О деньгах нужно говорить и писать как можно чаще, только не о том, как их заработать, не о том, как обезопасить свои вклады, а о том, что такое деньги и чему они служат. Деньги давно перестали быть просто экономическим механизмом, они стали важнейшим регулятором общества. Деньги есть важный фактор развития цивилизации и культуры, они занимают огромное место в сознании людей, хотя все стараются в этом не признаваться. Меценаты делают вид, что их мысли заняты искусством, тогда как у них на уме только прибыль. Деньги нужно изучать с разных сторон: и со стороны их общественной роли, и со стороны человеческого восприятия и мышления. В обществе есть два главных структурообразующих стержня - вертикальный и горизонтальный. Первый есть государственное устройство, властная вертикальная иерархия. Основой власти является физическое принуждение и подавление, прямое насилие. Второй есть деньги, собственность. На первый взгляд горизонтальный стержень демократичен, он уравнивает людей. Люди уже не делятся по признаку рождения, у них якобы "равные возможности". Формально так и есть, на деле "равные возможности" обеспечивают намного более резкое неравенство и более глубокое принуждение, чем действие власти и силы. Вот в чём секрет победы "буржуазного" строя, "капитализма". На самом деле не стоит думать, что победила горизонталь. И это не было бы хорошо, но мы имеем сговор вертикали и горизонтали. Непрочный сговор, но всё же. И лидером в этом сговоре является вертикаль, старающаяся однако не выпячивать себя. В случае опасности "крайними" оказываются денежные мешки, а не госструктуры. В целом, ситуацию можно описать как стремление государства использовать возможности денег в своих целях, подчинить и интегрировать горизонталь. И во многом это государству удалось. Но вот современная идеология уже как бы и не является идеологией, прославление государства уступило место двум другим культам или религиям: религии денег и религии техники.
Как я уже сказал, религия денег вышла вперёд. Культ власти и правителя уже неактуален. Причина проста - в массовом обществе удобнее направлять людей подспудно, с помощью манипуляции, а не действовать принуждением. Религия работает лучше, чем идеология. Ни одна старая религия так не поддерживала власть, как религия денег и религия техники. Религии техники и религия денег взаимодополняющи. Для индивида одна стимулирует другую, так как без денег он не имеет доступа к миру техники. Для европейца вопрос скорее в качестве техники, нё разнообразии и новизне, а в некоторых странах до сих любая техника - признак финансовой состоятельности. Деньги нужны всем, причём больше чем еда. Как же так - ведь деньги есть нельзя? Но за деньги всегда (или почти всегда) можно достать еду. И не только еду, а всё, что нужно для жизни. Между потребностями и желаниями с одной стороны, и их возможным удовлетворением с другой, стоят деньги. Жизнь без денег - ад, жизнь с деньгами - рай, а посередине - чистилище-работа, где человек получает вожделенные деньги. Откуда возникает культ денег, почитание денег как высшей ценности? Из их универсальности. И чем в истории становилось больше возможностей делать что-то за деньги, тем выше становилась их собственная ценность. Но зачем же их копить, делать целью жизни? Многие чужды подобным устремлениям и не понимают их. Я им полностью чужд, но хорошо понимаю. И даже могу объяснить для других.
К примеру, у вас есть сто долларов. Вы можете на них купить ботинки, можете еду, можете книгу, можете бензин, можете лекарства, можете билет на самолёт. Но вы не можете купить всё сразу за одну сотню. Вы неизбежно выбираете, а любой выбор может быть ошибочен. К примеру, вы купили вторые ботинки, а завтра появилась необходимость купить лекарство - и вы в тупике. Если же не тратить деньги, то нет необходимоти выбирать, а можно потратить по ситуации. Но так как существует инфляция, риск потерять деньги, риск потерять текущий заработок или вообще здоровье, человек вынужден скапливать суммы, многократно превышающие необходимые. В ситуации общины такое никогда бы не понадобилось, но для индивидов и для семей это насущная необходимость. Страхование является такой же компенсацией, за которую человек дополнительно расплачивается. В итоге, ему нужно зарабатывать как можно больше и не останавливаться. Вот здесь и лежат корни религии денег; они не в помутнении сознания, а в искусственном, чудовищно искажённом общественном устройстве.
Религия денег зародилась давно. Весьма хорошо ситуация отражена в проницательных, хоть и тенденциозных, высказываниях Иисуса. По его словам, нельзя служить "двум господам" - богу и богатству, один начинает заслонять другого. Подмечено верно, религия денег плохо совместима с любой идеологией, это есть нивелирующая система. Уравниваются с помощью денег любые ценности. Вещь перестаёт быть ценностью, или снижает свой статус, отдавая приоритет деньгам. В число покупаемых ценностей, вторичных ценностей, попадает и человек. Было бы наивно ограничивать рабство только буквальным рабством. Холопство и работа по найму зачастую хуже прямого рабства. Вы удивитесь, почему это так. Но всё логично. Рабовладелец покупает раба и ему невыгодна его смерть и даже потеря работоспособности. Если рабы не очень дёшевы, рабовладелец начинает заботиться о них, как конюх о лошадях. Наёмный рабочий же всегда может быть заменён другим, и работает только за плату, или за хлеб. Разнообразие рабства очень велико, и большинству не приходит в голову, что их работа - это мягкая форма рабства. Но каждый работающий знает, зачем он это делает. Ради денег. Ради денег родители разлучаются со своими маленькими детьми и почти не видят их. Но и упрекать таких не стоит - они ведь деньги для тех же детей и зарабатывают. Нерешаемое противоречие, которое порождено не какой-то человеческой испорченностью, а общественной системой, построенной на деньгах. Монетизировано всё, включая науку и искусство. Религия денег имеет прочное основание, к тому же даёт иллюзию уравнения людей. Равенство есть ложный идеал, порождённый религией денег. При этом идеал равенства преспокойно уживается с практикой неравенства. А этим-то прекрасно пользуется и государство - в своих целях.
Опасность религии денег в том, что она всепроникающа. Её последователями являются богатый и бедный, и вор и художник. Кто меньше всего ей подвержен? Правильно, крестьяне. Те, кто раньше кормился трудами своих рук. Сами того не понимая, большевики, уничтожив крестьянство в России, подготовили почву для торжества капитализма. Известно, с каким скрипом шла столыпинская реформа. Крестьяне ценили землю, а не деньги. Земля кормит постоянно, деньги - только один раз. Скорее всего, консервативность крестьян (земледельцев) была интуитивна, но тем не менее является общеизвестным фактом, зафиксированном для разных стран и веков. Дело, конечно, не в земледелии как таковом, а в возможности автономии. Свобода и независимость для людей и малых групп (в том числе этнических) возможны только там, где осуществима автономия, где есть земля и нет преследования. Впоследствии я расскажу о некоторых объединениях людей, которые жили по-своему, автономно, в том числе и без собственности, а иногда и вовсе без денег. В этом нет ничего удивительного для "первобытных" племен Австралии и других поздно открытых территорий, но вполне удивительно для небольших сообществ разного происхождение, вполне сознательно не использующих деньги. Именно контраст жизни людей в таких обществах по отношению к современному обществу является наилучшим спообом выявления влияния религии денег. Не политическая независимость, только отсутствие денег может являться признаком свободного общества. Могу назвать в числе подобных весьма редких "экспериментальных" обществ, образовавшихся случайно или созданных намеренно: поселения индейцев, живших с 16 века в неприступном горном районе Кубы, пиратское "государство" Либерталлия на Мадагаскаре в последние годы 17 века, амишей, которые в 18 веке при переселении в Америку были ещё совсем немногочисленны (менее 300 человек), весьма интересное общество, возникшее на острове Тристан-да-Кунья в 19 веке. Вот, пожалуй и все те немногочисленные общества, не принявшие религию денег, которые мне известны.
Считать деньги средством прогресса ещё допустимо, другой вопрос как оценивать сам прогресс. Но было бы неверно считать, что деньги приносят людям хоть какие-то блага. Религия денег, как любая религия, хоть и опирается на какие-то явления действительности, но подаёт их в искажённом виде. Религия денег основана не на обмане, а на ложных истолкованиях. Ну и прямой обман и подтасовка фактов тоже имеют место в развитой религии, не без того. Вы спросите, а есть ли внешние проявления религии денег? Конечно, сколько угодно. По сути есть и храмы денег - банки. Эти огромные здания не заняты ничем, кроме денег и людей, считающих деньги. Религия денег во многих отношениях намного хуже всех религий, когда-либо существовавших на земле. Религия денег бесчеловечна. Отсюда и бесчеловечность её служителей.