Что такое жизнь? Жизнь в смысле биологическом, прежде всего. Метафорические выражения типа "жизнь Вселенной" можно проигнорировать, так же как и понятие "духовной жизни" в смысле жизнедеятельности какой-то вложенной невидимой сущности человека. Рассуждения, почему нельзя говорить о жизни "духа", само утверждение о бытии которого ничем не подтверждено, увело бы нас далеко в сторону. Теперь можно приступать. Приводить все философские или научные определения жизни - а их немало - я здесь не буду, ограничусь только изложением собственного взгляда. Чтобы иметь точку отсчёта, давайте договоримся, что все мы, как бы ни понимали жизнь, включаем человека в число живых. Почему же шли такие ожесточённые споры вокруг учения Дарвина? Дело вовсе не в обезьяне как предке человека, дело в его типичности для мира природы. Человек есть животное, вот что важно. Кстати, животное и означает "живое", так как по-славянски слово "жизнь" звучало "живот". Итак, все животные - это живые существа, и одно из этих существ - человек. Но мы пока не получили определения и не очертили круг. Первая и вторая задачи тесно связаны, от определения зависят и критерии отделения живого и неживого.
Человек живой, все звери живые. А вот растения? Есть все основания включать растения в царство живого. Биологи так и сделали, можно ещё вспомнить про понятие "биосфера", в неё входит растительность как важнейшая составляющая. Основную часть питания животные получают путём переработки растений, биомасса растений есть основа существования мира животных. Растения получают питательные вещества и энергию из окружающей среды, в том числе и из отходов, перегнивших в земле. Можно ли разделить растения от животных? Можно, но есть и растения, которые обладают признаками животных, то есть двигаются, причём быстро. Мухоловка схлопывается с огромной быстротой. Собственно двигаются все растения, поскольку рост есть определённое движение. Анализ особенностей растительного мира указывает нам на существенную черту жизни - активность. Не движение, а именно активность, внутреннюю и внешнюю (частным случаем которой и является движение).
Только живое обладает активностью. А как же метеориты, кометы, да все небесные тела, которые постоянно в движении? Их активность инерционна, они полностью детерминированы условиями и не имеют воли. Значит, жизнь можно определить как существование тела, которому присуща активность. Можно несколько иначе сказать: жизнь есть намеренная активность существования, причём активность за счёт внешней среды. Любой живой организм - своеобразный генератор, потребитель ресурсов среды. "Намеренность" означает, что живое может быть причиной относительно себя же, то есть внутренние причины вызывают действие и реакцию. Основным механизмом жизнедеятельности животных следует признать рефлексы и инстинкты. Различные виды живого, вступая в сложное взаимодействия, образовывают живой мир и создают основу эволюции. Но принцип жизни у них один и тот же.
Где же граница живого? Теоретически ответить на этот вопрос просто, но практически - сложно. Мы пока не можем чётко определить, в какой момент активность становится произвольной, намеренной. Это не значит, что нет скачка, и не значит, что он есть. Просто точку перехода трудно установить, если вообще возможно. Какие-то химические соединения могут проявлять активность, которая может быть сочтена жизнью. Вопрос оценки, скорее всего, дополнителен по отношению к науке и не входит собственно в её компетенцию. Можно сказать, что грань между живым и неживым условна, но для нас этой условности достаточно. Важно то, что живое существо умирает, и не является уже живым, несмотря на то, что представляет собой биомассу. Это заставляет вернуться к разговору о живом и неживом снова, но с другой стороны. Однако сначала нужно разобраться в специфике неживого. Об том и будет следующая тема.
П.С. Как вы поняли, я здесь не претендую на оригинальность, а стремлюсь добиться ясности.