Все ли двуногие - люди?

Feb 17, 2010 23:44

       Знаете ли вы, что такое человек? Или кто такой человек? Знаете, конечно, и можете более или менее точно определить.  Но это кажущаяся ясность.  На самом деле есть два типа определений человека: человек как биологический вид (или особь этого вида, если мы будем говорить об индивиде), и человек как социальная, культурная личность. Парадоксально, что в советской идеологии человек определялся прежде всего через социум, но в то же время все "двуногие" планеты считались людьми по биологическому принципу, "братьями" (чисто христианская "терминология", кстати). Конечно, эти принципы могут накладываться, но они никак не могут быть равнозначными, и либо мы опираемся на один, либо на другой. Были времена, когда аборигенов не считали за людей, как мы сейчас не считаем людьми шимпанзе и орангутанов. Сейчас уже людьми оказались все "двуногие". Достижение ли это? Верно ли это?  Вопреки очевидности, я должен оспорить это положение. Если мы смотрим с биологической точки зрения - да, все двуногие - люди, но ведь для нас в системе ценностей биологическое стоит на последнем месте, не определяя критерии человечности. Когда человека сажают в тюрьму за неуплату налогов или невозврат долга - где здесь биология? Получается ситуация, схожая с двойными стандартами: гда нам удобно, социальное господствует, в тех же редких случаях, когда выгодно - вспоминают про биологическое сходство.  Биологическая принадлежность к одному виду не даёт основания для каких-либо выводов о единстве всех людей, не связанных социально и культурно.  Учение о единстве человечества, которое обычно считается прогрессивным и гуманным, на самом деле повредило людям не меньше, чем учение о неравенстве народов и рас.
        Как отмена рабства не означала отмены угнетения, так и провозглашение всех двуногих людьми не означает заботу о всех людях и признание всех братьями. Посмотрите на таможенные правила США: въезд в страну не упрощается, а затрудняется.  Есть множество рычагов помимо рабства для принуждения человека. В современном мире невыгоден работник-раб, слишком дорогое имущество ему бы доверялось. Свободный работник делает намного больше и лучше, ему позволено больше, чем обычному рабу. Впрочем, и рабы были разные, некоторые жили не так и плохо. К чему я вспомнил о прекращении рабства? К тому, что ещё в 19 и даже в 20 веке истреблялись многие племена, продолжался геноцид. Мы помним про фашизм и забываем, что творилось в английских колониях. Истребление - физическое, оружием, наряду с вытеснением в непригодную для жизни среду, велось вплоть до конца 20 века, не исключено, что отдельные случаи и сейчас имеют место. Но в целом процесс прекратился. Земля завоёвана, поделена и освоена. Не получилось у европейцев и завоевать земной шар оружием и подчинить его, частично была выполнена только первая часть программы. Сначала государства, потом и люди были признаны равными и имеющими неотъемлемые права. В рамках ООН нет разницы между США и Бангладеш, если не считать разный вес этих стран. Все люди формально (!) стали равными. Но равенсто не дало им ни хлеба, ни свободы, ни здоровья. Можно вспомнить договоры конца 19 века с индейцами. С помощью мошенничества можно получить больше, чем просто силой. Общемировая концепция "человечности" есть основа бесчеловечной системы. Раз никто не нападает - никто не будет и защищаться.  Мнимое единство человечества нужно для усиления контроля над людьми. Человечество действительно одно - если говорить о биологии, но от природы люди не едины, никогда едиными не были и не будут. Многие племена исчезли так же, как истребляемые животные. Это уже непреложный факт из истории новогого времени, который никто не сможет отменить. Но это ещё не всё.
       Если все люди одинаковы в правах, формально, это не значит, что они равны в действительности. Даже если им дать полностью равные права - они не будут равны, то есть одинаковы. Конечно, люди не равны,  но от чего зависит в наши дни неравенство? Прежде всего от степени связи с Системой. Сегодня богатство уже не может защитить человека. Официальный представитель государства (обычный рядовой милиционер) может по закону применить оружие против любого гражданина при определённых ситуациях. Чем ближе человек к государству и его верхушке - тем больше у него власти. Но ни один человек не становится самим государством, даже президент. Люди в целом, при всей разнице положений, всё больше и больше зависят от Системы. Человечество как бы сошло с твёрдой земли и перешло на корабль. Корабль цивилизации. Если на замле всё зависит от твоих ног, то на воде - только от корабля. Без него человек беспомощен, он становится заложником корабля и его системы. Когда не остаётся ничего внешнего, что можно было бы грабить, людей чужих народов, которых можно использовать как рабов, все люди становятся рабами. К примеру, в Японии и России, где не было внешних колоний и рабства, степень порабощения собственного населения (прежде всего крестьяне) была предельной. Декларативное единство людей обеспечивает свободу распространения цивилизации. Европейские страны и Америка выставляют себя благодетелями "развивающихся" стран, даже посылают к ним экологов. Навязав цивилизацию многим народам, разрушив их культуры, их жизненный уклад, их среду - после этого продолжают говорить об оказываемой помощи и благотворительности. Единство человечества перестало быть идеологическим христианским мифом, обеспечивающим основу европейской эксансии и колонизации в 16-19 веках и превратилось в реальное единство под пятой цивилизации. Этот процесс в разных аспектах должен быть рассмотрен как один из этапов мировой истории, как один из главных аспектов глобализации. Вместо того, чтобы соглашаться с тем, что человечество всегда было единым, но этого просто не хотели признавать, мы должны разглядеть, что сама доктрина единства помогала создавать это единство, которого раньше не было. И радоваться здесь совершенно нечему.  

человек, история, цивилизация

Previous post Next post
Up