Потери.

Sep 27, 2009 17:56

      Человек во многом не довольствуется действительностью, тем что предстает перед ним как данность. Но на самом ли деле изъяны в действительности, или в его оценке (не восприятии)? Вопрос далеко не риторический, хотя ответ на него очевиден лично для меня. Сколько веков мыслители, религиозные деятели, писатели и поэты сетовали на то, что всё бренно... Вот одного не пойму - если бренно именно всё без исключения, то о чём сожалеть? Я понимаю ситуацию из фантастического произведения, когда один из любящей пары - бессмертный, здесь действительно трагедия порождается старением и смертью. А вот если двое стареют вместе? Получается отрицание не изменений, не разрушения как такового, а определенного разрушения. Если бы дерево было неразрушаемым - мы не смогли бы сделать из него мебель и повозку. Часто говорят о "быстротечности" человеческой жизни. 50-80 лет - хороша быстротечность, попробуйте пересчитать на секунды - сразу откажетесь от метафоры. В том же ряду осуждаемых естественных явлений лежат и потери. Мы их страшно переживаем (то есть более чем сильно). Каждый переживает свои потери - но переживают все. Умер ребенок? Трагедия! И попробуй хоть что-то сказать не сочувствуя переживаниям о потере. Заметьте - смерть ребенка плоха не для ребенка, а для родителей и родственников - ущемлены их интересы. Я должен этому сочувствовать? Поясню: я не осуждаю естественные чувства болезненности потери, но вижу в этом ненормальность. Эмоция - одно, оценка - другое. Многие начинают сетовать на несправедливость миропорядка. И то верно: мир НЕ справедлив. Обратите внимание на выражение - не "несправедлив", а "не справедлив". Мир просто никак к вам не относится. И такое преувеличенное "горе" потери, неважно чего - ближнего, работы, руки, кошелька... - порождает обратную реакцию. Появляются люди - вроде Будды - которые заявляют, что не надо ни к чему привязываться, чтобы потом не страдать. Я вижу проблему иначе. Потери естественны, и естественны негативные ощущения от них. Преодолевать нужно не привязанности, а зависимость. Свободный человек иначе сожалет о потерях, его грусть светлая, нет злости. Потери говорят нам прежде всего, что и мы не вечны. Мы теряем - и нас потеряют. Всё конечно, всё тленно. Должно ли это приводить в уныние? Вовсе нет, если мы не стремимся к совершенной неизменности как идеалу. Помню, как-то давно смотрел фантастический фильм (которых тогда снималось буквально единицы), кажется "Москва-Кассиопея", там местные роботы "осчастливливали" навечно, превращая живые тела в совершенные скульптуры. Почему-то главные герои - подростки старались всячески избежать подобного "счастья"., и я их вполне понимаю. Вы говорите - потери? А я говорю - движение. При движении, при постоянных изменениях потери неизбежны. наверно, стоит больше думать о том, что мы ценим, что теряем и что пытаемся сохранить. Нужно ли это? Нужны ли гробницы и мавзолеи, дома-музеи и толстенные биографии? давайте относиться проще к неизбежным потерям. И - напротив - придавать большее значение тем потерям, которые избегаемы и зависят от нас. Простейший пример - потеря любимого вследствие расставания. Менее очевидный пример - потеря богатств природы (богатств не в смысе ресурсов!), которое можно было бы принять, если бы землю разрушил огромный метеорит, а не мы сами планомерно её уничтожали. Кто о чём, а мои мысли неизбежно сворачивают к этой теме...
Previous post Next post
Up