Дружба как условие и условия дружбы.

Nov 14, 2009 01:01

     Может показаться, что я ставлю во главу угла условия существования, образ жизни, характер деятельности. Но это не так. Главное - это общество. Вам кажется, что вы живете в обществе - мне нет, хотя я и употребляю по привычке это слово. Общество - это общность, общее. Общего в нашем "обществе" очень мало. Настоящее общество не может превышать сто человек. Первичные сообщества первобытных людей удовлетворяли этому требованию, цивилизованные "общества" - нет. Когда древние коллективы называют "родовой" или "соседской" общиной - то сильно уходят от действительности. Никогда сообщество не состояло только из родственников, и никогда - только из "соседей". Сообщество было спаяно родственными связями, но это не первично. Родство изначально воспринимается весьма ограниченно и не формализовано. А вот общность достигает высокой степени. За счет чего? Был ли какой-то особый фактор, качество человека, которое цементировало группу? Если вы скажете - необходимость - я не соглашусь. Взаимопомощь нужна людям, но не всегда и не каждому, кроме того даже если потребность есть - её ещё нужно осознавать. Можно сказать, что это предпосылка для сближения людей, но не "цементирующее" качество. Есть некоторые важнейшие проявления человека, которые и психологи-то очень редко затрагивают, а социологи вообще обходят стороной. Для социологов есть семья, есть партнерство. а вот любовь и дружба для них - терра инкогнита. Да и философы здесь не многое сделали для осознания общественной роли этих чувств и отношений. Именно об этом аспекте я и хочу поговорить. В центре моего внимания стоит феномен дружбы. Было бы неверно ограничивать это какой-то личной практикой, личным опытом. Это скрепляющий людей цемент. Дружба не от рождения существует, она возникает при каких-то условиях. И в свою очередь меняет поведение человека, воздействует на общество, создает новые условия.

     Противопоставлять любовь и дружбу - это дело неблагодарное, они очень близки между собой, порой совмещаются и переплетаются. Дело в том, что нет таких чувств - "любовь" и"дружба", это комплексы мыслей и эмоций, а также поведенческие комплексы. Видно это хотя бы из того, что нельзя дружить в одностороннем порядке. Иначе говоря, дружба и любовь - типы социальных связей, не формальных связей, а сущностных. Любовь - далеко не синоним "полового чувства", сексуальной привязанности, даже если понимать это расширенно. Любовь - это и потребность в ребенке, общая забота в воспитании. Именно взаимная любовь родителей создаёт такую потребность. То есть любовь - особый тип связей, который объединяет мужчину и женщину вокруг потомства, побуждает мужчину защищать женщину и побуждает женщину заботиться о мужчине (проявлять нежность прежде всего, я не имею в виду готовку еды). Другой вид социальной связи - дружба. Во многом он даже важнее любви. Потому что он предполагается и для любящих, и для всех остальных. Мы привыкли, что друзей должно быть очень мало - настоящих. Но это ниоткуда не вытекает. Немного - да, но почему мало, единицы? Часто те, кто учился, служил, работал воспринимают всю группу как друзей или приятелей, и для этого есть основания. Конечно, это не дружба, но близко к этому. Опять же можно вспомнить фронтовую дружбу. Это я к тому, что для дружбы не много нужно. То, что мы стали излишне разборчивы, накладывается на отсутствие сближающих факторов - общего проживания (то есть недалеко) и других. Итог - пара друзей, в лучшем случае. Но почему друг обязательно должен быть такой, чтобы за него умереть можно было? Это уже чрезмерные требования, идеализация. А вот что было и что должно быть в норме - давайте разберемся.
     Есть такое качество, которое редко вспоминают, да и слово уже давно забыли - дружелюбие. Это не значит, что человек готов дружить со всеми подряд и что он умственно неполноценный. Это означает открытость к дружбе, готовность дружить, если не будет никаких явных помех. Раньше у людей это качество было намного более развито. Отчасти это связано с тем, о чём писал Конрад Лоренц - разницей между редким и населением и перенаселенноой местностью (город ). При редком населении и спокойной, не военной обстановке любой человек встречается с радостью и любопытством. И от него ожидается благодарность и ответное доброжелание. Потому и были люди гостеприимны, а не просто в силу какого-то совершенства характера или специфики культурных норм. Дружелюбие - это, конечно, не дружба, но где-то около, совсем рядом.
Дружба возникает в силу единства места жизни, сходства желаний и интересов, симпатии личного характера и т.д. Всё это присутствуеет в первобытном сообществе или позднейшей небольшой земледельческой общине. Но есть ещё важный пункт - собственность (любая). Это помеха дружбе - известно как часто друзья ссорятся на почве денег. Это уже не первично - это присуще сообществам, где утрачено состояния, когда собственности не было. Коллективная собственность - это фантом, которым обозначают её отсутствие, лишь бы не признать факта, что собственность как таковая не является необходимостью. Так вот, в таком тесном кругу, где нет разделения собственности, люди естественным путём склонялись к дружбе. Можно привести в аналог коммуналки - там, напротив, недобровольное соседство в сочетании с индивидуализмом порождало бесконечные ссоры. Здесь дружба не поневоле, а вполне добровольная. Слово "дружина" тоже не случайно однокоренное слову "друг". Дружина первоначально - не воины на княжеской службе, а собрание мужчин для защиты племени. Может показаться, что я далеко ушел от темы дружбы, на самом деле я к ней как раз и подошел. Дружба, дружеские отношения могут быть сильнее или слабее. Дело не в статусе и не в словах, а в том, что эти отношения сильно меняют жизнь. Дружба - больше, чем взаимопомощь, это близкое единство мыслей и действия. Для дружбы мало желания - нужны условия. Дружба, когда друг живет в ином городе, за тысячи километров - неполноценна, это скорее стремление к дружбе, чем она сама. Современная городская жизнь способствует изоляции и одиночеству, а не дружбе. С любовью несколько проще - любящие соединяются в семью и живут, как правило вместе. Дружба же не считается чем-то серьёзным. Не пора ли пересмотреть такой подход?
     Нуждаясь в определенных условиях, дружба, появившись, сама создает особую атмосферу, новые условия жизни. К примеру (беру простую ситуацию), лишившись жилья, человек может временно пожить у друга. Не такое уж великое одолжение, но для в рамках ситуации - просто спасительное. Капитализм, да и вся современная цивилизация противостоят принципу дружбы. Многие новые ("утопические") проекты, сообщества , общины были обречены на неудачу только потому, что не представляли собой объединения друзей. Даже если бы принципы устройства общины/коммуны/секты были правильными на 100% - ничего бы не получилось. Говорят о "человеческом факторе" - это слишком неопределенно. Я вижу только два принципа обединения людей - на основе власти, силы, системы, формальных правил - и на основе дружбы, любви, добровольного сотрудничества. Но здесь дружба и любовь должны обозначать не идеалы наподобие толстовских, а вполне определенный тип отношений. Личных отношений - а не для всех, не потому что так нужно. Нельзя требовать любви или дружбы - но можно создать условия, благоприятные для них. Те условия, о которых шла речь выше. И создавать их, тоже отталкиваясь от личной дружбы - а не от идеи.

человек, общество

Previous post Next post
Up