Богатство и богатые. Богатые тоже... умирают.

Jan 09, 2009 19:29

                                       Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его (Притчи 28, 11)

В последнее время о богатых заговорили в необычном ключе - в связи со смертью Адольфа Меркеля конечно.
Пользуясь случаем, хотел начать разговор о богатстве, который давно намечал. И не только о богатстве абстрактно, но и о богачах и сверхбогачах конкретно (биографически). Думаю в этой теме много интересного и философского.
Богатство - социальная категория, это не означает "много денег". И это в том числе, но богатство может заключаться к примеру во владении нефтяным месторождением, то есть то что даёт деньги. Богатые - современные дворяне, люди, стоящие над другими не по праву родства. Возвышение богатства - особенность буржуазного общества, и достигло апогея  в последние сто лет, до тех пор везде кроме Америки знатность ещё была важна. Итак, богатство = успех, это много "возможностей", источник реализации желаний. Хочешь реализовать мечты? Сначала ты должен разбогатеть. А то, что ты можешь гнаться за этим всю жизнь и не достичь, или достичь и забыть про желания, умалчивается.

      Отношение к богатству в древности никогда не было однозначно-положительным. скорее осторожное, подозрительное, богатство связывалось со злым умыслом. наверно не случайно. Открываем "Екклезиаст".  "Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета! /.../ Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. " (Еккл 5.9,12-13). "Есть зло, которое я видел под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это суета и тяжелый недуг!" (Еккл 5.1-2) Иисус говорил в том же духе, только ещё резче. И его слова будут нас интересовать не прото как основа христианского учения. Он высказал очень важную философскую мысль. Он не просто сказал о богатстве "не можете служить богу и маммоне": он обосновывает это: "не можете служить двум господам,  ибо одного или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть" (Мф 6.24). Здесь для нас важно не то, что идет речь о боге, а что идет речь о выборе, о сравнении системы ценностей. "Ибо где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф 6.21).  Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16.19-26). подкрепляет эту тему, перенося ценность в иной мир. Я бы не сказал - загробный, я бы сказал иной. Инобытие.  Так почему расцвет и повсеместное распространение христианства не привело к дискредитации богатства? Потому что богатство выступало как главное зло мира, любишь мир - любишь богатство. А уверенности в потустороннем, принятии той ценности, о которой говорил ИИсус, не было. Соответственно, всё перевернулось - и то, что должно было служить против богатства, послужило его утверждению. Я не люблю богатства, и буду его "ругать", но не с христианской позиции. А с позиции философской, позиции Екклезиаста, Диогена, Лао цзы, позиции, считающей что человек выбирает не те ценности и потом всю жизнь крутится как белка в колесе в погоне за мнимыи благами.

Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки (Дао дэ цзин, чжан 44)

Пока всё было вступление. Теперь разговор о богатых - будет некий сериал из посвященных богатству и богатым постов. Главная тема этого дня - смерть богача. Казалось бы ясно, что все смертны. Но когда богач заканчивает жизнь самоубийством - это событие. А тем более, бросается под поезд, как это сделал Меркель. Подробно я о нём и его поступке рассказывать не буду, в инете полно об этом информации, начиная с новостных лент. "Миллиардер, бросившийся под поезд вечером в понедельник, погиб мгновенно, но сообщение о его смерти появилось только через сутки. Семья, которой миллиардер оставил прощальное письмо, называет причиной самоубийства магната  трудное экономическое положение, в которое попал бизнес Адольфа Меркеля в результате мирового финансового кризиса." http://www.svobodanews.ru/news/2009/01/06.html?id=479803  
Ну как бы погиб и погиб - что тут такого? А дело в том, что и причиной его известности, и причиной его смерти послужили деньги. Значит, чтобы не говорили о богатстве - а богатые - такие же люди, хоть у них и иные проблемы. И они смертны. Открытие не абстрактная констатация, а конкретный труп на рельсах. Люди наглядным примерам верят больше, оно и понятно.
Вы смотрели сериал «Богатые тоже плачут»? Да, нет - не имеет значения. Вам понравилось, нет? Неважно. Мне понравилось само название сериала. Очень сильное. Богатые ТОЖЕ ля-ля-ля. Тоже - вот ключевое слово. Они тоже люди! И для многих это открытие, ведь богатство окружено таким ореолом желания, такой мифологией, что богатый больший идеал, чем святой раз в сто. Ему не стараются подражать, а подражают, меняют, а подчас ломают свою жизнь. Да, богатые НЕ ТАК ЖЕ живут как остальные, но они ТОЖЕ люди, а значит, болеют, страдают и умирают. И я , вслед за древними, не вижу в этом трагизма. Смерть уравнивает, жизнь разделяет. Но не сама жизнь разделяет.  "Небесное дао /*путь/ отнимает у богатых и отдает бедным то, что отнято. Человеческое же дао - наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято." (Дао дэцзин, 77). Понятно, что богатство рассматривается как нарушение естественного порядка, использование людей в своих целях, грубое вмешательство в ход вещей. Это дурацкие установки создают неравенство жизни из-за владения бумажками, или значимость количества ноликов на чеке. Ныне кризис обнажил гнилость богатства, и развеял в очередной раз многие мифы. Да, богатые ТОЖЕ умирают. И не только от старости…
       Сюжет с самоубийством Меркеля сразу напомнил мне о любопытном фильме братьев Коэнов "Подручный Хадсакера"(1994).  Начало фильма - именно самоубийство богача, под знаком которого проходит весь фильм. интересно, что фильм как-бы рождественский, и Меркель почти на Рождество... Там есть спорные места, но в целом проблема обыграна блестяще. Это не просто фильм о богатом, а фильм о том, как становятся богатыми - и как меняются при этом. И о том, что богатый - не более умный или работоспособный человек. Ему просто повезло. Это уже, конечно, мой вывод из фильма. Кое-что о фильме можно почерпнуть в рецензии Экслера
http://exler.ru/films/15-04-2002.htm
Сцена самоубийства Хадсакера - как он картинно разбегается по огромному столу, за которым сидят члены правления компании, и , пробив окно, выпадает с верхушки билдинга "Хадсакер индастриз" - прямой комментарий к сегодняшним разговорам о самоубийстве миллиардера, хотя причины несколько иные. Выбирая ценности, не будем забывать - богатые тоже... смертны!

смерть, ценности, богатство

Previous post Next post
Up