаза сутью рекламы, или это злоупотребление? Феномен рекламы очень поздний, появился в 18 веке, а развитие получил только в конце 19-начале 20. И в России прекрасно знали, откуда пришла к нам реклама - из Америки, умные люди начали критиковать принцип рекламы ещё в начальный период её распространения. Как-нибудь я приведу пару фрагментов на тему рекламы из старой периодики.  Реклама стала со временем не только частью коммерции и СИМ (начав с газет), но распространилась повсеместно. Как вы знаете, реклама может содержаться на упоковке товара, на сопутствующих товару бумагах, вывешиваться в качестве транспорантов на улице, выставляться в виде огрмных рекламных щитов и неоновых вывесок. Многие периодические издания и телеканалы существуют только за счет рекламы. Реклама превратилась в самостоятельную отрасль бизнеса, и рекламные компании получают огромные доходы. Расплачиваются за рекламу, конечно, не производители и не продавцы, а покупатели, так как реклама создает значительные надбавки в цене (даже если эта надбавка не превышает рекламных расходов). Меня сильно удивило, когда я узнал, что большая часть бюджета фильма идет не на съёмки, а на его раскрутку.   Интересно, что в СССР рекламы не было, и я не думаю, чтобы это кому-то мешало.  Вопрос - нужна ли вообще реклама, и если да - то кому?
       Главная ошибка, которая связана с оценкой рекламы как явления - это то, что реклама является главным способом продвижение товара (или услуги), так как нужно сделать его известным для возможно большего количества людей. Заинтересовать, привлечь - вторая важнейшая задача. Но кто сказал, что нет иных способов рассказать о товаре, кроме рекламных? Такой способ есть, и он намного древнее рекламы. Конечно, его достоинство не в старине, а в выигрышности для людей. Интересно, знаете ли вы, что именно было вытеснено рекламой и прочно забыто? Может быть, и знаете, но я всё равно расскажу. Это репутации. Да-да, я не ошибся, именно репутация. Репутация - не просто слухи и молва, хотя и это тоже. Репутация - это заслуженное имя, имя, с которым связано качество продукции. До революции именно репутация была доминирующим видом продвижения товара. Реклама поначалу не просто расхваливала товар, но и производителя/продавца. Обратите внимание, производителя и продавца - не фирму, но человека или семью, большинство мануфактур и предприятий носили имена хозяев, и если хозяева менялись, менялось и название. В случае, если имелась уже солидная репутация, указывалось два имени (как дополнение: "Магазин такого-то, бывший братьев таких-то..."). Если про рекламу вы знаете немало, то про репутацию стоит поговорить подробнее, как и о том, чем отличается репутация от рекламы.
       Репутация - известность товара, создаваемая... самим товаром. К примеру, зашел я в трактир, а там подают какое-то вкусное блюдо, или необыкновенно вкусный квас. Я рассказал своему другу, он тоже сходил, рассказал другим. В короткое время заведение становится популярным - без особых усилий хозяев. В наше время подобная известность тоже имеет место быть. Например - в ЖЖ. Если топ ЖЖ - это реклама, то "раскрутка" остальных блогов - исключительно репутация.  И всё же в наше время больше репутация напоминает рекламу (то есть превращается в "пиар"), чем сто лет назад реклама опиралась на репутацию. Для репутации необходимы некоторые важные культурные предпосылки. Прежде всего это стабильность. К примеру, марка английского чая Твиннингс существует без малого 300 лет. Его известность базируется на стабильности, на качестве. Эта стабильность проявляется иногда в незаметных вещах. К примеру, стеклянная бутылка кетчупа Хайнц, продающаяся сегодня в любом магазине, идентична бутылкам, в которых он выпускался сто лет назад.  Итак, для репутации важны стабильность и качество.  Так как бизнес был семейным и наследственным, причем не так как сейчас, а в чем-то одном. Часто те, кто занимались неким делом, занимались им с душой, имели уникальные рецепты, заботились о повышении качества. Причем если в рекламе качество прежде всего декларативно, то в репутации оно проверено практикой. Репутация не может врать. 
      В чем же достоинства репутации? Их много там, где мы находим недостатки рекламы. Репутация не мешает жить, не навязывается, и ничего никому не стоит. Если реклама часто приводит не к улучшению, а к ухудшению товара (вы можете это нередко наблюдать: поначалу товар неплох, но как только он начинает раскручиваться и рекламироваться - качество сразу падает). Репутация правдива. Она, как реклама, не назовет чай ценой в один доллар (и меньше) "элитным", "королевским", "императорским". Репутация ориентирована на человека: это, по сути, дружеский совет, рекомендация.
К примеру, существовала долгое время так называемая "рекомендательная библиография". Если научная, официальная библиография должна описывать все издания определенной тематики на данном языке за определенный период, то рекомендательная осуществляет выборку наиболее важного и лучшего, сопровождает описания аннотациями. Книга не столько становится известной, сколько более близкой к читателю. К примеру, если бы Д.С. Лихачев составил рекомендательный список по древнерусской литературе - я считал бы, что мне нужно на эти работы обратить внимание в первую очередь. подобная рекомендательная библиография следует принципу репутации. Для репутации важно содержание, качество, польза. Для неё выгода вторична, так как чаще всего те, кто создают репутацию - не получают выгоды. Рекламе предшествовали зазывалы и вербовщики, получавшие свою плату. Это можно сказать "индивидуально действующая реклама".
      Когда общество стало массовым, отдельный покупатель, клиент (который, кстати, зачастую тоже имел свою репутацию!) перестал интересовать производителя товаров и поставщика услуг. Наше общество - не общество людей, это общество единиц. Место производителя заняла фирма, занимающаяся тем же. Но сменится глава фирмы и её политика - мы чаще всего даже и не узнаем об этом. В последнее время одни компании поглощаются другими, причем сохраняется название и марка, а по сути производитель уже другой, хоть и завод тот-же. В такое время реклама намного удобнее, чем репутация. Цель-то не произвести хороший товар, приносящий прибыль, а просто получить прибыль. Значит все средства хороши. Начинает производится масса ненужных людям товаров и услуг, которые агрессивно рекламируются на каждом углу. Для репутации в мире современного капитализма почти нет места, более того, она нежелательна, так как подразумевает соответствие слов действительному положению вещей. Реклама же содержит всегда очень мало сведений, и много пустых слов. Реклама - способ манипуляции, подчас успешный. Политики давно променяли репутацию на рекламу, и их предвыборная компания есть чисто рекламная пиар-акция, а не способ повышения репутации. чтобы выдвигать вперед достоинство - нужно им обладать. Потому репутация совсем не в почете, и это не удивляет.
       Реклама и пиар совсем не соответствуют интересам общества и отдельного человека.  И неважно о чем идет речь - о сфере торговли, искусства, политики или даже философии. Везде продолжается подспудное столкновение рекламы и репутации, заканчивающееся тотальным господством рекламы, манипуляцией человеческими предпочтениями.  Если же для нас (персонально) важнее суть дела - мы будем игнорировать рекламу и восстанавливать принцип репутации, как более естественный и человечный.  Недостаточно игнорировать рекламу, чтобы нейтрализовать вред от неё, нужно выявить её влияние на психику, на формирование стереотипов, а потом отказаться от рекламы как принципа, изживая её последствия внутри себя. Может я слишком радикально настроен, но вижу в рекламе сильное зло, важный негативный компонент цивилизации, отравляющий нашу жизнь.
 

общество

Previous post Next post
Up