Собственность не менее определяет человеческую жизнь, чем государство и закон. Не было бы собственности,общество представляло бы собой совсем иное. Даже отношение к собственности, и то многое значит. В собственности есть два компонента, совершенно различных, только это не бросается в глаза, и с ними зачастую связвано немало путаницы, это владение и принадлежность. Дам своё определение собственности. Собственность есть закреплённое владение, или, говоря иначе, закрепление за кем-либо права распоряжаться вещами. Изначально собственность была связана с использованием, владение и состояло в использовании. Немыслимо было разделить принадлежность, владение и использование. Моё - это не то, что считается моим, а то, чем я пользуюсь. Впоследствие собственность перестала отождествляться с используемым, так как началась эра закона и власти. Собственность - это уже не то, чем пользуется человек, а что ему принадлежит, закреплено за ним. Можно никогда не видеть чего-то и не пользоваться, но статус собственности от этого не изменится. Для чего же нужно было закреплять собственность? Конечно, не для того, чтобы обезопасить индивида. Это было нужно, чтобы оправдать захваты, прежде всего земельные захваты. Масштабы собственности перестали коррелировать с человеком и его жизнью.
Первым следствием закрепление собственности стало то, что не закреплено, как бы и не твоё. Лояльность к праву собственности многократно усиливает власть, которая опирается на это право и регулирует всю собственность и её регистрацию. Вторым следствием явилось парадоксальное положение, когда человек пользуется тем, что ему не принадлежит. Это не только раб или батрак, это мог быть и свободный человек. В централизованном государстве всё усугубилось, особенно с переходом к феодализму. Земля уже не принадлежала полностью владельцу, а давалась ему в пользование. Даже собственную землю можно было конфисковать. Постепенно вся страна стала не только на словах владением монарха, но и на деле. Любая собственность имела место только с соизволения монарха. Но ведь монарх не всеведущ и не всемогущ. Выдвигается двор, группа приближённой знати. Дальнейшее движение приводит к утрате монархом ключевой позиции. Кто же распоряжается собственностью? Не эта верхушка, как может показаться. Собственность становится прерогативой государства, как структуры. Земля как бы ничейная, народная. Хотя кажется, что право собственности защищает вас и ваши вещи, на самом деле оно защищает положение, при котором всё зависит от государства и денег (которые, в свою очередь, выпускает и контролирует государство). Собственность потеряла всякую связь с человеком. Аспект использования и аспект закрепления права распоряжаться полностью разорваны. Все парадоксы имущественного неравенства вытекают именно из этого несоответствия.
Почем у собственность есть сугубое зло? Потому что она ни связана ни с человеческой природой, ни с логикой, ни с интересом индивида. Собственность становится фиксатором статус-кво, и любые перевороты и революции просто приводят к смене собственника, никак не меняя систему. Коммунизм не есть освобождение человека и уничтожение принципа собственности, но предельное отчуждение владения. В любом государстве есть люди, которые пользуются далеко не всем, что ему принадлежит. Весь вопрос в том, зачем человеку то, чем он не пользуется? Общество решает этот вопрос просто: неиспользуемая собственность отдаётся за плату в пользование другим. Можно фигурально сказать, что собственник пользуется всей собственностью. Но если у него дом набит золотом, разве это использование? Забвение здравого смысла дорого даётся. Если кто-то имеет больше, другие имеют меньше. Собственность становится закреплением не просто неравенства, но угнетения, принуждения, бесчеловечности. Можно запросто выгнать человека из дома, если он лишился права собственности. И это может сделать само государство. Ничего более чудовищного нельзя себе представить, это даже хуже убийства. Живой человек становится заложником.. нет, не вещей, что вы. И даже не бумажек. Заложником системы, заложником регистрации. Даже высокопоставленные люди не застрахованы от попадания в жернова системы. Любая собственность может быть оспорена и признана незаконной.
Каждый, кто отвергает власть, кто не принимает государство, должен понимать, что собственность есть такое же, если не большее, средство угнетения человека. Почему бревно в лесу кому-то принадлежит, почему я не могу его просто взять? В итоге вся земля превращается в одну огромную тюремную зону, в которой мы являемся надсмотрщиками по отношению друг к другу. И доносчиками, конечно. А суд вершит Система. Нужна ли нам собственность? Смотря кем мы себя считаем и какие цели ставим. В свободном обществе собственности не будет, это однозначно. Но поскольку этот механизм уже глубоко встроен в нашу жизнь, избавиться от него одним решительным актом нельзя, требуется постепенный переход. И начинается он не с отказа от личной собственности, а с кооперации и объединения. Как в семье понятие собственности размывается, так и в обществе понемногу должны выступать вперёд другие отношения...