Способы самоидентификации

Jul 07, 2009 13:00

      Современные философы часто рассуждают о "Я", именно с большой буквы. Но что это за зверь такой - "Я", не сродни ли он грифону и дракону? Как известно, и те мифы сформировались не на пустом месте, но мифических зверей всёже не существовало.  Думаю, что это именно такой зверь. Как известно, я - это указательное местоимение, часть речи. Когда некто говорит я - это равнозначно указыванию на себя пальцем. Но если автор пишет роман, то "я" будет принадлежать не автору, а тому персонажу, который произносит реплику.  "Я" как понятие - неудачная замена слову личность, которое само по себе кажется безликим, как это не парадоксально ("персона" - аналогично). Самое лучшее называние личности - по имени (имеется в виду имя, отчество, фамилия плюс титул или звание).  Но человек в наше время не называет себя в третьем лице, он говорит именно "я". И всёже осознает он себя совсем не как "я".  Речь совсем не будет идти о личности, а только о самоидентификации, о том, как человек представляет себя. 
       Рефлексия по поводу своей личности - непростое занятие. Цельность самоидентификации весьма условна, скорее это более или менее удачная компиляция, и если вглядеться - хорошо видны стыки компонентов. Из чего же строится самоидентификация? Из набора маркеров, обозначающих различные свойства, состояния, характеристики и т.д. Осознанию себя предшествует описание других. И на себя человек тоже смотрит как бы глазами других. Поэтому он себя мыслит не через ощущения, инстинкты и прочее, а через привычные клише. К таким маркерам прежде всего относятся пол, возраст, национальность или принадлежность к какой-то группе, религия, работа и должность, социальное положение, уровень материального благосостояния, внешность (если есть отклонения или уродства - особенно) .
То, что человек оценивает себя согласно общепринятым меркам, ставит его в сильнейшую зависимость от общества в целом и непосредственного окружения. Более того, часто возникают комплексы - именно не в силу собственного дискомфорта - а в силу боязни того, что другие тебя оценят негативно. К примеру, женщины бояться полноты. Да, толстых не любят, но ведь зачастую худые девушки стремятся похудеть ещё сильнее.  И можно понять подобные фобии, хотя и не оправдать их. Недостаточно говорить человеку, чтобы он не обращал внимания на мнения окружающих, если он прекрасно знает, что его общественное положение будет зависеть именно от таких оценок.
        Собственно, оценка есть главное основание естественной иерархии. Если государство сложилось у человека уже при значительной степени развития цивилизации, то у социальных животных иерархия вполне присутствует, хотя это не есть иерархия власти и подчинения (в обычном смысле последнего слова).  И полагаю, что животное понимает своё положение в иерархии. Человеческое самосознание более сложное, более структурированное, насыщщенное стереотипами. Возникает зазор между быть и казаться. И это самое опасное. Человек ведь может не просто иметь искаженное представление о себе (что иногда выступает в форме самомнения, гордыни и т.д.) , но и сам создавать его. К примеру - напршиваться на похвалу, а потом воспринимать эту похвалу как признание заслуг. Создание имиджа может оказаться не только стремлением к повышению статуса, но и к повышению самооценки - тут трудно провести границу.
В итоге вся жизнь человека - почти до глубокой старости - оказывается в управлении не принципов, не самостоятельно выработанных ценностей, а социальных  стереотипов. Человек всю жизнь стремится не быть, не жить, но казаться, выглядеть.  Даже отпуска - не столько отдых, сколько попытка показать себе и другим, какой я. Именно для этого ездят за границу на известные курорты и по достопримечательностям. Фотография хорошо дополняет стремление к самоидентификации как смотрению на себя со стороны - на фото человек на себя именно так и смотрит.
Делать какие-то выводы не буду, думаю, материал сам говорит за себя.

человек

Previous post Next post
Up