Государство.

Jan 07, 2010 02:45

     Много путаницы возникает при разговоре о государстве, даже если мы станем рассматривать критику, а не апологетику государства. Источников путаницы несколько, и один из главных - неумение различать государство и людей. Государство не есть совокупность граждан, но так же государство  не есть совокупность людей, работающих в госаппарате. Государство есть определённая социальная властная структура, которая опирается на действия людей, но не сводится к ним. Каждый чиновник, начиная с главы государства, есть исполнитель государства, но он не является его частью.  Система и структура предшествуют человеческим действиям, и подвергаются изменению вследствие действий. Но большая часть действий в последние века направляется государством, а потому государство почти не испытывает неожиданных негативных (для него) влияний.  Мы имеем перед собой государства, но уже нет стран, народов, культур. Структура довлеет, она победила все остальные факторы. По сути дела государство есть начальная, исходная форма цивилизации. Государство не возможно без городов, и город всегда есть центр государства. При своём расширении государство строит всё новые города.  Государство стремится к расширению, что толкает его к экспансии. Да, осуществляют эту экспансию люди, но они не понимают, что ими движет, включая правителей и инициаторов захватов и войн. Устойчивость государственной системы и её успешное функционирование опирается на то, что цели людей могут до определённого момента хорошо согласовываться с интересами государство, хотя бы по видимости.

Все государства стремятся не только к захвату, но и к объединению. И в том и в другом случае происходит укрупнение и усиление государств. Этот процесс неуклонно продолжается, вылившись в глобализацию. Даже если государство прекращает расти и развиваться, и при этом ставит предел действиям других государств - это ничего не меняет в общем ходе истории.  Объединение государств неуклонно продолжается, пусть и неявно. Присоединять одно государство к другому сейчас намного проще, чем сто лет назад.  Нас не должна обманывать временная стабильность. Но не задуматься над её источником мы не можем.  При расширении цивилизации государственные границы перестают ей мешать. Европа уже почти стала единым государством. Позже, после интеграции, может даже сохраняться видимость автономии. Противостояния государств постепенно будут отходить в прошлое, так как исчезла их причина. Одно дело столкновение цивилизованного государства с нецивилизованным обществом, и другое дело - столкновение двух государств в пределах цивилизации.  Если раньше государство являлось зародышем цивилизации и средством расширения цивилизации, то теперь государство стало одним из лиц цивилизации, одной из основных форм. Существование международных законов, ограничивающих действия национальных государств, указывает на снижение мировой роли государства, возможно временное снижение (образование всемирного государства, что будет означать выдвижение его роли вновь на первое место).  И всё же из всех социальных феноменов мы должны обращать внимание в первую очередь именно на государство. Это самый важный фактор истории и уникальный социальный феномен, который можно наблюдать. Цивилизация не менее реальна, но это уже другой уровень обобщения, мы не воспринимаем цивилизацию напрямую.  Чтобы понять цивилизацию, нужно изучить государства. 
        То, что государство структура и Система, не должно заслонять роли отдельных
 людей. Не буду говорить "выдающихся", потому что имеет значение прежде всего пост, а не достоинства человека. И талантливые правители и бездари влияли на исторический процесс.  История человечества есть история государств и людей. Нельзя государство отделить от людей, потому что его существование, развитие, работа поддерживались людьми, часто ценой жизни.  То есть, мы имеем два явления, но одно тесно связано с другим.  Государство не может существовать без людей и без их лояльности. Умные анархисты поэтому не призывали к свержению правителей и сокрушению господствующего строя, а показывали, что наилучший путь состоит в подрыве лояльности граждан. Иначе говоря, человек по своей воли и исходя из своего решения, перестаёт быть гражданином. Если большинство не поддержит государство, то государство рухнет само без всякой помощи. Революции сменяют один режим другим, безвластие начинается с игнорирование и непризнания государства. От того, что я родился на территории этого государства в качестве ребенка его граждан - вовсе ни к чему меня не обязывает.  Своей нелояльностью человек не разрушает государство, но подрывает его основы. Да, законы и насилие вынуждает нас быть лояльными.  Но когда-нибудь большинство из людей поймёт, что государство не заслуживает поддержки и о людях не заботится (иначе говоря, заботится по-своему). Государство стоит на людях и их действиях, и перестанет существовать, когда этой поддержки не будет. Однако пока существует цивиизация, не исчезнет и государство. Всё зашло слишком далеко, и возможность уничтожения государства через нелояльность превратилась из действительной возможности в умозрительную. Сейчас этот наилучший способ разрушения государства уже не сработает. Люди разобщены и придерживаются разных ценностей. Меньшинство может противостоять Системе лишь выйдя из неё. 
       Есть ли смысл улучшать государство, способствовать его лучшей работе?  Для меня - нет, мне улучшение  и усиление государства представляется делом античеловеческим. Чем лучше функционирует государство - тем хуже людям, живущим в нём и даже вне его.  А потому все жалобы на плохую работу госслужб нелепы, если вы только не враг людей. У кого есть сомнения - советую посмотреть "Бразилию" Гиллиама (1985), должно помочь их (сомнения) развеять.  Все, кто попадает в жернова государства, надеются лишь на то, что и у этой Мегамашины бывают сбои и ошибки. Мечтать о совершенном государстве - почти тоже, что мечтать о полном истреблении людей. Конечно, не каждый государственник - фашист. Но примечательно, что все фашисты - государственники. Надеюсь, кто нибудь когда-нибудь соберется мопоставить деяния Цинь Шихуанди, первого императора Китая, и Гитлера. Сходство поразительное, чего только стоят костры из книг в том и в другом случае.  Хотя легизм и фашизм - не тождественные идеологии, но близость их несомненна.  Легизм - это идеология, на которую опирался Цинь Шихуанди, если кто не знает. И также не случайно для укрепления и развития русского государства больше всего сделали жестокие правители, принёсшие горе народу: Иван Грозный и Пётр Первый.  То, что кажется парадоксальным и вызывает споры о двойственности роли личности правителей (будь то Наполеон или Сталин), происходит от непонимания сущности государства. Бесчеловечность строителей государства полностью логична. Отсюда можно предположить (логика не даёт права делать вывод), что и стремящийся к усилению государства невольно начинает вредить людям. Всем людям, а не только некоторым. 
        Даже если мы не можем унитожить государства как системы общественного устройства, даже если мы не можем изменить образ мыслей большинства и убедить их перестать поддерживать государство, у нас  остаётся неучаствовать самим в поддержке государства. Чем больше людей не поддерживают государство, чем больше людей объединяться на негосударственныхз началах, тем больше перспективы выживания человечества. Принимая государство, человек с неизбежностью принимает всю Систему цивилизации и теряет любые шансы остановить разрушение природы и деградацию человечества, какие бы идеалы он ни проповедовал на словах. Каждому гуманисту или любители природы говорят: у нас есть законы, есть легальные способы отстаивания своих интересов - пользуйтесь ими. И как только все несогласные начинают идти в русле, указанном государством, их деятельность теряет всякий смысл. Нужно ли ходить на митинги, разрешенные властью? Пожалуй, если только вы поддерживаете государство.   Разрешенный государством анархический (к примеру) митинг работает на пользу государства. 
        Влияние государства сказывается во всём и регламентирует каждый наш шаг. Пропаганда и идеология лишь потому бывают успешными, что главная сила государства вовсе не в них. Сегодня наш дом, работа, заработок, отношения - всё происходит при посредстве и при вмешательстве государства.  Государство уже сотни лет как перестало быть только структурой. Эта структура обросла "мясом" и "мышцами".  Я могу себе представить, как вымирает (от какой-либо новой неизлечимой инфекционной болезни) всё население государства, и однако государство продолжит своё существование. Новое население придёт на место старого, а Система останется. И такой вот бесчеловечной машине служит большинство, причём служит искренне, а порой и жертвенно. Давно пора начать раскрывать людям глаза на сущность государства, на то, какие плоды порождает его развитие. Иллюстративного материала предостаточно.

государство, цивилизация

Previous post Next post
Up