Абсолютное и всеобщее.

Feb 03, 2010 22:57

        В последнее время в разных диалогах выявил для себя, что многие люди, мало того, что образованные, но читающие и философскую литературу, смешивают "абсолютное" и "всеобщее", "абстракцию" и "обобщение". Это самые важные случаи путаницы. Встречается ещё смешение "понятия" и "слова", "условного" и "среднего", "конкретного" и "действительного". Рассмотрю сейчас только первую пару, причём максимально кратко. 
         В отличие от обыденных представлений, которым, как ни печально, вторят многие философские книги, всеобщее не совпадает с абсолютным. Абсолютное (абсолют) есть некая характеристика (либо сущность), которая неизменна, не связана с реальными явлениями и не зависит от них, не имеет исключений и не нуждается в оговорках. Всеобщее - это обобщение, которое указывает на какой-то круг явлений или степень распространённости явления, и является достаточно определённым, но не жёстким. Любое высказываение о всеобщем носит гносеологический характер. Если я говорю "все яблоки подобны шару, а не кубу"  или "все люди - земляне", я говорю о всеобщем, а не об абсолютном. Отсюда не следует, что вообще никогда и ни при каких условиях не может быть кубических яблок или людей - не землян. Я лишь утверждаю, что их нет сейчас и готов продолжать это утверждать, пока не получу подтверждения обратного. Помимо этого, бывает, что уместно говорить об исключениях, не отменяя правило. Особенно же наглядно видно различие всеобщего и абсолютного при рассмотрении массового производства артефактов. "Все карандаши имеют грифель" только потому, что мы их такими делаем. Примеров можно приводить сотни. Всеобщность иногда напоминает абсолют, но не имеет с ним ничего общего. Если сходство слишком велико - вспомните о факторе времени: то что полностью верно сегодня, может быть неверно завтра, в силу происходящих изменений.    
         Важно понимать, что абсолютное есть только в человеческом сознании, как искусственный образ, упрощенная схема, но этой схеме не соответствует ничего в реальном мире. Рассуждения об абсолютном не имеют ни философской, ни тем более научной ценности (но в философии, к сожалению, нередко используются). Категория всеобщего, напротив, имеет широкое применение и в философии и в науке. Вполне обоснованное применение. Отказаться от всеобщих категорий невозможно хотя бы потому, что сам язык почти полностью из них состоит, относя одно слово к множеству явлений.

понятия, философия

Previous post Next post
Up